Вопрос 5. Причины и формы происхождения государства и права

 

Процесс формирования государства в различных странах шел по-разному. Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделяет три основные формы возникновения государства:

· Афинскую: возникновение государства шло классическим путем, т.е. из внутренних противоречий, Этапное значение в этом имели реформы Тезея (учредил центральную власть и вне зависимости от от родовой принадлежности поделил население на три класса: эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев), демиургов (ремесленников); при этом только благородные получили право занимать должности), Солона (разделил население на 4 класса на основе имущественно ценза (размер и доходность землевладения), Клисфена (разделил всю территорию Аттики на 100 самоуправляющихся общин-округов (демов) во главе с демархами.

· Римскую: образованию государства способствовала борьба между патрициями и плебеями. Реформы Сервия Туллия.

· Германскую: образование государства древних германцев ускорилось после завоевания Галлии, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены.

Степень влияния различных факторов (разделение труда, частная собственность, классы) на формирование государства различных народов проявляются по-разному. Если в Афинах их совокупное воздействие было максимальным, то в странах Азии и Древнего Востока государства образовались на основе необходимости строительства ирригационных систем. Межобщинные органы управления этими работами, общинные администраторы и составили основу складывающегося аппарата государственной власти. Своеобразие факторов, обусловивших возникновение государства, сказалось на формальных и типологических особенностях появившихся государств.

 

Разновидности (особенности) появления государства:

1. Античность (Европа):

- наличие, как правило, частной собственности на землю;

- появление полисной жизни государства;

- общественная стратификация на основе имущественного расслоения (соплеменники – греки обращаются в рабов, богатые правят (Афины));

- социальная борьба на почве не/знатного происхождения, различий статуса – граждане, рабы, иноплеменники и т.п., знатные правят в государстве (Рим);

- завоевание и заимствование государственно-правовых институтов (германцы);

- отсутствие рабовладения в широких масштабах и раннефеодальная ступень как начальная стадия государственности (германцы, славяне).

2. Восток:

- более ранний период;

- несколько центров (регионов) появления государственности;

- влияние географических и климатических условий;

- отсутствие, как правило, частной собственности на землю;

- влияние сельской общины на процессы образования государства;

- деспотические (тиранические) формы государственности.

 

Основные отличия первобытно-общинной организации от государственной.

В первобытном обществе:

1. разделение членов рода осуществлялось в силу кровных уз (а не по территориальному признаку, как в государстве), основой организации первобытного общества была община – род, племя, их объединения (род (родовая община) – это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда (т.е. ведущее совместное хозяйство), род – это не территориальный, а личный, кровнородственный союз; роды могли перемещаться с территории на территорию, но их организация, целостность при этом сохранялась;

2. отсутствие публичной власти (специального аппарата управления, который бы занимался только управлением общественными делами), не совпадающей уже непосредственно с населением; власть носила сугубо общественный характер и отличалась следующими признаками:

- принадлежала всей родовой общине в целом, исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуправления (то есть жизнь общества на ранних этапах его развития строилась на началах естественного самоуправления); властные функции осуществляли все члены рода;

- высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода (и мужчин и женщин), на котором решали важнейшие вопросы жизни, избирали старейшину рода и в необходимых случаях военачальника и других лиц, которые могли быть смещены в любое время; первобытная демократия; религиозные функции осуществляли жрецы. На народных собраниях также решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды. Народное собрание выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешении и т.п. Постановления народного собрания были, безусловно, обязательны для всего рода;

- повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, участвуя при этом в производственной деятельности наравне с другими; старейшина был первым среди равных, его власть опиралась на доверие и поддержку всех членов рода, на его личный моральный авторитет среди сородичей, опыт, мудрость, воинскую доблесть, трудовые навыки, ораторское искусство, организаторские способности, знание ритуальных обрядов, объем знаний, т.о. она опиралась на силу авторитета его носителя, а не авторитет силы. Властные полномочия старейшин были невелики: они были первыми среди равных, они не имели права приказывать, командовать. Наравне с другими лидеры (старейшины, вожди, военачальники) принимали участие в общем труде, выполняя наиболее сложные и трудоемкие обязанности. При принятии решения старейшина всегда старался добиться общего согласия. Властными полномочиями также наделялись советы старейшин, помимо самих старейшин, вождей, военачальников, жрецов. Совет старейшин собирался эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносились на народное собрание;

- власть носила личностный характер, распространялась на определенные личности (членов рода), не имея территориального характера; органы первобытной власти были необходимы для координации отношений между индивидами, где властвующий подчиняет себе волю подвластного и направляет его поведение;

3. отсутствие необходимых для содержания публичной власти налогов;

4. жизнь родового общества регулировалась не правовыми нормами, а обычаями, традициями, которые:

- исходили от всего рода, племени и выражали его волю, интересы;

- действовали в силу привычки, исполнялись добровольно;

- обеспечивались общественным убеждением и принуждением всего рода (племени);

- не содержали в себе различий между правами и обязанностями членов родового общества: право воспринималось как обязанность, а обязанность как право;

- правила поведения не фиксировались письменно.

