ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ 25 страница

С течением времени народные игры подвергаются изме­нениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые ди­дактические игры, предлагают целые системы таких игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народ- Дидактические ной педагогике, получила свое развитие

игры в педагоги- в трудах Ученых и в практической дея-

1 „ тельности многих педагогов. По суще-

ческих системах

ству, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и за­нимают особое место.

Автор одной из первых педагогических систем дош­кольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, кото­рая представляет собой основу воспитательно-образова­тельной работы с детьми в детском саду. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, мате­риалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами, лучи­нами и пр.), расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные при­сказки, написанные Ф. Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.

В помощь детским садовницам (воспитателям) издава­лись пособия с подробным описанием дидактических игр Ф.Фребеля, с иллюстративным материалом, наглядно пред­ставляющим всю последовательность игровых действий, с текстами и нотами словесного и песенного сопровождения.

Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи сначала в Германии, а затем и в других странах высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребенка, усвоение зна­ний в ущерб занимательности; методика проведения игр, основанная на подражании детей действиям, словам садов­ницы, - все это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребелевских дет­ских садов (К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, Л.Н.Толстой, Е.И.Тихеева).

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно из­вестная система дидактических игр, автором которой яв­ляется Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучаю­щей, в противном случае это «пустая игра», не оказываю­щая влияния на развитие ребенка. Для обучающих игр-за­нятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению Мон­тессори, составляет основу обучения ребенка дошкольно­го и младшего школьного возраста. Эти материалы (кла­вишные доски, числовые штанги, рамки с застежками, кубы- вкладыши и др.) были устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, раз­вивая при этом волю и терпение, наблюдательность и са­модисциплину, приобретая знания и, самое главное, упраж­няя свою активность.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И.Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихее- вой, они являются лишь одним из компонентов воспита­тельно-образовательной работы с детьми наряду с чтени­ем, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обуче­нии детей Е.И.Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, дос­тавляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают форми­рование мыслительных операций (сравнение, классифика­ция, обобщение), совершенствование речи (обогащение сло­варя, описание предметов, составление загадок), развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, простран­стве. Решение этих и ряда других задач (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений) потребовало измене­ния содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр стала окру­жающая жизнь со всем богатством мира природы, соци­альных связей, рукотворных предметов. Е. И. Тихеева раз­работала дидактические материалы, настольно-печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных уч­реждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезон­ной одежды и предметами быта (посуда, мебель и др.), на­стольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.

Задания

1. В сборниках дидактических игр познакомьтесь с сюжетно-ди- дактическими играми с дидактической куклой («Новоселье куклы», «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает» и др.). Определите их педагогическую ценность. Разработайте свой вариант игры и про­ведите ее с детьми.

2. Обратите внимание на развивающий характер предлагаемых игр. На практике в дошкольном учреждении поинтересуйтесь у педа­гогов, какие из них используются в работе с группой детей, с одним ребенком.

3. Познакомьтесь со сборниками игр:

Богуславская 3. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М., 1991.

Чего на свете не бывает? / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. JI. Агаевой. - М., 1991.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова и др.

В последнее время поиски ученых (3. М. Богуславская, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного разви­тия детского интеллекта, которые характеризуются гибкос­тью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержа­ние. В таких играх часто нет фиксированных правил, напро­тив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.

В дошкольной педагогике сложилось традиционное де­ление дидактических игр на игры с предметами, настоль- но-печатные, словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны

по игровым материалам, содержанию, организации про-

„ ведения. В качестве дидактических мате-

Виды дидакти- •w риалов используются игрушки, реальные

Ч6СКИХ иго

F предметы (предметы обихода, орудия

труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: рас­ширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобще­ние, классификация), совершенствовать речь (умения на­зывать предметы, действия с ними, их качества, назначе­ние; описывать предметы, составлять и отгадывать загад­ки о них; правильно произносить звуки речи), воспиты­вать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образователь­ные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся на­зывать предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста - определять предмет на ощупь, старшие дош­кольники - составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.

