ВЛИЯНИЕ ВОЕННО-ФЕОДАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА «ЗОЛОТАЯ ОРДА» НА РУССКИЕ КНЯЖЕСТВА

Огромное значение в исторических судьбах русского народа, народов Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Крыма и Поволжья имели разрушительные завоевания монголо-татар и создание ими военно-феодальных государств чингисидов.

В XI–XII вв. на огромных просторах Монголии кочевали многочисленные скотоводческие племена и более мелкие родовые и аильные (семейно-родственные) коллективы. При этом часть монгольских племен – лесные монголы – еще не полностью перешла к скотоводческому хозяйству, продолжала жить охотой, рыболовством и собирательством готовых продуктов природы. Управление семейными, производственными и другими общественными делами продолжало строиться на традиционной кровнородственной основе – аил, род, племя – во главе со старейшинами и вождями. Культ предков, обожествление природы оставались характерной формой сознания для подобного состояния общества.

Вместе с тем углубляющееся разделение труда, развитие ремесленного производства (юрт, сбруи, оружия, всевозможной бытовой утвари и т.д.) привели к возникновению частной собственности на средства производства, прежде всего на скот. На классовое расслоение общества повлияло также возрастающее воздействие соседних с Монголией развитых феодальных государств Средней Азии и Китая. Монгольское общество резко разделилось на феодалов-нойонов – родоплеменную военную аристократию, владевшую огромными стадами лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и содержавшую сильные военные дружины (нукеров), и простой народ – карачу, находившийся от феодалов в различных формах зависимости.

Чингисханом была осуществлена очень важная военно-десятичная реформа. Наряду с сохранением старой организации общества по кровнородственному принципу (по племенам, родам, аилам), все способное к военному делу население, а все монголы считались вечно военнообязанными по принципу: «нет монгольского населения, а есть монгольское войско». Оно было разделено на тьмы по 10 тыс. конного войска, во главе которых стояли ближайшие родственники хана и наиболее верные ему нойоны-темники, тысячники во главе тысячи воинов, сотники во главе сотни, десятники во главе десяти воинов. Эта простая военно-десятичная структура, известная многим народам на начальной стадии развития государственности, создавала благоприятные возможности для подавления собственного народа и для агрессивных походов против соседей.

Для укрепления своей власти и усмирения непокорных Чингисханом был создан десятитысячный корпус охранников – личная гвардия хана, состоявшая из особо доверенных и тщательно отбираемых лиц – сыновей господствующей военно-феодальной и чиновной аристократии. Укрепив таким образом военно-политическую организацию, власти феодалов в монгольском обществе, Чингисхан приступил к осуществлению своих внешнеполитических захватнических целей.

Завоевательным походам Чингисхана в высшей степени благоприятствовала сложившаяся в странах Востока и Восточной Европы обстановка. Политическое положение в Китае, Средней Азии, Закавказье, на Руси – основных объектах монгольских завоеваний – характеризовалось наступившей повсеместно феодальной раздробленностью, отсутствием сильной центральной власти. Кроме того, монголы и насильственно вовлеченные в орбиту их завоеваний другие народы при общей своей отсталости имели одно исключительно важное военное преимущество перед феодально-развитыми оседлыми народами – многочисленное подвижное конное войско.

В 1215 г. полчища Чингисхана начали захват Китая. В течение 1219–1221 гг. они разгромили владения Хорезмшаха в Семиречье и Средней Азии, прошли почти весь Казахстан, захватили Афганистан. В 1220–1223 гг. осуществили поход через Персию на Кавказ. В это же время они разгромили половцев и впервые встретились с русским войском в битве при Калке.

Завоевание Руси и ее княжеств в течение 1237–1254 гг. монголы осуществили при преемниках Чингисхана Батые (Бату) и Берке. Историки считают, что в 1243 г. начался более чем двухвековой период Монголо-татарского ига на Руси (до 1480 г.). Вместе с тем, в процессе длительного и ожесточенного сопротивления русского народа монголы утратили свою наступательную мощь и не смогли реализовать своих планов по завоеванию Центральной и Западной Европы.

