Положение Восточных Церквей в XVI-XVII вв.

Первая половина XVI в. стала временем славных побед, сделавших Турецкую империю крупнейшим государством мира. Внук Мехмеда Фатиха султан Селим завоевал у мамелюков Сирию и Египет. Его преемник Сулейман Великий своими завоеваниями в Европе, Азии и Африке еще более расширил пределы государства.

Согласно одной из версий, при нем вспыхнул скандал вокруг константинопольских православных храмов. Его чиновники под предлогом того, что Константинополь был взят силой оружия, нашли, что все православные храмы столицы турецкой империи должны были быть закрыты. Им было прекрасно известно, что султанский фирман Мехмеда Фатиха сгорел во время пожара. Православных спасли только взятки, данные турецким чиновникам. Визирь Ибрагим посоветовал патриарху Иеремии I прибегнуть к свидетельству ветеранов, бравших город, которые могли бы указать, что тот сдался добровольно. Трое таких солдат действительно было найдено. Они подтвердили, что видели, как несколько знатных византийцев принесли султану ключи от Константинополя.

Среди патриархов этого времени следует отметить Иеремию I, который был одним из наиболее достойных патриархов «турецкого периода». Он же является абсолютным рекордсменом среди патриархов с точки зрения длительности его правления. Он правил патриархией в течение 21 года. Отчасти столь долгое правление объясняется благоволением к нему султана Сулеймана Великолепного, который был рад поддержать стабильность среди своих христианских подданных. Однако, управление Иеремии I вовсе не было безмятежным. Как и его предшественнику, Геннадию Схоларию, ему пришлось столкнуться со злоупотреблениями клириков. В 1523 г., воспользовавшись поездкой патриарха в Иерусалим, они составляют против него настоящий заговор и убеждают турецких властей поставить другого патриарха. Однако народ был на стороне Иеремии, и тот вернулся на свою кафедру. Правда, как почти всегда в отношениях с турецкой администрацией, друзьям Иеремии I пришлось уплатить за него сумму в 500 золотых.

Следующему патриарху, носившему также имя Иеремии II, управлявшему константинопольской церковью во 2-й половине XVI в., пришлось править в тяжелое для христиан время. В это время турки потерпели от европейцев первые военные неудачи. В 1571 г. турецкий флот был разбит европейским. Это сказывалось на положении христиан самым пагубным образом. Достаточно сказать, что султан Селим II Пьяница, поддавшись гневу, хотел полностью вырезать все православное население своей столицы (впрочем, мы не должны, видимо, видеть в гневе султана только религиозные мотивы. Дело в том, что моряками турецкого флота, потерпевшего поражение, были сплошь православные греки). За год до этого по приказу турецкого паши была учинена страшная резня монахов лавры Саввы Освященного.

Помимо этого не простым было и внутреннее состояние церкви. С конца XV в. учитывая высокий уровень коррупции, в константинопольской патриархии все большее влияние приобретали представителей знатных православных родов. За влияние на константинопольскую церковь боролись молдавские и валашские государи, которые подчинились султану добровольно и тем сохранили свою автономию, временами сказывалось влияние православной Грузии. Однако наибольшим влиянием на дела в патриархии стали пользоваться потомки знатных византийских семей, которые смогли сохранить свое положение за счет торговли. В XVI в. наибольшим влиянием обладала семья Кантакузинов, которая вела свое происхождение от знаменитого императора Иоанна VI.

К середине столетия исключительное влияние на дела православного милета приобретает Михаил Кантакузин, который стал одним из богатейших людей Востока. Его годовой доход, в значительной степени получаемый от монополии на торговлю русским мехом, оценивался в 60000 дукатов. Такое огромное богатство, в частности, позволяло ему оплатить 60 галер султанского флота. Особенное влияние этот человек имел на церковные дела, используя свое значение с целью обогащения. Современник писал о нем: «Кантакузин во всем был господин и управлял и распоряжался по своей воле и расположению; патриарх же ни в чем не мог ему противоречить, потому что временщик был близким другом паши и разделял с ним цену крови. Никто не мог быть поставлен в митрополиты, если не давал ему 600 дукатов». Сами турки называли Михаила Кантакузина «сыном дьявола» или Шайтан-оглу. Однако, огромное богатство и стало причиной его гибели. В 1578 г. турки арестовали его по формальному обвинению и казнили. Имущество, естественно, было конфисковано.

