Понятие о методах музыкального обучения

«Музыка есть отражение диалектики жизни, а ее содержание – это человеческий опыт нравственно-эстетического оценивания мира, выраженный в художественных образах специфическим для данного вида искусства языком.

«Методология – учение о научном методе познания мира; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке» (Словарь. ин. слов).

Познание музыки осуществляется как самостоятельная деятельность учащихся по выявлению того, как реальное становится художественным (фактически речь идет о воспитании поэтического сознания) (1,3).

Деятельность учителя – это не работа по «трансляции» знаний, умений и навыков в их общепринятом, традиционном понимании, а его творчество в организации и исследовательской деятельности школьников. етодическое

«… отношение методики и методологии есть отношение формы к содержанию и, следовательно, методика есть форма методологии. Знание – это процесс, поэтому методика как наука, по сути, есть процессуальная форма конкретизации философского содержания музыки» (1, 3-4).

«Методика преподавания музыки (как форма конкретизации методологии) есть творчество учителя в организации эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся с целью присвоения духовного опыта человечества, запечатленного в музыкальном искусстве, и раскрытия механизма превращения явлений и фактов объективного мира в музыкальные образы в единстве содержания, формы и средств выражения.

Любая деятельность школьников на уроках музыки должна осуществляться как художественная по содержанию и учебная по форме».

Под методом понимается способ деятельности для достижения определенной цели.

Методы музыкального обучения представляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания музыкального образования.

В музыкальной педагогике существует множество различных по структуре методов: от единичных (предполагающих простое односложное действие), до комплексных, многосоставных, способных охватить целый урок.

В музыкальной педагогике выделяют следующие методы.

Общедидактических методы

-словесные (беседа, рассказ, объяснение);

-наглядно-слуховой (прослушивание грамзаписи);

-деятельно-практические (игра на инструментах, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения);

-проблемно-поисковые (анализ произведений, дискуссии, "разрушение" произведения, нарочитое изменение одного или нескольких средств выразительности, "ошибки" учителя);

-игровые методы (игра в художников, игра в названия, игра "Угадай-ка", музыкальные приветствия, угадай мое настроение, живой рояль);

-методы контроля (ответ на ушко, "Что? где? когда?", ритмический диктант,

тембровый диктант «Кто я?»).

Комплексные методы

1. Метод эмоциональной драматургии

Этот метод направлен на активизацию эмоционального отношения детей к музыке. Он способствует созданию атмосферы увлеченности, живого интереса к музыкальному занятию.

Реализуется в следующих 4 приемах.

-Подбор музыкальных произведений, способных заинтересовать детей, высветить какую-либо важную нравственно-эстетическую идею (добра, верности), помочь освоить тему.

-Расположение произведений на уроке с учетом их эмоционального характера, по принципу сходства и контраста.

-Определение ведущего эмоционального тона урока, темпа речи, динамики.

-Определение на уроке эмоционально-смысловой кульминации (учитель намечает способы ее достижения).

2. Метод музыкального обобщения

3 приема:

-Накопление детьми слуховых представлений и музыкального опыта в процессе слушания, исполнения музыки для усвоения и обобщения материала (темы).

-Создание проблемных ситуаций для ознакомления учащихся с новым материалом.

-Закрепление полученного материала в разных видах учебной деятельности.

Частные методы

1.Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней

Сущность данного метода в том, «чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие вопросы, а не довольствовались получение от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить».

Решение новых вопросов приобретает форму кратких собеседований, состоящих из трех связанных моментов:

-Четко сформулированная учителем задача;

-Постепенное, совместно с учителем решение этой задачи;

-Окончательный вывод, который должны сделать сами учащиеся.

Это метод тесно связан с созданием проблемно-поисковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания.

2. Метод создания художественного контекста

Данный метод находит свое выражение в воссоздании историко- психологического портрета композитора и социально-психологической атмосферы, в которой он творил.

3.Метод художественных ассоциаций

Находит свое выражение в «выходе» за пределы музыки в другие виды искусства, природу, историю, жизненные ситуации, образы

4. Метод вариантов

Его суть в создании различных вариантов исполнения музыкальных произведений. Метод реализуется в разных вариантах соединения пения педагога с пением детей, игры педагога и игры детей на музыкальных инструментах, игры в четыре руки, с сольным пением, с движением.

5. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному

Его суть в том, что освоение новой темы, по возможности, должно сначала опираться на уже знакомую музыку или знакомых композиторов и лишь затем – на новый материал. Этот метод дает возможность вернуться к пройденному с новой точки зрения для более глубокого понимания.

6.Метод анализа художественного произведения путем сопоставления по принципу сходства и различия

Метод основан на выявлении противоречий и проникновении в сущностную природу явлений и процессов.

7.Методы взаимосвязи различных видов искусств

8.Использование средств других искусств для объяснения понятий, терминологии.

Например, стихи, рисунки, рассказы, сказки для объяснения нот, длительностей, музыкальных жанров;

1.Создание цветомузыкальных партитур;

2.Создание литературно-музыкальные композиции.

3.Создание живописно-музыкальные композиции (видеоклипы);

4.Представление зримых образов в воображении;

5.Подтекстовка мелодии.

Методы речевого интонирования

-«рисование голосом»;

-«речевая полифония», «комплиментарная ритмика»; ритмодекламация на фоне музыкального сопровождения;

-озвучивание стихотворения, создание музыкальной партитуры стиха;

-озвучивание картины (анализ картины, создание звуковой палитры картины, сочинение литературно-сюжетной основы картины, распределение исполнительских ролей, запись на доске или в тетради, исполнение звучащей картины по созданной партитуре).

Метод импровизации

Включает в себя следующие виды импровизации:

-свободная. Цель – самостоятельное создание звукового образа (картины) – музыка дождя, картина моря;

-тембро-ритмическая (создание ритмических аккомпанементов, выбор тембра инструмента);

-вокальная ритмо-мелодическая. (создание учащимися мелодий);

-свободное дирижирование (отход от четкой метрической схемы);

-пластическая;

-словесная импровизация в ситуации «Если бы я был композитором….»

Методы моделирования слуховых представлений и музыковедческих понятий

-В музыке существует проблема удерживания в памяти слуховых представлений. На помощь приходит моделирование. Моделировать – значит создавать оригинал, но другими средствами: зрительными, пластическими, моторными, словесно-образными, ассоциативными.

-графическое изображение движения мелодии, формы, ритма, громкости, динамики.

-передача мелодии через движение руки;

-передача ритма посредством «звучащих жестов», ритмослогов, ритмических карточек;

-передача изменений динамики с помощью усиления или ослабления цвета;

-показ интонации мимикой, движением, пластическим интонированием.

-иллюстрирование музыкального произведения рисунком;

-создание словесно-образных и выразительно-слоговых моделей с помощью

-«словаря эмоциональных характеристик» В.Ражникова;

-вокальное исполнение инструментальных мелодий с помощью различных слогов;

-моделирование творческого процесса («Если бы я был композитором то…»)

-выразительная речевая интонация при чтении стихов, произношении музыкальных понятий (стакатто, легато, ритенуто, пиано, форте, крешчендо и т.п.).








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 2814;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.