Эволюционная концепция Э.Б. Тэйлора
Эдуард Бернетт Тэйлор исходил из эволюционной концепции поступательного прогрессивного развития человечества и решительно выступал против утверждений о регрессе отдельных народов.
Тэйлор считал, что народы всего мира, стоящие на разных стадиях эволюции вносят свою лепту в единую общечеловеческую культуру.
Отстаивая однолинейную эволюцию, Тэйлор рассматривал ее как саморазвитие идей; технических изобретений, научных знаний и т.п.
Э. Тэйлор определял культуру как совокупность знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев.
Тэйлор полагал, что культуры человеческих коллективов развиваются схожим образом.
Тейлор считал, что корни религии лежат в психической жизни людей, доказывал, что монотеизму (единобожию) предшествовал политеизм (многобожие), а на заре человечества религии как таковой не существовало.
1.2. Ф. Ницше: культура и философия жизни
Немецким философом Фридрихом Ницше (1844–1900), автором произведений «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», был поднят вопрос о соотношении культуры и жизни.
Это направление получило название философии жизни.
Центральным понятием философии Ницше является «жизнь», которая считается единственной подлинной реальностью.
Все прочие явления интересны постольку, поскольку они связаны с главной целью – сохранением жизни. Человек, по мысли Ницше, изначально антикультурен, он – природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека.
Только благодаря культурным запретам, созданных обществом, моральным правовым нормам и принципам искусства формируются социальные мифы и создаются иллюзорные мечты о гуманизме, свободе и справедливости.
Культура для Ницше – это специфический способ адаптации человека к жизни, который, будучи «больным» существом, не способен самостоятельно выжить в потоке жизни.
Поэтому человек и придумывает различные приспособления, защищающие его от потока жизни.
В основании культуры, как считает Ницше, лежат языки и символы.
Ф. Ницше считал, что развитие культуры предполагает построение логических конструкций и символизацию.
Но оборотной стороной этого процесса становится стена, воздвигнутая языком и отчуждающая человека от непосредственного переживания, от реальности, что еще больше увеличивает слабость животного-человека.
Таким образом, в основе культуры лежит отчуждение, особенно заметное в XIX в., завершающимся культурным кризисом.
Можно сказать, что для Ницше язык – средство диверсии, разрушающее само бытие.
Благодаря нему культура структурирует реальность, накладывая на нее схему-сетку норм и ценностей, предопределяя довольно жестко фиксированный образ мира.
В этом репрессивная роль культуры.
Вторым ключевым понятием философии Ницше является воля – как некий органичный центр силы.
Ницше был атеистом и поэтому высшей ценностью считал биологическую жизнь, характерной чертой которой является присущая всему живому «воля к власти».
«Воля к власти» является главной движущей силой истории, а христианская мораль подавляет ее, так как проповедует равенство, культ слабости, отказ от насилия, смирение и аскетизм.
В ответ на это Ницше высшей ценностью провозгласил саму «жизнь».
По его мнению, человечеству необходимо избавиться от ложных христианских ценностей и утвердить истинные ценности, которыми могут быть только культ силы, индивидуализм, элитарность, аристократизм.
Поэтому Ницше признает лишь волю к власти – средство осознания человеком своей особости, стремление управлять своей жизнью.
Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 353;