Монгольские завоевания сопровождались безжалостным и варварским разрушением и сожжением городов, крепостей и поселков, истреблением и угоном в рабство огромных масс населения, установлением над побежденными жестокого гнета, режима систематического террора и организованного грабежа. Все это осуществлялось посредством целого ряда государственно-принудительных мероприятий – дани, налогов, подарков, приношений, поставок лошадей и продовольствия, почтовой повинности, предоставления определенного числа воинов, искусных ремесленников и др.

Все завоеванные монголами территории с живущими на них народами и племенами Чингисхан рассматривал как подвластные ему и собственность его рода («золотого рода»).

Возникло огромное государство – империя Чингисхана. Управление ею основывалось на двух принципах – родовом и военно-феодальном. Родовой принцип, ведущий свое начало от исторически сложившейся родовой идеологии, должен был способствовать сохранению централизованного управления проявлялся в том, что улусные ханы-вассалы вынуждены были время от времени посылать великому хану в Монголию (своему верховному сюзерену) часть награбленной добычи. Однако, как ни велико было значение родового принципа, империя Чингисхана в силу географических, социально-экономических, национальных и многих других причин не могла существовать как единое централизованное государство и быстро распалась на отдельные самостоятельные улусы. Военно-феодальный принцип полностью победил. Сам Чингисхан перед свой смертью (1227 г.) вынужден был разделить управление империей между своими четырьмя сыновьями.

Старшему Джучи был выделен самый дальний улус от реки Иртыш – Кыпчакские степи, Поволжье, Крым, получивший вскоре наименование Синей Орды, а у русских – Золотой Орды.

Второму сыну Чагатаю (Джигатай) достались Средняя Азия и целый ряд сопредельных с ней территорий и народов.

Третий – Угедей получил часть Западной Туркмении, Северную Персию и Закавказье.

Младшему сыну Чингисхана Толую , в соответствии со старинным монгольским обычаем, был оставлен коренной улус – Монголия.

Владелец коренного улуса считался великим ханом-сюзереном над владельцами остальных улусов. Столицей его был город Каракорум.

Таким образом, на территории нашей страны в результате монгольских завоеваний образовалось три военно-феодальных государства под властью сыновей Чингисхана и их потомков: Золотая Орда, государство Чагатая в Средней Азии и государство Хулагидов Угедея в Закавказье.

Главной военной опорой господства монгольских завоевателей являлись расселенные среди покоренных народов многочисленные монгольские и других племена, кочевавшие по степным и предгорным пастбищам.

Общими целями империи Чингисхана и самостоятельных военно-феодальных государств-улусов, образовавшихся после ее распада, являлись укрепление и увековечение господства потомков «золотого рода» чингисидов, многочисленных царевичей – членов этого рода и нойонов. Средствами и методами достижения этих целей стали:

1) установление беспощадного государственно-организованного террора в отношении покоренных народов и племен;

2) использование характерного для всех поработителей принципа: «разделяй и властвуй». Этот принцип нашел свое воплощение в предоставлении привилегий монгольской знати, вождям кочевых племен, установлении различного статуса для феодалов, городов, духовенства, применении системы откупов для управления и выжимания налогов, даней, поборов и т.п.;

3) создание большого финансового аппарата для систематического взимания с покоренных народов огромных денежных и других материальных средств, привлечения их к различным повинностям и службам. Чиновники этого аппарата периодически производили переписи населения и обеспечивали сбор налогов и других поборов;

4) постоянная военная готовность для подавления непокорных, организации набегов и грабительских походов против сопредельных и отдаленных государств и народов;

5) правовой плюрализм: сохранение действия местного адатного, мусульманского права, права городов и оседлого населения при господствующем положении общего права, т.е. Ясы Чингисхана, ярлыков, распоряжений, приказов ханов и их администраций;

6) относительная веротерпимость, поскольку монгольские феодалы понимали значение религии и духовенства для сохранения своего господства над покоренными народами. Сами же они были достаточно суеверны и боялись гнева не только своих, но и чужих богов.

