Основные положения эволюционизма

Неклассический период развития культурологии

Культурологическая концепция эволюционизма

Представители и их труды:

1. Фридрих Густав Клемм (1802-1867), «Общая история культуры человечества», 1843-1847.

2. Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1972), «Первобытная культура», 1871.

3. Льюис Генри Морган (1818-1881), «Древнее общество», 1877.

4. Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941), «Золотая ветвь», 1890.

5. Иоганн Бахофен (1815-1887), «Матриархат»,1897.

Данное направление сложилось под влиянием позитивизма Огюста Конта (1798-1857), Герберта Спенсера (1820-1903) и теории Чарльза Дарвина (1809-1882).

 

Социокультурная эволюция О. Конта

Согласно теории Огюста Конта, все народы в своем развитии проходят тождественные стадии. Социокультурная эволюция является интеллектуальной: тип интеллекта определяет тип культуры.

1. Первобытный тип культуры строится на основе мифа и религии.

2. Средневековый тип культуры основан на метафизике.

3. Новейший (позитивный) тип культуры основан на науке, которая отвергает религию, метафизику и объясняет мир путем установления естественных, эмпирически наблюдаемых взаимозависимостей.


1.1.2. Эволюционная теория культуры Г. Спенсера

Исследовав природу эволюции («Социальная статика», 1850), Герберт Спенсер пришел к выводу, что эволюция подчиняется закону сохранения силы и материи.

На основе этого закона ученый объясняет многообразный мир культуры.

Спенсер рассматривает стадии эволюции человеческого общества и культуры от «дикости» и «варварства» до высших ступеней цивилизации.

В ходе однолинейной эволюции культура каждого общества приобретает более сложный.

Это происходит потому, что сознание человека меняется под воздействием господства науки и техники.

Сам по себе человек является продуктом поэтапного развития культуры.

Основные положения эволюционизма

1. Существует общий, универсальный закон развития человеческих культур.

2. Человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития.

3. В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс, т.е. прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному. Таким образом общественное развитие идёт по законам эволюции.

4. Культурные различия народов вызваны их различными ступенями развития, а все народы и все культуры соединены между собой в один непрерывный развивающийся эволюционный ряд.

5. Первобытное общество имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические модели.

 








Дата добавления: 2017-09-19; просмотров: 604;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.