Нравственное богословие: значение, определения, предметы изучения, источники знания.

Земной шар населяют сотни и тысячи видов живых существ: рыбы, птицы, млекопитающие, насекомые. И из всех тварей, населяющих землю, один только человек имеет понятие о нравственности. Возможно ли, чтобы ворона, например, отнесла найденную корку хлеба воробью и сказала: «На, воробушек, покушай?» Нет, это невозможно. Животные поступают так, как им свойственно поступать по природе, или же так, как они приучены, например, дрессировкой. Но даже самые сообразительные из них, как собаки, крысы, вороны, дельфины, обезьяны, не имеют понятия о нравственном и безнравственном, а потому их действиям нельзя давать этическую оценку. На нравственные поступки способен только человек. Поэтому действия человека бывают или хороши - или дурны, или добры – или злы, нравственны или аморальны, это всякий человек знает и этим руководствуется.. С глубокой древности люди заинтересовались данным явлением и стали размышлять о природе нравственности.

Любая наука имеет свои специфические понятия и терминологию: армия, флот, наука, спорт, церковная жизнь. И пока новичок не узнает их значение, он часто попадает в смешные ситуации. Нравственное Богословие не является исключением, поэтому и мы начнем с терминов. Итак, термин ЭТИКА.

Впервые слово ЭТИКА встречается в трудах Аристотеля, жившего в 4в. до Р.Х., посвященных проблемам нравственностиНикомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). Он образован Аристотелем от греческого слова «этос», обозначавшего привычки, нрав, характер.

Эквивалентом термина «этика» является» латинское слово «мораль» (moralitas), которое было употреблено Цицероном при переводе Аристотеля на латинский язык.

В русском языке аналогом древнегреческого слова «ЭТИКА» и латинского слова «мораль» является слово «нравственность». Слова «этика», «мораль», «нравственность» являются синонимами, поэтому в светских книгах Нравственное Богословие называют также Христианской этикой или Христианской моралью.

Но есть смысловые контексты, когда чувство русского языка требует отдавать предпочтение какому-то одному из них (например, «нравственные принципы», «этика учителя», «мораль сей басни такова»).

В современной культурно-языковой традиции под нравственностью понимаются высокие и незыблемые принципы, а под моралью изменчивые бытовые нормы поведения. В этом смысле Заповеди Божии именуются нравственностью, а наставления пенсионера расшалившимся детям – моралью.

Понятие нравственности есть у каждого человека, как верующего, так и неверующего. А есть ли общее понимание нравственности, с которым согласны все люди? Оно существует.

Нравственность вообще есть согласование своей воли и поведения с понятием о добре и голосом совести.

У христиан есть ещё свое особое понимание нравственности.

Христианская Нравственность это —жизнь по закону Божию, или осуществление человеком в своей жизни заповедей Христа Спасителя.

 

О должной христианской жизни и должном поведении христианина в повседневности можно встретить самые разнообразные понятия, часто отрывочные и искаженные. Причем зачастую упускается из виду главное в религиозно-нравственной жизни, а второстепенным вещам придаётся чрезмерно важное значение. На это обратил внимание ещё свт. Василий Великий в IV веке: «Всякий самовластно свои мысли и положения выдает за истинное правило жизни, а укрепившиеся человеческие обычаи и предания сделали то, что одни грехи извиняют, а за другие взыскивают без всякого разбора «. Поэтому с первых веков христианства и появилась потребность упорядочить учение о правильной христианской жизни. Итак, наука Нравственное Богословие – систематическое изложение учения о нравственной христианской жизни. А предметом науки Нравственное Богословие является христианская нравственность.

Откуда же Нравственное Богословие берёт необходимые для своего предмета знания?Источники знания:

Это знание может быть приобретено из Священного Писания, богослужебных текстов, святоотеческих творений, житий святых, бесед и проповедей, во взаимном общении с христианами и из личного опыта. (Назвать творения Отцов, писавших на эту тему)

Надо обратить внимание, что знание нравственного учения само собою не порождает нравственной жизни. Можно прекрасно знать нравственное учение, а согласно ему не поступать (Ленин – пятерка по Закону Божию, Сталин – бывший семинарист). Потому Христос Спаситель называет блаженными не тех, которые слушают учение Его, а тех, которые исполняют: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28); «если (все) это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:17). Чтобы нравственно жить, необходимо, чтобы к знанию присоединилась воля, решимость, желание. А это уже зависит от самого человека. Вот что Святитель Тихон Задонский говорит о тех ученых богословах, которые ограничиваются исключительно только теоретическим изучением веры и нравственности: «Многие и проповедуют веру, поучают, наставляют других и показывают путь ко спасению, но сами не идут по этому пути, подобно столпам, поставленным на пути, которые от города до города указывают путь идущим, но сами стоят неподвижно. Поэтому знание это, исповедание и учение им самим не приносит пользы» (М.2003, свт.Тихон Задонский, т. 4,стр 47).