Отметим, что в непосредственной близости от русских княжеств и соответственно оказывавшей наибольшее влияние на их развитие была Золотая Орда.

Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть распространялась не столько на территорию, сколько на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовавшие различные религии. Столицей этого государства стал сначала Сарай-Бату, а затем Сарай-Берке[6] в нижнем течении Волги. Постепенно монголы смешались с тюркскими народами и племенами – официальным стал тюркский язык. Сами монголы у покоренных народов получили двойное название – монголо-татары (от названия одного из самых многочисленных монгольских племен – татар; впоследствии татарами стали называть некоторые не монгольского происхождения народы Сибири, Поволжья, Кавказа, Крыма). Оно стало их национальным наименованием. Со временем монголо-татары приняли ислам.

Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было. Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т.д. Впоследствии джучиды и иные потомки Чингисхана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепив за собой монопольное право носить звание султанов и занимать ханский престол. Сам хан имел наиболее богатый и большой улус. Джучиды обладали и преимущественным правом на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках – беки). Не являясь членами рода джучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы[7] .

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры – дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности – сотников, десятников и др. Эти должности позволяли получать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.

Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орде выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.

К господствующим классам относились также многочисленное духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники, местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Трудящиеся – крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуги – находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой Орды составляли карачу – кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена и вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе с тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально-зависимые крестьяне. Одни из них – сабанчи – жили сельскими общинами и обрабатывали, помимо выделенных для них участков, земли феодалов, несли натуральные и другие повинности. Другие – уртакчи (издольщики) – кабальные люди, обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли иные повинности.

В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги тоже зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленники уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились, прежде всего, пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов, как в городах, так и в сельском хозяйстве, через одно – два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.

Государственный механизм Золотой Орды обеспечивал эксплуатацию своих трудящихся и ограбление покоренных народов. Это достигалось установлением террористического режима, при котором подчинение младших старшим было безусловным и бездумным. При этом использовались как пережитки прежней, родоплеменной организации, так и новые, военно-феодальные принципы.

Верховная, деспотическая по существу власть в государстве принадлежала хану, возводимому на престол курултаем. Как правило, им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник из чингисидов. Часто борьба за ханский престол носила ожесточенный характер, сопровождалась интригами, тайными или открытыми убийствами претендентов.

Хан прежде всего являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения всех высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мира. Был он верховным судьей, его воля считалась законом.

Существовал в Золотой Орде и коллегиальный орган – курултай, в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. На курултае решались вопросы войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, пересматривались границы улусов, объявлялись решения хана по другим вопросам. Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.

В Золотой Орде постепенно сложилась своеобразная система центральных органов управления, многие черты которой были заимствованы из восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). Так, в конце XIII в. появились диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям управления. В них работали многочисленные секретари и переписчики (битакчи). Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведения о положении дел в той или иной отрасли управления или на местах. Вместе с тем, четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.

К высшим должностным лицам относился, прежде всего, визирь, в ведении которого находились ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана. Визирь назначал на должности баскаков, секретарей диванов и других чиновников. Военное управление в государстве было сосредоточено в руках бекляри-бека, темников и тысячников. Бекляри-бек в источниках часто называется старшим, главным эмиром при хане. Он направлял военную деятельность эмиров. Кроме того, в столице находились еще два эмира, выполнявших поручения хана, его визиря и букаул, ведавших снабжением, вооружением, довольствием воинских частей и гарнизонов, учетом военной добычи, ее доставкой и распределением по указаниям хана и других высших должностных лиц.

В государственном аппарате имелись и другие чиновники. Выполнявшие поручения по учету населения, сбору податей, подавлению сопротивления подданных и зависимых народов, организации военных походов и т.д. К их числу относились даруги, баскаки, темники, сотники и др.

