Архитектура православных храмов

 

Еще при основании русских крепостей закладывались православные храмы. С развитием городов и укреплением их экономического благосостояния развивается строительство культовых зданий – соборов, церквей, монастырей, часовен. Наиболее крупные сооружения располагались в губернских центрах и больших торгово-промышленных городах. 1777 г. – заложен крепостной каменный трехпрестольный Знаменский собор в Семипалатинске. Располагался в центре крепости, представлял собой компактное, единое с трех-ярусной колокольней приземистое сооружение. Архитектурно-пространственная организация храма отражает явное влияние украинской архитектуры: трехчастностью, многоярусностью колокольни, архитектурными деталями, «лепестковостью» широкого купола, размещением куполов.

1813 г. – заложена Покровская казачья церковь Петропавловска (Подгорная 1857 г. начало строительства Воскресенской казачьей церкви в Семипалатинске. Закладывается по проекту местного областного архитектора Александра Болботова, одобрена Томской строительной комиссией. Архитектурно-пространственное и пластическое решение этой казачьей церкви, отражающей присутствие мотивов разных стилей, свидетельствуют о времени эклектики, в т.ч. пришедшей на смену официальному классицизму. Характер декора и лепнины, а также колористическое решение (белое на бирюзовом) позволяют предположить влияние и украинского барокко, распространенного и в других сибирских городах. Кокошники над карнизами восьмериков и такой же формы лепнина четверика – приметы национального русского стиля. Прямоугольная форма апсиды пришла из деревянной древнерусской архитектуры, в рассматриваемых каменных церквях больше нигде не встречается.

Особенности стилевых характеристик православных храмов городов Северного Казахстана (по З.Поповой):

- провинциального барокко, выраженное в использовании отдельных выразительных приемах стиля (овальные окна, фигурные атткики, люкарны и квадрифолии);

- влияние классицистических мотивов (треугольные фронтоны, ордерные пилястры), эклектичное сочетание элементов украинского барокко (орнаментальные пояса, разорванные фронтоны) с декоративными приемами русского стиля (килевидные аттики), использование элементов «нарышкинского» барокко;

- появление мотивов русского стиля в сочетании с приемами «кирпичного».

 

Мечети

 

Мечеть в Сузаке – мечеть Ногай-Ишана, конец XIX - нач.ХХ вв. Расположена в центре села. Построена из обожженного кирпича, фасады оставлены в естественной кладке. Объемно-пространственная композиция здания состоит из прямоугольного вытянутого объема с развитой портальной частью и примыкающего просторного 2-х рядного айвана. В центральной части возвышается четверик главного зала, перекрытый шатровой кровлей с луковичной макушкой. Фасады здания обработаны прямоугольными квадратными филенками. Основную декоративную нагрузку несет портал с 2-мя башенками по бокам. Новым и необычным для архитектурно решения этого типа зданий является витраж портала, схожий со стеклянным покрытием дебаркадеров железнодорожных вокзалов. Влияние модерна.

Мечеть Валибая в Джаркенте, конец XIX века. В архитектуре удачно сочетаются мотивы среднеазиатского зодчества и строительные приемы китайской архитектуры, возведенна по проекту китайского архитектора Хон Пика. Здание мечети, расположенное в центре двора – платформы, огражденной невысоким кирпичным забором, имеет прямоугольный план (55,08х29,15 м) и окружено деревянной колоннадой. Остов здания состоит из 68 деревянных столбов, жестко соединенных между собой системой балок и насадок. Если во внешней архитектуре здания преобладают такие традиционные элементы китайской архитектуры, как крыша с выгнутыми вверх концами ската, галерея вокруг здания, большой карниз, поддерживаемой сложной системой фигурных кронштейнов – «доу-гун», колонны в виде цилиндрических столбов без капителей, то оформление интерьера, выполненное уйгурским народным мастером Хасеном Пулатом, выдержано в стиле среднеазиатской архитектуры.

Мавзолей-мечеть Арстан-Баба, 19 в. Возведен из жженого кирпича и представляет собой сочетание гробницы и поминальной мечети. Эти две группы помещений объединены передней – холлом, имеющим прямоугольную форму и сводчатое покрытие. Группа помещений мечети, состоящая из молитвенного зала, библиотеки, комнат сторожа и паломников, расположена в правой части здания. Группа помещений гробницы, состоящая из двух анфиладно расположенных комнат, перекрытых конусообразными куполами, примыкает к холлу с левой стороны. Особенность здания в том, что композиция строится не по продольной, а по поперечной оси, вытягиваясь по фронту. Если у прежних памятников порталы фланкировались мощными угловыми башнями, то портал этого памятника лишен массивности, стрельчатая арка ниши у него опирается на тонкие пристенные пилястры, завершаемые легкими башенками – фонарями. Архивольт арки выполнен клинчатой рельефной кладкой, применение которой раньше не имело место в архитектуре Казахстана.