Среди игр с предметами особое место занимают с ю - жетно-дидактические игры и игры-инсце­нировки. В сюжетно-дидактических* играх дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пе­карня», закройщицы и швей в игре «Ателье» и др. Игры- инсценировки помогают уточнить представления о различ­ных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Уст­роим кукле комнату»), о литературных произведениях («Пу­тешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что та­кое хорошо и "что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»),

Для развития координации мелких движений и зритель­ного контроля за ними организуются игры с дидактически­ми игрушками моторного характера. Для малышей исполь­зуются многочисленные варианты игр с прокатыванием шариков по желобку, с горки, в воротца, а также игры с вкладышами, разборными яйцами, шарами, башенками. Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кегля­ми, бильбоке, настольным бильярдомДОсобенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обуче­нию. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за эти­ми движениями - важные предпосылки для подготовки ре­бенка к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение, настойчивость, сообразитель­ность, развивается умение ориентироваться в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержа­нию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружаю­щем мире, систематизировать знания, развивать мысли­тельные процессы. Среди дидактических игр для дошколь­ников преобладают игры, в основе которых лежит пар­ность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из мно­жества картинок пары совершенно одинаковых (две вареж­ки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: кар­тинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, стар­шим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга про­странственным расположением, формой, особенностями окраски.

В л о т о ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких кар­точках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

В домино принцип парности реализуется через под­бор карточек при очередности хода. Тематика домино ох­ватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфиль­мов» и др.

В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игро­вое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по иг­ровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориента­цию, умение предвидеть результат действий.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют раз­витию логического мышления, сосредоточенности, внима­ния. Чтобы сложить картинку из отдельных частей, ребе­нок должен догадаться, что «это длинное ушко» - от кар­тинки с зайчиком, а кончик пушистого хвоста - от картинки с лисой, т.е. увидеть целое (зайчика, лису) раньше частей. Для дошкольников складывание целого из частей - слож­ный процесс осмысления, работы воображения. Он облег­чается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить. В настоящее время популярны пазлы (от англ. puzzle - игра на выдер­жку), где картинки разного содержания (изображения сце­нок из мультфильмов, животных, замков) разделены на множество частей (от 32 до 250).

^ Для любознательных

Родина пазлов - Англия, год рождения -1763. Автор - англий­ский гравер Д. Спилсбари, который изготовил из красного дерева географическую карту, разрезанную по границам стран. Карта ис­пользовалась в качестве дидактического пособия в школе. Пер­вые пазлы были очень дорогие (ручной труд, трудоемкий матери­ал). Во второй половине XIX в. пазлы появляются в Европе и Аме­рике. Их начинают делать из картона. Революционным открытием стало изобретение особой техники пазлов, а именно: отдельные элементы сцеплялись друг с другом и составляли компактный ри­сунок, чем пазлы отличаются от мозаики. Расширился тематичес­кий диапазон рисунков: много сюжетов, в том числе и по мотивам художественных произведений.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном пла­не, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возра­ста. Среди этих игр много народных, связанных с потеш­ками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речево­го оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуют­ся мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

Для детей 4-6 лет создаются новые виды словесных игр. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года?»; называют профессии в игре «Кем быть?», определяют то или иное событие в игре «Когда это бывает?» и т. п.) при восприятии фрагментов из литературных произведений (стихи А. С. Пушкина, И.Никитина, И.Сурикова, С.Маршака, Д.Родари), кото­рые читает (наизусть) воспитатель или ребенок. Подобные игры ценны тем, что учат слушать поэтический текст, вос­питывают эстетические переживания, развивают образное мышление. Не меньшее педагогическое значение имеют игры- загадки, игры- предположения («Что было бы, если бы?..»), разработанные А. И. Сорокиной: они стимулируют воображение, развивают логическое мышле­ние, речь. В книге «Чего на свете не бывает?» (под ред. О. М. Дьяченко, Е. JI. Агаевой. - М., 1991) представлены сло­весные игры, которые помогут ребенку научиться сочинять сказки («Шкатулка сказок», «Про что сочиним?»), разби­раться в реальных и нереальных ситуациях («Бывает - не бывает?»).

Задание

Познакомьтесь с книгой А. И. Сорокиной «Дидактические игры в детском саду» (М., 1982): составьте схему видов словесных игр; раз­работайте свой вариант словесной игры.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты.

Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.

Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку» обучающая Структура дида- задача такова: развивать слуховые вос-

уу j f "Д приятия, учить детей соотносить звук ктическои игры *

г с предметом. А детям предлагают сле­дующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, кото­рые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» иг­ровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулирует­ся желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Ска­жи наоборот», «Поймай рыбку», «Сложи картинку» и т. п.