Улусами управляли члены ханской фамилии, джучиды-царевичи, или наиболее авторитетные нойоны (их часто называли эмирами). В отдельные области, города, поселения назначались даруги, тысячники и сотники. В подчинении всех этих правителей находилось множество чиновников, занимавшихся переписью населения, сбором податей и налогов, привлечением населения к выполнению различных повинностей (поставке лошадей, перевозочных средств, снабжению чиновников и воинских подразделений различным довольствием, расквартированию войск и т.д.). Каждый местный правитель всегда опирался на гарнизоны или мобильные войска.

Военная организация Золотой Орды была основой государственности. Многие носители государственной власти являлись командирами соответствующих воинских подразделений.

Многочисленная конница, состоявшая из монголо-татар, кыпчаков и других кочевых племен и народов, была основой военной мощи Золотой Орды. В отдельные периоды своей истории Золотая Орда могла выставить 150 и более тысяч конников. Построенная по десятичной системе, подвижная конница могла быстро собираться в указанном ханом или его командованием месте в огромную армию для наступательных операций или же мгновенно рассредоточиваться на обширных пространствах, перебрасываться из одной местности в другую, совершать внезапные налеты и набеги, держа в постоянном страхе подданных Золотой Орды и подвластные народы.

Высший командный состав – темники и тысячники – состоял из представителей рода джучидов-царевичей и знатных нойонов. Сотниками и десятниками назначались обычно нукеры и другие представители родоплеменной знати. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально-вассальными отношениями. Поэтому строжайше запрещался переход из одной тьмы, тысячи или сотни в другую. Подобный переход рассматривался как измена своему подразделению и его командиру. В войске поддерживалась жесточайшая дисциплина. За любое ослушание, невыполнение приказа грозила суровая кара, вплоть до смертной казни.

Примечателен и тот факт, что Чингисхан, придавая исключительное значение добыванию всевозможных сведений о предполагаемом противнике, организовал разведывательную службу. Ханы Золотой Орды Бату, Берке и их преемники обязывали своих воинских начальников вести разведку через лазутчиков, изменников, купцов, добывать сведения о численности и вооружении противника, его командирах, настроениях, распрях и т.п. Впоследствии секретная служба была учреждена и для собственного государственного аппарата орды, охватила значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку. Все секретные сведения доставлялись бекляри-беку или визирю и докладывались хану.

Судебная власть в Золотой Орде, как и в других государствах, не была отделена от административной. Хан, другие государственные органы и должностные лица сами осуществляли правосудие по всем делам – уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII–начале XIV вв. были учреждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались специальные судьи (яргучи). Кадии и яргучи взимали со спорящих сторон официальные пошлины, а также прибегали к произвольным поборам. У кочевых народов Золотой Орды существовали и традиционные суды родовых старейшин (биев).

Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодального государства Золотой Орды.

Рассматривая отношения Золотой Орды с Русью, отметим, что после опустошительных завоеваний ханов Бату и Берке русские княжества на длительный срок попали в вассальную зависимость от золотоордынского хана. Установилось жесточайшее монгольское иго. Отношения вассалитета не были закреплены каким-либо договором, а были просто продиктованы завоевателем. Русские князья должны были утверждаться на княжение в Орде, получая от хана ярлык. Князья владимирские получали от хана особый ярлык. Сажали на престол великого князя специальные уполномоченные золотоордынского хана. Получение ханских ярлыков в Орде, а также при вызовах князей в Орду обязательно сопровождалось поднесением богатых подарков. Одной из главных вассальных обязанностей русских княжеств являлась уплата хану дани – десятой части всех доходов с населения княжества. Кроме того, население должно было предоставлять лошадей и повозки, уплачивать особые торговые и ремесленные пошлины, предоставлять корм и пропитание, удовлетворять другие требования Орды и ее чиновников. От этого побора была освобождена только русская православная церковь (о причинах того мы отмечали выше).