Свое огромное влияние Михаил Кантакузин использовал и для низложения неугодных ему патриархов и возведения в патриарший сан своих ставленников. Так по его желанию был низложен патриарх Иоасаф II, человек, обладавший большим авторитетом и пользовавшийся поддержкой афонских монахов – лишь за то, что помешал матримониальным планам Михаила Кантакузина.

Первоначально по воле Михаила Кантакузина был поставлен в патриархи Митрофан III, человек образованный, но крайне корыстолюбивый и равнодушный к делам веры. Еще будучи митрополитом, он совершил поездку в Рим, где целовал папе туфлю и служил с ним мессу. Став патриархом, он стал разорять патриархию, при нем пороки, которые процветали среди клириков, еще более усугубились. Своей деятельностью Митрофан III стяжал себе такую репутацию, что Михаил Кантакузин решает заменить его лицом более достойным – Иеремией II. Став патриархом, Иеремии II пришлось принимать жесткие меры против симонии. Он собирает собор, постановивший извергать из сана как рукополагавших за деньги, так и рукополагаемых. Помимо этого, патриарх уделял внимание устроению православных храмов, благочинию, борьбе с растущим прозелитизмом католиков и протестантов. Естественно, столь энергичный патриарх не мог устраивать султана, и был низложен в 1579 г. после того, как был казнен его покровитель Михаил Кантакузин. После смерти патриарха Митрофана в 1580 г. Иеремия II вновь занимает патриаршую кафедру. На этот раз до 1586 г. Часть духовенства, недовольного строгостью Иеремии, настраивает против него султана, и в 1584 г. его сначала сажают в тюрьму, а затем отправляют в ссылку на остров Родос. В это время вселенские патриархи лишаются своей резиденции.

В 1586 г. султан Мурад III, вернувшийся с победоносной войны в Азербайджане, отбирает храм Паммакаристы на том, основании, что в ней молился Мехмед Фатих, и превращает ее в мечеть победы – Фетие джами. Несколько лет патриархия была бездомной. В 1587 г. Иеремия II вновь вернулся на патриаршую кафедру. На этот раз его патриаршество продолжалось до самой его смерти в 1594 г. В тот момент финансы патриархии были совершенно расстроены, отсутствовало помещение резиденции. На некоторое время Иеремии II пришлось обосноваться в принадлежавшей Александрийскому патриархату церкви св. Димитрия. Деятельность Иеремии II не ограничивалась пределами Константинопольской епархии. Одной из важнейших проблем, с которой ему пришлось столкнуться, стала проблема устроения новой патриаршей резиденции. Для этой цели патриарху удалось добиться права на восстановление храма св. Георгия в Фанаре. В 1588-90 гг. с целью поправить финансовое положение патриархии Иеремия предпринимает поездку в Россию. Прибытие в Москву вселенского патриарха было использовано правительством Федора Иоанновича для учреждения патриаршества (1589 г.). Фактически русские купили у Иеремии II это право за деньги, которые пошли на устроение новой патриаршей резиденции при новом храме св. Георгия на Фанаре.

Оказавшись в Малороссии, Иеремия II успел понять, что нельзя доверять малороссийскому епископату, уже тогда склонявшемуся к унии, и дарует православным братствам право контролировать архиереев.

В XVII в. привлекает внимание противоречивая личность патриарха Александрийского и Константинопольского Кирилла Лукариса. Кирилл Лукарис также как и Иеремия II успел оставить свой след в церковной истории России. В качестве представителя александрийского патриарха он присутствовал на знаменитом брестском соборе 1596 г., на котором была принята уния с Римом, где выступил на стороне православных. Впоследствии борьба с католическим прозелитизмом стала важнейшим делом всей жизни Кирилла. В 1601 г. Кирилл Лукарис занял Александрийскую кафедру, при этом имея влияние и на константинопольскую церковь, а в 1621 г. стал патриархом константинопольским. Будучи константинопольским патриархом, ему пришлось столкнуться с интригами против него иезуитов, из-за чего он четыре раза оставлял свою кафедру.

Впрочем, Кирилла также называют «сокрушителем добрых нравов», так как он, по-видимому, попускал многие нравственные прегрешения клирикам.