 

Почему изучение Н.Б. так важно?

Важность изучения Н.Б.

Оно раскрывает высший смысл и цель жизни человека-христианина, указывает путь, которым должен идти христианин для достижения этой цели.

Проще говоря, Н.Б. отвечает на вопрос, что надо практически делать, чтобы спастись. Рядовая ситуация из Патерика, к старцу приходит инок и спрашивает: «Авва! Как мне спастись?» Старцы обычно давали короткий ответ, важный именно для вопрошающего. Но священник в своей пастырской деятельности является духовным руководителем многих. От него ждут духовного руководства, советов и указаний его прихожане. Священник должен понимать их, врачевать, направлять, поддерживать, возводить ко Христу. Поэтому для священника изучение Нравственного Богословия имеет особую важность.

 

Говоря о человеке, обычно высоко ценят ум, какой-либо художественный талант, устройство и благополучие жизни, житейское благоразумие и мудрость, немало ценится внешняя красота, физическая ловкость и сила. Однако, все эти ценности нравственно нейтральны. Их можно обратить на служение как добру, так и злу. Только в сочетании с доброй нравственностью все человеческие таланты приобретают истинную ценность и достоинство— красота, ум, ученость и прочие. Все эти способности без доброго внутреннего устроения легко могут быть обращены на зло и самому человеку, и окружающим. (Например, физическая сила у вспыльчивого человека; литературный талант у развращенного; ум и сильная воля у преступника и т.п.).

 

Необходимость решения новых этических проблем, связанных с быстрым научно-техническим прогрессом. В настоящее время Церкви приходится иметь дело с быстрым научно-техническим прогрессом. Он вызвал к жизни много новых вопросов, с которыми раньше Православной Церкви сталкиваться не приходилось. Это в первую очередь успехи в области биологических наук. Церковь должна найти ключ к решению возникающих этических проблем и дать на них ясный, богословски обоснованный ответ (генная инженерия, клонирование, реанимация, трансплантация, эвтаназия, контрацепция, смена пола).

Изучение Н.Б. важно для поддержания нравственных устоев общества. В нравственной сфере берут начало такие проблемы общества, как распад семьи, нежелание иметь детей, беспризорность, наркомания, пьянство, самоубийства, коррупция. Несмотря на все усилия, решить их законодательными средствами не удаётся, потому что причины этих явлений духовные. И первая из них – падение нравственности. Это начали понимать даже чиновники. В обязательное школьное образование с 2010г. решено внести уроки духовной культуры. А возможно вам и в школах придётся его преподавать.

 

С какими же другими науками и разделами знания Нравственное богословие тесно связано?

Нравственное богословие находится в самом близком отношении к Богословию Догматическому. Однако, несмотря на сродство, эти науки — самостоятельны, так как каждая имеет свой особый предмет, свою область знания. Догматическое богословие учит тому, что Бог сделал для спасения человека, а Нравственное богословие тому, что должен делать сам человек, чтобы спастись. Они рассматривают одни и те же вопросы, но с разных сторон. Например:

1) учение о Иисусе Христе имеется в той и другой науке. Но в Догматике Иисус Христос изображается как Спаситель человеческого рода, а в Нравственном богословии — как образец для подражания в нравственной жизни.

2) В Догматическом Богословии Дух Святой рассматривается как Ипостась Св. Троицы, а в нравственном Богословии изучается стяжание Св. Духа как цель христианской жизни.

3) Крест в одном случае рассматривается как Жертвенник, на котором Сын Божий принёс жертву за грехи мира, и как Искупительные страдания Спасителя, а в другом – как скорби, которые должен нести христианин для своего спасения.

Догматы и Догматическое богословие — представляют как бы фундамент или основание, а Нравственное богословие и христианская нравственность – здание, возведенное на этом основании. Так понимают соотношение этих наук отцы и учители Церкви. Например, св. Кирилл Иерусалимский пишет: «Образ благочестия состоит из двух частей — из благочестивых догматов и добрых дел. И догматы без добрых дел не благоприятны Богу, и добрые дела без благочестивых догматов не приемлются Богом, ибо что пользы знать о Боге и срамно любодействовать».

С нравственным Богословием тесно связаны: Патрология, Аскетика, Практическое руководство для пастырей, гомилетика. Также Н.Б. близко к светской этике.








Дата добавления: 2017-08-01; просмотров: 71;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.