Лекции по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. ЧАСТЬ 2 Илларионов С.В. 5 страница

Учение об антиномиях Кант использовал как дополнительный, но исключительно важный аргумент в пользу непознаваемости сущности нашего мира. В России учение об антиномиях получило ироническое выражение: русские студенты, побывавшие за границей, начинали рассуждать об антиномиях, что вызывало иронию.

"Критика практического разума" - отход назад от позиции критики чистого разума. Основной предмет - антиномии существования Бога и человеческой души. Если в чистом разуме эти антиномии не могут быть разрешены, то в практическом разуме мы их решаем волевым актом в пользу существования Божественного начала и свободы выбора. Бог так ограничил возможности человеческого разума, чтобы оставить место для религии. Кант строит свое крайне схоластическое доказательство существования Бога, но в основе его - комбинация космологического и этического доказательств. "Что убеждает меня в существовании Бога? Звездное небо над моей головой и нравственный закон внутри меня". Таким образом, эти две антиномии упираются в понятие нравственного закона. В основу понятия нравственности кладет понятие долга, как необходимости следовать нравственному закону. Трактует эти понятия своеобразно: некий поступок можно оценивать как нравственный или безнравственный только критерием абсолютной нравственности. Если человек совершил хороший поступок по своему желанию, а не по долгу, то этот поступок нравственным не является. Дальнейшая тема у Канта - поиск категорического императива, основного нравственного закона. При этом рассматривает различные критерии нравственности, но приходит к выводу, что все имеющиеся критерии не носят абсолютного характера, это относительные императивы. В конечном итоге сформулировал свое: "Требование, из которого вытекает поступок человека, должно быть таким, чтобы сам человек был готов положить это требование в основание всеобщей нравственности", - то есть (не) поступай так, как (не) хочешь, чтобы поступали с тобой. Кант придает этому известному выражению логифицированную форму.

"Критика способности суждения" - не сыграла значительной роли в истории философии. Основное содержание критического периода - критика чистого разума и критика практического разума. Влияние Канта оказалось сильным, но ему нельзя дать однозначную оценку. Положительный момент - четко выраженная тенденция к строгости и четкости самого философского мышления, неслучайно, что именно математику Кант рассматривал как эталон (продолжая Декарта и Лейбница). Но эта же тенденция во многих случаях вырождается в схоластику: Кант называл свою позицию трансцендентным идеализмом (вводит также трансцендентальный), но, вводя эти понятия, начинает их путать. Кант очень склонен к изобретению новых терминов и оперированию ими, а также к крайне усложненным формулировкам, например абсолютного императива. В отношении непознаваемости сущности нашего мира юмовская и кантовская мотивировка часто конкурируют. Идея тезиса, антитезиса и синтеза получила продолжение у Гегеля - крайне жесткое, доведенное до абсурда, и поэтому может быть оценено как отрицательное. Идея антиномии человеческого мышления получила продолжение в русской религиозной философии: Владимир Соловьев, Павел Флоренский. В конце XIX - начале XX веков неокантианская школа получила широкую известность.








Дата добавления: 2017-10-09; просмотров: 269;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.