 

Мавзолеи

 

Мавзолей Жуздена. Построен в середине 19 века народным мастером Серали Еламановым в Джезказганском районе Карагандинской области. Архитектурное решение этого памятника является примером подражательного использования архитектурно-строительных приемов предыдущих периодов строительства. Выполняя задание заказчика, пожелавшего построить такой же памятник, как мавзолей Алаша-хана (13 в.), мастер почти полностью воспроизводит его формы. Как и прототип, мавзолей является портально-купольным сооружением, состоящим из мощного портала, основного кубического объема, низкого десятигранного барабана и сферического купола.

Мавзолей Айтмана, 90-е годы 19 века.Построен мастерами братьями Каражусуповым. Мавзолей представляет собою купольно-центрический тип сооружения, по своему архитектурно-художественному решению намечает новую линию развития народного творчества. Если в конструктивных приемах этого сооружения используется традиция предыдущего периода строительства, то применяемые в нем архитектурно-художественные средства обладают совершенно новыми чертами.

Мавзолей Омара и Тура, 1897 г. – одно из лучших произведений народных мастеров Каражусуповых. Расположен в северо-западной части Устюрта. Мавзолей прямоугольный в плане (5,7х6,2 м), имеет высоту 8,2 м. Благодаря удачному выбору размеров создается впечатление устремленности объема памятника вверх. Все фасады пропорционально расчленены на крупные пилоны, двухъярусные вертикальные лопатки и горизонтальные ниши. Сфероконический купол, покоящийся на массивном цилиндрическом барабане с четырьмя декоративными порталами, увенчан фигурным шпилем. Декоративное оформление интерьера в основных чертах воспроизводят внутренне убранство юрты.

 

 

11 Формирование и развитие архитектуры Алматы

 

Самые ранние свидетельства наличия поселений, обнаруженные на территории современного Алматы, относятся к VI – III вв. до н.э. В VII-X вв. здесь находилось несколько небольших поселений. Одно из них называли Алмату (Алматы). В XI-XII вв. поселения разрастались в небольшие города. В XVI в. после нашествия джунгар на месте древнего города остался лишь небольшой поселок.

Для закрепления Заилийского края, в 1853 г. туда направляется отряд под командованием майора М.Д.Перемышльского. 4 февраля 1854 г. было принято решение простроить в этом районе военное укрепление.

Территория крепости, расположенная на левом берегу речки Малой Алмаатинки, между двумя станицами, была обнесена глинобитной стеной, имевшей форму неправильного многоугольника. Внутри крепостной стены находились жилые дома для офицеров, казармы для солдат, небольшая деревянная церковь, гауптвахты и складские помещения.

В конце 80-х годов XIX века административно-общественный центр города находился в районе нынешнего парка им.28 гвардейцев-панфиловцев (бывший городской сад). Вокруг этого сада были расположены такие наиболее крупные здания, как дом военного губернатора, дом офицерского собрания (ныне Дом офицеров), здание так называемого общественного собрания (ныне филармония), архиерейский дом и другие. Все эти здания отличались сравнительно богатой отделкой и некоторые из них были оформлены в мотивах русской классической архитектуры (дом военного губернатора, существовавший до землетрясения 1887 года). После землетрясения последовало немало предложений о строительстве города на новом месте. Были проведены соответствующие топографические исследования на правом берегу Или. Но власти отказались от этого проекта. Дальнейшее строительство проводилось с учетом антисейсмических норм. Дома возводились в основном одноэтажные, деревянные. В эти же годы начались первые, весьма скромные по объему работы по благоустройству городских улиц.

В первом десятилетии ХХ века в центре городского сада был построен кафедральный собор по проекту и под руководством А.П.Зенкова, ставший доминантой в застройке города. Собор, располагаясь на осях двух улиц, фиксировал общественный центр города.

В условиях Алма-Аты благодаря рекомендациям профессора Петербургского горного института И.В.Мушкетова в России возникло новое направление - антисейсмическое строительство, возведение противоселевых сооружений. При застройке города планировка имела строгую прямоугольную сетку улиц, продиктованную условиями рельефа; в строительстве применялись кирпич и дерево; в архитектуре преобладал так называемый ропетовский стиль деревянного зодчества. Пример тому - сохранившиеся здания Кзыл-Тана или Музея народных инструментов.