5. в основе жизни первобытного общества лежала общественная собственность на средства производства, а распределение продуктов осуществлялось на началах равенства;

Рода входили в более крупные объединения, высшей формой которых было племя, а иногда и союз племен. Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин и военачальников родов.

 

Происхождение государства и права.

Как уже отмечалось выше, основной формой социальной организации общества до образования государства был род. Хозяйство носило присваивающий характер (охота, рыбная ловля, собирательство). Общественный строй можно определить как матриархат (родословная велась по материнской линии, женщина занимала главенствующее положение в семье и обществе, пользовалась всеобщим уважением, решала жизненно важные вопросы деятельности рода. Женщины были даже вождями. Колебание климатических условий, усиленное высокоэффективной, но хищнической охотой на животных, привело к такому уменьшению их биомассы, что создалась угроза их воспроизводству. Плотность населения возросла. Появилось земледелие. Затем – крупное общественное разделение труда: отделение скотоводства от земледелия. Окончательно совершился переход от присваивающего хозяйства к производящему. Процесс труда постепенно усложняется. Основным производителем становится мужчина. Матриархат заканчивается. Появляется избыточный продукт. Возникает парная семья, которая приходит на смену полигамии, выделяется из родового коллектива и существует автономно. Семья становится патриархальной. Происходит отделение ремесла от сельского хозяйства (втрое крупное разделение труда). Усиливается обмен. Появляются купцы (третье крупное разделение труда). Возникает частная собственность. Появляется слой управленцев, присваивающих себе определенные привилегии. Расширяются полномочия власти и управленческие возможности. Таким образом, появляется и усиливается публичная власть. Общество делится на богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых. Привлекается дополнительная рабочая сила – рабы (сначала из числа военнопленных). Появляются классы (группы людей с определенными интересами).

В целом, произошедшие изменения (переход от присваивающего общества к производящему, возникновение частной собственности и классов) стали несовместимы с первобытно-общинной организацией общества. Они дали толчок к формированию государства как особому проявлению публичной власти, стоящей над обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.

 

Общее и особенное в происхождении государства и права.

Государство и право – те общественные феномены, которые параллельно функционируют, взаимообусловливают и взаимодополняют друг друга, сохраняя при этом свои специфические, автономные особенности и свойства. В соотношении государства и права следует усматривать единство, различия и взаимодействие. Марксистская теория исходила из того, что право – явление производное и зависимое от государства, что право возникает одновременно с государством, на идентичной социальной основе, в силу одних и тех же условий и закономерностей, следуя, как «тень», за государством.

Однако право в действительности настолько сложное, многогранное и богатое общественное явление со всеми присущими ему автономными признаками, свойствами и чертами, что не может ни в своем происхождении, ни в функционировании подпадать исключительно (непременно) под влияние, давление государства. Право возникает и действует вовсе не потому, что существует государство и его правотворческие органы, а потому, что определенные общественные отношения, потребности, интересы не могут быть выражены, структурированы, реализованы нормально вне и помимо правовых форм. Они являются первой объективной и исторически-логической причиной возникновения, существования и функционирования права.

В основе происхождения права лежат не только сугубо экономические и социальные причины, но и управленческие, этнические, духовные и многие иные жизненные обстоятельства. На функционирование права влияют различного рода интересы, потребности, побуждения, мотивы, ценности, порождаемые и отражаемые общественной жизнью, волей людей. Право, в конечном счете, вызывает к жизни объективная потребность в упорядочении и регулировании наиболее важных общественных отношений. Разумеется, на характере многих сторон общественной жизни сказывается и соответствующее воздействие государства (влияние его потенциала), которое, в частности, придает праву и его отдельным компонентам (НПА, юридическим нормам) определенную форму, содержание, необходимую юридическую силу.