Дани и поборы с русских княжеств Золотая Орда поручала производить специально уполномоченным даругам и баскакам, наезжавшим в княжества с большой свитой счетчиков, весовщиков и охранными конными отрядами. Во Владимире находился главный баскак, которому подчинялись баскаки иных княжеств – Рязани, Мурома, Смоленска, Твери, Курска и др. Время от времени даруги и баскаки производили перепись населения княжества, чтобы полностью обеспечить сбор дани. Для устрашения русского населения, а также для дополнительного обогащения Орды монголо-татары систематически совершали набеги на княжества. При этом множество людей уводилось в плен, разорялись и сжигались города и селения.

Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Эти распоряжения и предписания применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.

Вместе с тем, слабая из-за недостатка источников изученность права Золотой Орды ограничивает возможность сколько-нибудь обстоятельного его изложения. Источником права в Орде являлась, прежде всего, Великая Яса Чингисхана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и в местностях с оседлым населением.

Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц, архаичность и юридическая неопределенность. Даже Яса Чингисхана стала нам известна не как единый писаный акт, а как отдельные упоминания и выдержки, содержащиеся в различных неправовых источниках. Только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.

Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям – основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду. Но в условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным и поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.

В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.

Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Например, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено. Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.

Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось действительное или обрядовое похищение невесты. При заключении брака семья или род жениха выкупали невесту из семьи или рода последней. В свою очередь, родственники невесты обязаны были выделить ей приданое. Размер выкупа и приданого, расходы на брачные торжества определялись общественным и имущественным положением родителей брачующихся.

Уголовное право Золотой Орды, как отмечалось, отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды, деспотической власти Чингисхана и его преемников, суровости отношений, низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому обществу, находящемуся в самой начальной стадии феодализма. Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам и должностным лицам, самовольный переход из одного воинского подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, – посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми. Можно было также зарезать человека «как барана».

Применялись и другие виды наказаний, например, за бытовое убийство допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялся социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и таким образом уплатить выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми.

В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника возлагался на десятку или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

Время монголо-татарских завоеваний составляет крупный период в истории нашей страны. Это период тяжких испытаний для попавших под иноземное иго народов. Монголо-татарское нашествие надолго приостановило и отбросило назад экономическое, политическое, культурное развитие Средней Азии, Закавказья, Руси.

Монголо-татары, покоряя народы нашей страны, устанавливали различные формы их политической зависимости. Часто монголы-татары сохраняли существующую государственную организацию, ставя местных князей в положение своих вассалов. Так было в Закавказье, на Руси, в некоторых других местах.

Монголо-татары оставили нетронутыми внутреннее государственное устройство и право русского народа, в том числе и родовой порядок преемства великокняжеской власти, и организацию православной церкви. Так легче было управлять покоренным народом. Привилегии церкви оформлялись ярлыками, выдаваемыми ханами. Древнейший из дошедших до нас – ярлык хана Менгу-Темира (1266–1267 гг.). Согласно ханским ярлыкам, гарантировались неприкосновенность веры, богослужения и канонов русской церкви, подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам, за исключением дел о разбое и убийстве, освобождение от податей, повинностей и пошлин.

Монголо-татарские завоевания на столетия задержали социально-экономическое и культурное развитие русского общества. Вместе с тем в будущем Московском государстве были восприняты некоторые черты административного управления, используемого монголами; это влияние сказалось на системе и порядке налогообложения, формирования ямской транспортной службы, организации войска и финансово-казенного ведомства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период раздробленности на Руси продолжается развитие раннефеодального государства. Относительно централизованная Древняя Русь распадается на массу крупных, средних, мелких и мельчайших государств. По своим политическим формам даже мелкие феодальные владения пытаются копировать Киевское государство.

В этот период появляется принципиально новая форма правления – республика[8]. Широко известны Новгородская и Псковская феодальные республики. Менее известна Вятка – колония Новгорода, возникшая в конце XII в. на марийских и удмуртских землях, ставшая самостоятельным государством и просуществовавшая до конца XV в.