С установлением советской власти начинается новый этап развития Алматы. 3 марта 1927 года ЦИК и СНК Казахской АССР приняли постановление о перенесении столицы Казахстана из города Кзыл-Орды в Алма-Ату. Первый проект планировки и реконструкции Алма-Аты (1936 г.) был разработан в архитектурно-планировочной мастерской Нарокмпроса РСФСР (арх. А.Репкин, И.Гуревич). Целью проекта являлось превращение большой деревни в благоустроенную столицу. За основу планировочной структуры была принята исторически сложившаяся прямоугольно-квартальная система.

В начале 30-х годов в Алма-Ате были построены крупные общественные здания, испытавшие определенное влияние конструктивизма: здание дома связи (ныне главпочтамп, построен в 1934 г., арх.Г.Герасимов), здание Дома правительства (ныне академия искусств им.Т.К.Жургенова). Построен в 1927 – 1931 гг. Авторы проекта: М.Гинзбург, Ф.Миллинс. Является образцом здания, построенного в стиле конструктивизма.

Со второй половины 30-х годов зодчие обращаются к использованию наследия русской классической архитектуры и национального казахского зодчества. Для архитекторов города это был период творческих исканий.

После войны активно ведутся дальнейшие поиски национального стиля, начинают строиться общественные здания с использованием мотивов восточной архитектуры. Значительным сооружение такого рода явилось здание Академии наук Казахской ССР. Здание имеет классическую трехосевую композицию с центральным, выдвинутым вперед, порталом главного блока, который фланкирующими его корпусами связан с боковыми ризалитами.

Главный вход обозначен нишей стрельчатой арки, в центре нее расположен проем входа, ленточное обрамление которого украшено стилизованным народным орнаментом. Стилизация мотивов «восточной» архитектуры прочитывается довольно четко: сама организация центрального блока в виде портальной стенки, за которым скрывается купол, символизирует пештак – традиционное решение входной части культовых сооружений Центральной Азии.

Архитектура здания АН КазССР становится следующим шагом к синкертизации форм классической и среднеазиатской архитектуры, а также мотивов казахского прикладного искусства.

В 70-80-е годы в Алма-Ате формируются градостроительные ансамбли и строятся крупные общественные здания: гостиница «Казахстан» и областной Дом политпросвещения завершили ансамбль площади им.Абая у Дворца Республики. Театр драмы им.М.Ауэзова в комплексе с другими общественными сооружениями (Дворец бракосочетания, Цирк, Стадион и Дворец спорта) формирует важный градостроительный узел столицы.

Застройка проспекта им.В.И.Ленина (проспект Достык) – пример первого в Казахстане комплексного проектирования и строительства на реконструируемых территориях. Этот опыт был впоследствии использован в застройке центров Астаны, Уральска, Павлодара, Семипалатинска, Жамбыла и др.городов республики (Автор .коллектив – арх.Рипинский, Басенов, Петров).

Спортивный комплекс «Медеу». Построен в 1969-1972 гг. Авторы: архитекторы В.З.Кацев, А.С.Кайнарбаев, И.Г.Косогова; гл. конструкторы С.Б.Матвеев, М.В.Плахотников, Ш.М.Челидзе.Стадион стал символом города, международным, культурным, молодежным центром. Крупнейший в мире высокогорный комплекс зимних видов спорта. Расположен на высоте 1691, 2 м, удачно вписан в горный рельеф местности. Уникальна многослойная структура ледового покрытия катка толщиной 2,3 м, где размещено 170 км фреоновых труб.

Здание Государственного цирка в г.Алматы (архитекторы В.Кацев, И.Слонов, инженеры С.Матвеев, М.Плохотников, 1972 г.). В основе композиции – круг, пространственно-пластическая метафора, обладающая смысловыми пластами: круг выявляет утилитарное назначение, т.е.функцию здания – место циркового представления.

Комплекс лечебно-оздоровительных бань «Арасан». Ныне – центральный оздоровительный центр. Построен в 1980-83 гг. Авторы проекта: архитекторы В.Т.Хван, М.К.Оспанов; инженеры В.В.Чечелев, К.Р.Тулебаев. Является уникальным сооружением по своему назначению и архитектурно-композиционному решению.

Гостиница «Казахстан» (арх.Ю.Ратушный, Л.Ухоботов, А.Анчугов, В.Капитанов, инженеры А.Деев, Н.Матвиец, 1978 г.) - первое здание повышенной этажности (более 25 этажей) в республике. Вертикальный ритм эркеров, придающий легкость и ажурность, завершается изящной золотой короной. Образ ассоциируется с гигантским пшеничным колосом. Оригинально и смело решена конструктивная структура здания, состоящая из монолитного железобетонного каркаса с поперечными диафрагмами.