 

Соотношение государства и права:

1. Единство государства и права:

- они объективно являются необходимыми явлениями общественной жизни, сосуществуют и развиваются на совместной (единой) основе жизнебытия людей;

- в рамках однотипного (однопорядкового) исторического развития они обладают некоторой общностью своей сущности и социального назначения;

- они являются главными средствами управления делами общества, реализации политической власти;

- они совместно обеспечивают права и свободы человека и гражданина, различные общественные и личностные интересы и потребности;

- они функционируют в рамках единой социально-экономической системы, обусловлены общими политическими, духовно-нравственными, национальными и иными факторами.

2. Основные различия между государством и правом:

- они характеризуются различными специфическими признаками и свойствами, подчеркивающими их особую видовую самостоятельность. Государство предстает как организация политической власти, а право выполняет роль социально-нормативного регулятора наиболее сущностных общественных отношений;

- они не совпадают по формам, функциям, механизмам воздействия на общественную жизнь и поведение людей;

- существенной особенностью государства является выражение им силы, возможности принуждения в обусловленных ситуациях, право же есть продукт отражения соответствующей воли;

- первичным элементом государства выступает тот или иной его орган, а исходным элементом права является юридическая норма.

Указанные различия между государством и правом не исключают их тесного и активного взаимодействия. В праве государство находит для себя ту надежную и эффективную основу, которая позволяет достигать реализации своих функций, стоящих на данном этапе развития целей и задач, совершенствовать деятельность государственного аппарата и т.д. А для права государство – не только средство совершенствования и развития законодательства, но и – гарант успешной реализации юридических предписаний.

 

Вопросы 6. Основные теории происхождения государства

 

Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами нескольких самостоятельных культурных цивилизаций. Данными государствами являлись: Древний Египет, Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Древняя Индия, Древний Китай, Древние Афины, Спарта, Древний Рим и др. В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства. Это закономерно. Различие теорий возникновения государства связано с тем, что:

- возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;

- данный процесс происходил несколько тысячелетий тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;

- влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (церковное господство в средние века (теологическая), зарождение капитализма, современная и др.) накладывала отпечаток как на всеобщее мировоззрение, так и на авторов теорий о происхождении государства, т.к. они жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе);

- нельзя игнорировать субъективный фактор – личные убеждения авторов теорий, особенности их профессионального и личностного мировоззрения.

 

К основным теориям происхождения (возникновения) государства принято относить: классовую, теологическую, патриархальную, договорную, органическую, психологическую, ирригационную, волюнтаристскую, патримониальную теории, теорию насилия.

1) Марксистско-ленинская (материалистическая, экономическая, классовая) (авторы: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов): «государство есть продукт классовых противоречий». Государство возникает в силу, прежде всего экономических причин: общественное разделение труда привело к росту производительности труда; появился избыточный продукт, который накапливался у определенной группы людей; появилась частная собственность; социальная и имущественная дифференциация общества; возникают классы имущим и неимущим, между которыми есть непримиримые противоречия. Отсюда потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих и защиты интересов имущих. То есть суть теории в том, что государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление – оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с их исчезновением. Положительное в теории: экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами – классов и др. Недостатки теории: ее односторонность, отсутствие учета психологических, биологических, нравственных, этнических и других факторов общественного развития; рассмотрение государства только лишь как аппарата господства одних (экономически сильных) классов над другими.

2) Естественно–правовая (договорная) теория (авторы: Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев): государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Так как не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать ему право на жизнь, честь, достоинство и собственность (в этих условиях каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к войне всех против всех; в результате этой войны неорганизованное общество могло уничтожить само себя), то люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека (таким образом, был создан институт (в лице государства) согласования интересов между людьми, совместной жизни, взаимной защиты). Если же права человека нарушаются, то народ обретает право на революцию. Таким образом, государство является порождением разумной воли людей, народа, человеческим учреждением и даже изобретением. Недостатки теории: механическое представление о природе возникновения государства: государство – искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради обеспечения лучшего порядка и свободы. Кроме того, следует отметить идеалистичность данной теории: общественный договор - это скорее идеал, чем реальная действительность; ни одно государство не возникло таким путем; сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга; по данной теории общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы – классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу. Положительное в теории: были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними – идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть; был сделан шаг к созданию гражданского общества; фактически выдвинут принцип народного суверенитета – власть производна от народа и принадлежит народу; государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе; согласно этой теории государство и народ имеют взаимные обязательства – народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности, государство же регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности; в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей (то есть народ имеет право на восстание, право поменять власть, если она перестала выражать интересы народа).