Игровые действия - это способы проявления активнос­ти ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и на­звать изменения, которые произошли с игрушками, рас­ставленными на столе; подобрать кукле наряды и предме­ты быта, украшенные геометрическим (растительным) узо­ром и др. Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия про­сты и однотипны: разобрать и собрать матрешку; отга­дать по звукоподражанию, кто кричит (кошка, собачка, петушок, корова); самому изобразить, как кричит то или иное животное; узнать и назвать предмет и др.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Так, в некоторых играх дети выполняют, как и малыши, имита­ционные движения, но последние предполагают уже вос­создание образа, а не показ какого-либо отдельного при­знака, как раньше («Что мы делали не скажем, но что сде­лали, покажем», «Угадай, из какой я сказки»). Дети 5-6лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют ком­плекс игровых действий, связанных с реализацией опреде­ленной роли (продавец, покупатель, почтальон, бабушка Загадушка, экскурсовод в играх-путешествиях). В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно (настолько- печатные игры типа «Лото», «Домино», «Лабиринт»), В играх старших дошкольников преобладают игровые дей­ствия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.

Итак, в зависимости от возраста и уровня развития де­тей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при организа­ции дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и со­держательны действия, выполняемые ребенком. Если пе­дагог, проводя дидактическую игру, действует сам-(рас­ставляет предметы, меняет их местами; называет, что де­лают игрушки и т.п.), а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержа­ния. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и по­знавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют от­ношения между играющими^ Другие правила ограничива­ют меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей за­дачи (закрыть глаза, пока педагог переставляет игрушки; при игре в бильбоке держать игрушку только в правой или только в левой руке). В некоторых играх есть правила, зап­рещающие какие-то действия и предусматривающие нака­зание (пропуск хода, фанты). Запрещающие правила уси­ливают контроль ребенка за своим поведением, что повы­шает произвольность последнего (в игре «Молчанка» запрещается говорить, в игре «Скажи наоборот» - бросать мяч, пока не сказано слово). В играх для старших дошколь­ников правила указывают, как выбирать и сменять водя­щего, кого считать выигравшим и проигравшим, что вле­кут за собой проигрыш и выигрыш.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и пра­вилами существует тесная связь. Обучающая задача опре­деляет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Подлинная игра основана на самостоятельности и са­моорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети на­страиваются на игру, выбирают водящего, учатся быть справедливыми.

В педагогическом процессе дошкольного учреждения

дидактическая игра выступает прежде всего как самостоя-

„ тельная деятельность детей, что опреде-

Педагогическое „ г

м ляет характер руководства ею. В разных

руководство ди- г

возрастных группах педагогическое ру-

лактическими

м ководство играющими детьми имеет

играми свою специфику в соответствии с их пси­

хофизиологическими особенностями, но есть общие прави­ла, которые воспитатель должен учитывать. Рассмотрим их.

Необходимо создавать условия для игр: подбирать со­ответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактичес­кий материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выно­сить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с ди­дактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педаго­га требуют настольно-печатные игры, из которых легко те­ряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.

Следует заботиться о постоянном обогащении игрово­го опыта детей. Для этого целесообразно проводить обуче­ние игровым действиям с дидактическими игрушками, вы­полняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алешу скла­дывать домик!»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, вклю­чение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

В поле зрения педагога всегда должны быть задачи раз­вития у детей самостоятельности, навыков самоорганиза­ции, творческого отношения к игре. Следует поддержи­вать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые иг­ровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.

Учитывая своеобразие дидактической игры как пере­ходной формы к неигровой, учебной деятельности, следу­ет избегать прямого обучения. Так, объяснение новой игры педагог начинает с создания игрового образа. Например, перед игрой «Айболит» предлагает вспомнить сказку К.Чуковского, ее персонажей, их приключения, поступ­ки. Затем приглашает поиграть в знакомую сказку и на протяжении всей игры поддерживает игровой настрой, из­бегая замечаний, оценивающих реплик и, тем более, реп­лик негативного характера. По окончании игры необхо­димо повысить эмоциональный настрой детей, подчерк­нув, как интересно им было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто добился выигрыша.

Дидактические игры используются на занятиях и в са­мостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью за­нятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.

Задания

1. Объясните, какие воспитательные задачи решаются с помощью дидактических игр.

2. Составьте схему «Виды и структура дидактических игр».

3. Выберите 2-3 дидактические игры, определите их обучающие и игровые задачи; продумайте методику использования этих игр, ва­рианты усложнения.

Глава XX ИГРУШКА

Игрушки - специально изготовленные предметы, пред­назначенные для игр, обеспечения игровой деятельнос-

v ти детей и взрослых. Главной особенно-

Характерис- 1

r г стью игрушки является то, что в ней в

тика игрушки с с

VJ обобщенном виде представлены типич­

ные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия. Например, кукла - обобщенный образ человека. Играя с ней, дети выполняют действия, свойственные образу жиз­ни человека: укладывают спать, кормят, купают, катают в коляске, переодевают и др. В детских играх кукла поет песни, танцует, принимает гостей. Таким образом, игруш­ка необходима для того, чтобы ребенок мог выполнять реальные действия.