 

12 АРХИТЕКТУРА АСТАНЫ

 

15 июня 1830 года отряд Шубина расположился лагерем на высоком правом берегу Ишима примерно в четырех верстах от урочища Караоткель на расстоянии версты от караванной дороги, здесь же было начато строительство окружного приказа. Первый частный деревянный двухкомнатный дом появился в Акмоле в 1834 году. В 1835 году построил себе трехкомнатный сосновый дом князь А.Чанышев, служивший толмачом при окружном приказе.

В 1839 году Акмолинский приказ был обнесен невысоким земляным валом со рвом. А с 1840 года началось строительство деревянных и землебитных оборонительных казарма, которые вместе с другими сооружениями составили сомкнутую со всех сторон систему военных укреплений. В 1842 году за стенами военного укрепления была построена деревянная двухярусная мечеть. С упразднением в 1876 году Акмолинского военного укрепления город окончательно утрачивает свое военно-стратегическое значение и продолжает развиваться как крупный торговый центр.

Заметный рост города отмечается в начале 90-х годов 19 века, когда были построены здания городской управы, новый каменный гостиный двор, пожарная каланча и Александро-Невская церковь. Появились и купеческие особняки, а в 1893 году начала действовать первая паровая мельница. С начала двадцатого века в городе развернулось строительство зданий из кирпича.

Из всех зданий, самым выдающимся архитектурным сооружением города, его украшением, стала церковь Александра Невского, построенная в 1892 году. Стены храма украшали великолепные росписи, выполненные по эскизам Васнецова.

6 июля 1994 года - Постановление Верховного Совета Республики Казахстан "О переносе столицы Республики Казахстан". 9 октября 1996 года - Указом Президента Республики Казахстан создается Акмолинская специальная экономическая зона в административных границах территории города Акмолы.5 апреля 1997 года - Указом Президента Республики Казахстан стратегические цели города Акмолы включаются в список приоритетных направлений экономики Республики Казахстан в целях привлечения прямых инвестиций.

В основу Генерального плана г.Астаны положены философские воззрения, свойственные космологической теории архитектурной мысли доктора Курокавы: «Двадцатый век был эрой главенства механического принципа, двадцать первый век будет эпохой перехода к Принципу Жизни. Концепция главенства жизненного принципа выражается ключевыми словами – метаболизм, обновление, симбиоз, экология и глобальная окружающая среда.

Новая столица Астана, воплотившая в себе вышеназванную концепцию посредством таких ключевых понятий, как симбиоз, обновление, экология и метаболизм, призвана стать городом нового типа 21-го века». Генеральный план, разработанный японскими архитекторами также в скором времени потребовалось подвергнуть пересмотру. Причиной послужили темпы экономического развития Казахстана и динамика увеличения численности населения и роста объемов работ, выполняемых по застройке столицы, превзошедшие прогнозные расчеты Исследовательской группы.

Вместо однообразия одного стиля - многообразие, гармоничная полифония форм и линий разных стилей и направлений в архитектуре - вот принцип, которого придерживаются при застройке столицы. Однако, наряду с активным использованием стилевого арсенала мирового зодчества, весьма важно вести поиск выразительного, самобытного, своеобразного направления в развитии архитектуры, который был бы признан всем архитектурным сообществом Земли как стиль казахской архитектуры, как стиль, соответствующий авангардному уровню мировой архитектуры ХХI века.

Административный центр города составляют три площади: Центральная площадь, к западу от нее – площадь Независимости и на магистрали, в едущей к аэропорту, - круглая площадь. Все три площади объединяются бульваром, которые фланкируют ансамбли жилых, развлекательных, деловых комплексов. По замыслу проектировщиков, облик столицы характеризуется сочетанием высотных доминант жилых и общественных сооружений, зеленых эспланад и бульваров с озеленением и обводнением, архитектурно-исторических комплексов, малых архитектурных форм и скульптур.

Центральная площадь с Домом Правительства и Дома Парламента соседствует с площадью, где расположен ансамбль с зданиями Резиденции Президента, Дома министерств, сената и Мажилиса Парламента. Архитектура данных сооружений продиктована идеями репрезентативности, монументальности.