3) Органическая теория (она была выдвинута во второй половине 19 в. английским философом и социологом Спенсером, а также – Вормсом и Прейсом). Согласно этой теории, государство возникает и развивается подобно биологическому организму, оно произведение сил природы, оно подобно человеческому организму: люди образуют государство как клетки живой организм; государственные институты подобны частям организма (правители – головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносной системе, рабочие и крестьяне (производители) – рукам и т.д.); между государствами, как в живой среде, идет конкуренция (естественный отбор как в природе, где выживают сильнейшие). Отсюда, все неясное в строении и деятельности государства можно объяснить по аналогии с анатомией и физиологией. Государство будет существовать пока существуют люди. Если организм здоров (государство), то и его клетки (люди) функционируют нормально. Недостатки: прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; сильное влияние дарвинизма; отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным. Положительное: восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма; оригинальность теории.

4) Теория насилия (Шан Ян (4 в. до н.э, китайский политик), Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский): государство возникает в результате насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Насилие могло быть и внутренним: насилие одних членов общества над другими внутри одного государства. Недостатком теории является: насилие (при его важной роли, роли ускорения процесса образования государства), является не единственным фактором, который лежал в основе возникновения государства.

5) Психологическая теория (польско-российский юрист и социолог Л.И. Петражицкий (1867-1931 гг.), а также – З. Фрейд и Г. Тард): государство возникает в силу особых свойств психики человека: потребность индивида жить в коллективе, его стремление к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни; желание индивида повелевать и подчиняться; желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросать ему вызов – сопротивляться власти, совершать преступления и т.д. – и необходимость их обуздания. Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества – вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергетике, которой они влияли на остальных членов рода. Недостатки теории: она не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство – социальные, экономические, политические и др.

6) Теологическая теория (она господствовала в средние века; в настоящее время она официально распространена в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.). Основатели теории: Аврелий Августин (Блаженный) (4-5 в. до н.э.), Фома Аквинский (13 в.) – христианские философы и богословы)): государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, государственные институты вечны, незыблемы, святы, их возникновение (и упразднение) не зависит от воли человека. Теологическая теория призывает принять государство и власть как данность, полученную свыше; признать власть монархов святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель бога на земле, монархи – представители папы и через него бога в своих государствах); полностью во всем подчиняться власти – церковной и земной, то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный богом порядок). Достоинства теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности. Недостаток: теория основана на вере в Бога, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна.

7) Патриархальная теория (Аристотель, Филмер, Михайловский): государство возникает по модели семьи (то есть государство – это своеобразная большая семья, состоящая из множества обычных семей). Следовательно, власть главы государства (царя, короля, императора) является продолжением отцовской власти в семье: монарх – отец всего народа, благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы, король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи), власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема, подданные обязаны чтить короля, подчиняться ему, как члены семьи отцу. Достоинства теории: способствует сплочению общества, уважению государственной власти. Недостатки: прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Это неверно, так как в семье – действиетельные родственные связи, подданные государства родственниками не являются; монарх – представитель публичной власти, отделенной от народа, монарх не является родственником подавляющего большинства населения; власть отца неформальна и непосредственная, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения.

8) Волюнтаристская теория (Мейтленд-Джонс): возникновение государства связано с деятельностью той или иной сильной личности. «Нормандскую теорию» возникновения Киевской Руси также можно рассматривать как ответвление волюнтаристской теории. Достоинства: обращается внимание на роль личности в истории; действительно, при определенном уровне развития общества отдельные личности (например, Тезей, Солон, Клисфен в Древних Афинах; Сервий Туллий в Древнем Риме) могут ускорить процесс ломки родоплеменных отношений и ускорить тем самым возникновение государства. Недостатки: возникновение государства происходит только на определенной стадии зрелости общества, это процесс, обусловленный объективными причинами; если общество не достигло должного уровня своего развития, то никакая личность, какой бы она сильной не была, не сможет создать государство.

9) Ирригационная теория: государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация). Крестьянин-индивидуалист, а также группа крестьян не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек для ведения хозяйства. Необходима была мобилизация всего населения. Данная теория лишь отчасти объясняет причины возникновения государств в странах Древнего Востока.

10) Патримониальная теория (Галлер): государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом в свое время обосновывался феодальный сюзеренитет.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

 








Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 1223;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.