Все рассмотренные феодальные державы объединяются, в принципе, единой правовой системой, в основе которой лежит эпохальный правовой акт – «Русская Правда». Ни в одном княжестве не создается нового закона, способного хоть в какой-то мере заменить собой «Русскую Правду». Формируются лишь ее новые редакции. Только в феодальных республиках возникают новые крупные законодательные акты.

Феодальная раздробленность Руси, как и других районов страны, была неизбежным этапом развития государства. Но эта неизбежность дорого обошлась нашему народу. В XIII в. на Русь навалились монголо-татарские орды, что также сказалась на истории и развитии отечественного государства и его права.

Русский народ никогда не мирился с монголо-татарским игом и вместе с другими народами оказывал захватчикам упорное сопротивление, но окончательного освобождения от них он добился лишь в XV в.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев Ю.Г. Псковская судная грамота и её время. Л., 1980.

2. Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994.

3. История отечественного государства и права: Учебник. Ч. 1 / Под ред. О.И. Чистякова. Изд.3-е, переработ. и доп. М. МГУ. 2007.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1.Лекции 19–20. Любое издание.

5. Мартышин О.В. Вольный Новгород: Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992.

6. Петров А.В. Вечевой Новгород / История России: народ и власть. СПб., 1997. С. 96–123.

7. Псковская судная грамота // Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. М., 1997. С. 27–36.

8. Пузанов В.В. Народ и власть в городах-государствах Древней Руси / История России: народ и власть. СПБ., 1997. С. 49–94.

9. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв. М., 1982.

10. Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992.

11. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995. С. 647–655.

12. Янин В.Л. Новгородские акты XII–XV вв. М., 1991.

 

 


[1] ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ – свод нач. 15 в., восходит к юж.-рус. летописному своду кон. 13 в. Включает "Повесть временных лет" с продолжением до 1117 г., Киевский свод кон. 12 в., Галицко-Волынскую летопись. Хранилась в Ипатьевском монастыре в Костроме.

[2] НОВГОРОДСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА – памятник права Новгородской республики XV в. Список редакции 1471 г. Использованы Русская правда, местное новгородское право и др. Устанавливала компетенцию суда архиепископа, посадника, тысяцкого и др.

[3] ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА – свод законов Псковской респ. 14-15 вв. Включает постановления веча, совета бояр, княжеские грамоты, нормы Рус. правды, обычное право. Вводилась смертная казнь за полит. и уголов. преступления. Регулировала зем., долговые и иные имуществ. отношения, наследств. право.

[4] ИЗОРНИКИ – в Псковской земле 14-16 вв. крестьяне, нёсшие повинности и имевшие право, вернув феодалу ссуду и уплатив 1/2 урожая, уйти от него к другому господину.

[5] ПОКРУТА – в Псковской и Новгородской землях 14-15 вв. предоставление помещиком крестьянину в долг денег, хлеба, с.-х. орудий.

[6] САРАЙ-БАТУ (Старый Сарай) – в ср.-век. (1254- 1480) город, первая столица Золотой Орды. Основан ханом Батыем. Ныне городище у с. Селитренное Астраханской обл. Жилые кварталы, дворцы, мечети и др.

САРАЙ-БЕРКЕ (Новый Сарай) – в ср.-век. (ок. 1260-1395) город, столица (с 1-й пол. 14 в.) Золотой Орды. Разрушен нашествием Тимура. Ныне городище у с. Царёв Волгоградской обл.

[7] ЯРЛЫКИ (от тюрк. ярлэк - повеление, приказ) – льготные грамоты ханов Золотой Орды подвластной им светской и духовной знати.

ПАЙЦЗА (байса, басма) – пластинка с тиснёными узорами (б. ч. серебряные) выдававшаяся монг.-тат. ханами в 13-15 вв. как верительная грамота.

[8] РЕСПУБЛИКА (лат. respublica, букв. – обществ. дело) – форма правления, при к-рой глава гос-ва (напр., президент) избирается населением или спец. избират. коллегией. Законодат. власть принадлежит выборному представит. органу (парламeнту). Большинство совр. гос-в – республики.








Дата добавления: 2017-06-02; просмотров: 841;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.04 сек.