Площадь Независимости в центре отмечена смотровой башней-монументом «Астана-Байтерек» (арх.А.Рустамбеков, 2003). Южная и северная сторона площади заняты зданиями Министерства обороны и Министерства иностранных дел. Постройка символизирует священное древо жизни, в корне которого разместилось яйцо райской птицы (древний образ первояйца, зарождения жизни) в виде стеклянного шара (диаметр 23 м). Там, на вершине огромного монумента (его высота составляет 97 м), размещена смотровая площадка. Круглая площадь «Новая Астана» организована размещенными по диаметру административными зданиями и отмечена вертикалями офисов компаний «КазТрансОйл» и «КазахОйл». Вдоль эспланады, ведущей к площади, возводятся здания Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства обороны, Национальной библиотеки.

Общественные здания. Активно применяется купол как одна из ключевых форм и образов национальной архитектуры, наиболее яркий прием которого – Президентский дворец «Ак-Орда» (арх.С.Рустамбеков, 2005). В Резиденции Президента (арх.Монтахаев, Ким, Принцесс, 1998 г.) купол фиксирует композиционную ось симметрии здания, архитектура которого в остальном остается далека от форм национальной архитектуры.

Дворец мира и согласия (Н.Фостера). Решение о строительстве Дворца мира и согласия было принято еще в 2002 году во время I съезда лидеров мировых религий в Астане. Идея сооружения здания в форме пирамиды принадлежит лично главе государства. По проекту общая высота здания составляет 77 метров, с основанием 62 м х 62 м, причем сама пирамида будет расположена на искусственной возвышенности высотой 15 метров. Несущими элементами здания является каркас из металлических конструкций, переплетенных в виде граней алмаза, он будет отделан серым камнем. На самом верху храма разместится палата собраний, а внизу — современный оперный театр на 1500 зрителей. Кроме того, здесь же планируется создать центр по изучению мировых религий с крупнейшей библиотекой и музей национальных культур, университет, зимний сад. Для строительства пирамиды отвели место напротив резиденции «Ак Орда» в Президентском парке.

Дом министерств (арх.В.Лаптев, В.Гладких, В.Фальков, Д.Вульпе, 1999 г.) имеет единый изогнутый объем, состоящий в комплексе с разноэтажными блоками. Изгиб здания и преобладающий в остеклении синий цвет придал ему образ развевающегося флага.

Хан-Шатыр. Здание представляет собой гигантский шатер высотой 150 м (шпиль), сконструированный из сети стальных вант, на которых закреплено прозрачное полимерное покрытие ETFE. Благодаря особому химическому составу, он защищает внутреннее пространство комплекса от резких температурных перепадов и создает комфортный микроклимат внутри комплекса. В здании будет автоматически поддерживаться определенная температура и влажность. Хан Шатыр вошел в десятку лучших мировых экозданий по версии журнала Forbes Style, став единственным зданием со всего пространства СНГ, которое журнал счел возможным включить в свой рейтинг.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В 5 т.: науч.изд./ М-во образования и науки РК, Ин-т истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова. – Алматы: Атамура, 2010 – 622 с.

2 Иероионах Иустин (Ларионов М.М.). Православие в архитектуре и истории Восточного Казахстана. – Усть-Каменогорск, 2006. – 112 с.

3 Сдыков М.Н. Кулпытас Западно-Казахстанской области. – Орал, 2005. – 32 с.

4 История искусств Казахстана: учебник/А.С.Галимжанова. – Алматы, 2006. – 247 с.

5 Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Жамбыльская область: энциклопедия, - Алматы: РГП «НИПИ ПМК», 2002. -363 с.

6 Всеобщая история архитектуры. Т.8. Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. - Москва, 1969.

7 Маргулан А.Х., Мендикулов М.М., Басенов Т.К. Архитектура Казахстана. – Алма-Ата, 1959 г.

8 Герасимов Г.Г. Памятники архитектуры долины реки Кара-Кенгир в Центральном Казахстане, - Алма-Ата, 1957.

9 Журнал «КУМБЕЗ», 1997-2005 гг.

10 Байпаков К. Древние города Казахстана.-Алматы: «Аруна Ltd», 2005. – 316 с.

11 Русское градостроительное искусство. Градостроительство России середины 19-начала 20 века. НИИ теории архитектуры и градостроительства. Под общей редакцией Е.И.Кириченко. М., Прогресс-Традиция, 2001. – 340 с.

12 Кацнельсон Ю.И., Азизов А.К., Высоцкий Е.М. Архитектура Советской Туркмении. – М.: Стройиздат, 1987.- 303 с.

13 Кадырова Т.Ф. Архитектура Советского Узбекистана. – М.: Стройиздат, 1987. – 319 с.

14 Глаудинов Б.А., Сейдалин М.Г., Карпыков А.С. Архитектура Советского Казахстана. – М: Стройиздат, 1987. – 309 с.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 1350;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.