В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И США

 

1. Концепции плюралистической демократии (Г.Ласки, М.Ориу).

2. Социологическая юриспруденция Р. Паунд.

3. Нормативизм Г. Кельзена.

 

Общей посылкой в концепциях плюралистической демократии выступает положение о том, что государство является демократическим лишь при наличии множества организаций либо автономных групп, участвующих в осуществлении власти.

1. С развернутым обоснованием идеала плюралистической демократии выступил Гарольд Ласки (1893-1950 гг.) – видный деятель и теоретик Великобритании.

Ласки выступал за установление нового общественного строя – промышленной демократии, в которой сохранится частная собственность, но функции управления производством будут переданы коллективам трудящихся. На смену централизованной организации власти должно прийти «плюралистическое государство», в котором систему учреждений, построенных по территориальному принципу, дополнят органы представительства профессиональных интересов – производственные ассоциации, профсоюзы, независимые церкви. Таким образом, произойдет рассеяние государственного суверенитета: политическая власть рассредоточится по многочисленным объединениям, представляющим различные социальные интересы. Увеличение числа центров власти отразит федеративную природу общества.

Морис Ориу (1856-1929 гг.) – французский юрист.

Ориу рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. По определению Ориу институт – это идея, осуществляемая правовыми средствами. Государство реализует идеи покровительства гражданского общества нации, защиты частной собственности как сферы свободы индивидов. Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (государство, ассоциации, профсоюзы, церковь) и вещные (правовые нормы).

Основное внимание Ориу уделял корпоративным институтам. Ориу рассматривал корпоративные институты как инструменты упрочнения капиталистического строя. Теория институтов отводила социальным группам роль механизмов, поддерживающих рыночную экономику в состоянии устойчивого равновесия.

Государство, согласно концепции Ориу, должно стать публичной службой либерального порядка. Задача государства – направлять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, то есть нейтральной посреднической силой. Вопрос о соотношении государства и других социальных институтов Ориу решал по формуле «первый среди равных». Ориу предлагал «рассматривать государство не как суверенитет, но как институт институтов».

2. Роско Паунд (1870-1964 гг.) – американский юрист. Основная работа: «Юриспруденция».

Основа учения Паунда – идеи прагматизма, которая заключалась в том, что любую теорию необходимо оценивать с точки зрения практического значения или пользы. Паунд считал, что нельзя ограничиваться изучением «права в книгах», а надо обратиться к анализу «права в действии». Необходимо знать как право реально функционирует и влияет на поведение людей.

Право – форма социального контроля, право является одним из способов контроля за поведением людей наряду с религией, моралью, обычаями. Юристу необходимо знать смежные научные дисциплины и уметь применять их методы при исследовании права.

Паунд выделяет в современном праве три аспекта: во-первых, право – это правовой порядок или режим систематического и упорядоченного применения силы органами государства; во-вторых, право – официальные источники, которые служат руководством при вынесении судебных и административных решений; в-третьих, право есть судебный и административный процесс. Если свести эти определения воедино, то, по мнению Паунда, можно прийти к пониманию права как «высоко специализированной формы социального контроля, осуществляемого на основе властных предписаний в рамках судебного и административного процесса».

Цель права – в улаживании социальных конфликтов и достижении цивилизованных отношений между людьми.

Паунд предполагал, что достичь социального равновесия возможно путем поиска компромиссов и политически сбалансированных государственных решений.

3. Ганс Кельзен (1881-1973 гг.) – австрийский правовед. Основные работы: «Чистое учение о праве», «Проблема суверенитета и теория международного права», «Общая теория государства» и др.

Кельзен определяет государство как «относительно централизованный правопорядок». Кельзен отождествляет государство и право. Для знания о государстве достаточно знания официального законодательства. Кельзен отрицательно относится к идее правового государства, поскольку «каждое государство имеет правопорядок».

Кельзен выступал за создание «чистой» правовой науки, освобожденной от влияния смежных наук, предметы которых тесно связаны с правом, например, социологии, политической теории и т.п., а также всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву: «Чистая теория стремится преодолеть идеологические тенденции и описать право таким, каково оно есть, не занимаясь оправданием или критикой». Предметом изучения теории права являются законодательные нормы, их элементы, правопорядок, его структура, отношения между различными правопорядками. Кельзен также определял функции норм права: во-первых, нормы права регулируют человеческое поведение; во-вторых, предусматривают возможность применения принуждения к виновным лицам через причинение им зла («Это зло выражается в лишении жизни, здоровья, свободы, материальных и прочих благ, и оно причиняется виновному также и против его воли, а при необходимости – с применение физической силы, то есть принудительно»).

Для Кельзена право – это иерархия правовых форм (соподчиненность норм низшего уровня нормам более высокого уровня). Во главе иерархии находится, так называемая, основная норма (она никем не установлена и не зафиксирована в юридических текстах. Основная норма есть «мысленное допущение»: «Должно вести себя так, как предписывает Конституция»). Следующим уровнем иерархии являются нормы Конституции (производны от основной нормы). Далее идут общие нормы (установлены в законодательном порядке или путем обычая). Низшая ступень иерархии – решения судей. Кельзен проводил соотношение между национальным правом и международным правом, отдавая предпочтение нормам международного права: «Основные нормы различных национальных правопорядков основываются на общей норме международного правопорядка».

 

Контрольные вопросы:

1. Идея плюралистической демократии в учении Г. Ласки.

2. Плюрализм в демократии М. Ориу.

3. Идеи прагматизма в учении Р. Паунда о праве.

3. «Чистая» теория права Г. Кельзена.

 

Список литературы:

1. История политических и правовых учений: учебник / Под общей ред. О.В. Мартышина / Н. Азаркин, В. Жуков, Ю. Завьялов, и. др. — Норма Москва, 2010.

2. История политический и правовых учений. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Норма, 2009.

3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. О.Э. Лейста. – 3-е изд., доп. – М.: Зерцало, 2009.

4. История политических и правовых учений: Учебник / Отв. ред. Лазарев В.В. – 2-е изд., исправ. и доп. – М.: Высш. образование, 2008.

5. Малахов В.П., Амаглобели Н.Д., Михайлова Н.В. и др. История политических и правовых учений. / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

6. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: Учеб пособие. – М.: Изд-во Проспект, 2010.

7. Рассолов М. М. История политических и правовых учений: учебное пособие для вузов / М. М. Рассолов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2010.

 








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 230;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.