В игрушке присутствует условность изображения пред­мета, которая также позволяет выполнять с ней разнооб­разные действия (коня на колесиках можно возить за ве­ревочку, на нем можно покатать мишку). И наоборот, на­туралистическая, «приземленная» игрушка не дает про­стор воображению ребенка, тормозит развитие игрово­го замысла, ориентирует на определенный набор действий. По наблюдениям К. Д.Ушинского, «...дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо от­деланных, которых они не могут изменить по своей фан­тазии...» (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. - М., 1954. - Т. 2. - С. 476). Динамика в игрушке обеспечивается конст­рукцией, материалами, подвижностью частей, звучанием. Девочке намного интереснее играть с куклой, которую мож­но посадить за стол, поводить за ручку, искупать в тазике, причесать, переодеть в платье по сезону и т. п.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для разви­тия игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружа­ющей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Вот девочка взяла куклу - малыша на руки, начала ее качать, говорить ласковые слова, баюкать, т. е. вести себя «как мама», под­ражая ее действиям, отношению к ребенку. Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е.А. Флерина, «учит ребенка жить и действовать».

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеоб­разовательное значение, служит цели разностороннего раз­вития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному на­значению.

Основа развития маленького ребенка - крепкое здоро­вье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки (мяч, вожжи, кегли, серсо, обруч и др.) побуждают малышей бе­гать, бросать, метать, прыгать, ловить, т. е. развивают дви­жения, удовлетворяют потребности в двигательной актив­ности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, завод­ные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребенка - своеобразное окно в мир, они расши­ряют его кругозор, пробуждают любознательность. Многие предметы входят в жизнь ребенка через игрушки, изобража­ющие животных, утварь, технику и др. Есть игрушки, с по­мощью которых ребенок решает проблемные задачи, учит­ся самостоятельно мыслить, экспериментировать. Например, как сделать из конструктора тележку, чтобы ее колеса кру­тились, «как настоящие», как собрать башенку?

К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка - это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало» (Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. - М., 1954. - Т. 2. - С. 477). Новая игрушка не сразу завоевывает сердце ребенка. Все за­висит от тех игр, жизненных ситуаций, в которые малыш включит ее в качестве партнера. Любимые игрушки учат ре­бенка доброте, сопереживанию.

Игрушка наряду с детской книгой - первое произведе­ние искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические пережива­ния, прививает художественный вкус.

Признавая большое значение игрушек для развития де­тей, взрослые культивируют их: создают, мастерят, произ­водят на фабриках, вносят в жизнь ребенка. Игрушки ста­ли частью общечеловеческой культуры.

Возникновение игрушки в человеческом обществе уче­ные связывают с развитием трудовой деятельности перво- Истошт бытного человека. С тех древнейших вре-

«mvmu-н мен известны игрушки в форме орудий

HI U у ЁжЯХжжЖ

труда, оружия, предметов быта, с помо­щью которых дети осваивали многие жизненно важные дей­ствия, способы деятельности.

Археологические исследования, литературные источни­ки донесли до наших дней сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения, присущие реальному предме­ту: игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, за­носящий лапу над предполагаемой жертвой, и др. Некото­рые игрушки дают представление о социальной структуре Древнего Египта: телесные наказания раба или работаю­щий раб.

В античные времена в Греции, Риме игрушки считали важным средством воспитания. Сохранились художествен­ные игрушки из слоновой кости, янтаря, терракоты (кук­лы, фигурки животных). Было развито ремесленное произ­водство игрушек, которые стали предметом торговли в раз­ных странах. Для развития силы, ловкости производились мячи, волчки, серсо. По свидетельству греческого филосо­фа Плутарха, среди игрушек тех времен были игрушки с заводными механизмами, что говорит о высоком профес­сионализме мастеров.

На территории Восточной Европы древнейшие игруш­ки, которые найдены археологами, относятся ко II в. до н. э. Это скифские всадники и повозки из глины. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обна­ружены погремушки, глиняные фигурки, относящиеся к VI-VIII вв. н.э.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохрани­лись игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи). Обязательным атри­бутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалось магическое значение как хранительнице домаш­него очага. От тех времен сохранились кукольные дома с пол­ной обстановкой, выполненной из дорогих материалов, час­то с украшениями из драгоценных металлов, камней. Куколь­ные дома, так же как и заводные игрушки, предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей. Такие игрушки мастер обычно делал в единственном экземпляре. Многие их них - настоящие произведения искусства. Неудивительно, что они хранились как фамильные ценности, передавались по на­следству.








Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 646;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.028 сек.