К сожалению, Кириллу Лукарису, инкриминируют не только это. Известно, что, борясь с католическим влиянием, Кирилл Лукарис стремился заручиться поддержкой протестантов. Он стремился завязать дружеские отношения со многими влиятельными людьми, исповедовавшими протестантизм и проживавшими в то время на территории Османской империи. Особенно тесные дружеские отношения его связывали с голландским посланником в Стамбуле Ван Хаагом. В своей переписке с протестантами Кирилл Лукарис показывал достаточно недвусмысленное сочувствие многим положениям протестантского вероучения, что позволяло протестантам считать его «своим». Однако греки долгое время ничего об этом не знали. Сами по себе дружеские отношения Кирилла Лукариса с протестантами особых подозрений не вызывали, так как в протестантах видели естественных союзников в противостоянии более опасным католикам.

Однако в 1629 году в Женеве появилась на латинском языке кни­га под названием "Исповедание веры достопочтеннейшего гос­подина Кирилла, патриарха Константинопольского, написанное от имени и с согласия патриархов Александрийского и Иерусалимского и предстоятелей прочих Восточных Церквей". А в 1638 году "Исповедание" было издано в Женеве на гре­ческом языке под сокращенным названием "Исповедание Христианской веры Кирилла, патриарха Константинопольского". Оба издания скоро появились в Константинополе и произвели здесь взрыв негодования среди православного насе­ления. В «Исповедании» достаточно определенно проводился ряд положений кальвинизма: предопределение одних ко спасению, а других к гибели, оправдание одной лишь верой, утверждение лишь 2-х таинств – Крещения и Евхаристии, отрицание пресуществления: Иисус Христос реально присутствует в Св. Дарах только при наличии веры при совершении Евхаристии, осуждалось поклонение св. иконам. Иконы могли допускаться в храмах только в качестве украшения. Разумеется, все эти положения находились в резком противоречии с православной традицией и даже с оросом VII Вселенского собора. В ситуации всеобщего возмущения, возникла версия, что авторство Кирилла Лукариса является подложным. Кирилл Лукарис ничего не делал, чтобы официально подтвердить или опровергнуть свое авторство, однако признавал его вреяде писем и даже на аудиенции с французским послом.

Появление «Изложения» значительно ослабило положение Кирилла Лукариса, что привело к новым интригам против него. Митрополит фессалоникский Афанасий Пателар предложил султану 60000 талеров и уплатил их наличными за свое право на константинопольскую кафедру, однако Ван Хааг уплатил за Кирилла Лукариса больше – 70000 талеров. По свидетельству Стивена Рансимена, после этого митрополит Афанасий отправился в Рим для того, чтобы попытаться устроить свою карьеру там, однако ему лишь дали еще немного денег для возвращения домой. Однако, то, что не удалось Афанасию, удалось веррийскому митрополиту Кириллу Контарису, уплатившему Порте 50000 талеров. Кирилл Лукарис был низложен и должен был направиться в ссылку на о. Родос. Однако это не удовлетворило врагов Кирилла. Австрийский посланник предложил свои услуги по транспортировке Кирилла к месту ссылки. На самом деле экипаж подкупленного им судна должен был изменить маршрут и отвезти его в Италию для предания в руки инквизиции. Опять патриарха выручил верный Ван Хааг, который перекупил капитана корабля и тем сорвал планы католической партии.

Через год Кирилл Лукарис возвращается на константинопольскую кафедру, но последний период его правления оказался недолгим. В 1638 г. был казнен. Причиной тому, по одной из версий, послужил захват казаками Азова. Кирилла вывезли на корабле в море, где он был задушен. Тело патриарха было похоронено в прибрежной полосе, затем солдаты выкопали его и выбросили в море. Однако греческие рыбаки обрели тело, и Кирилл Лукарис был погребен в монастыре св. Андрея на одном из островов Средиземного моря.

После смерти Кирилла Лукариса было собрано три собора, на которых «Исповедание» было осуждено как еретическое. Подвергся осуждению и сам Кирилл Лукарис. Собор 1672 г. трактует это осуждение как наказание за то, что Кирилл Лукарис не отрекся от «Исповедания». Вместе с тем собор подчеркнул, что нет достоверных доказательств кальвинистских взглядов Кирилла Лукариса.

Английский путешественник Пол Рико описывает положение православной церкви в турецкой империи следующим образом: «Трагично ниспровержение святынь, царственное священство изгнано из церквей, а последние обращены в мечети, таинства алтаря совершаются в темных местах. Я видел в городах и селах, по которым путешествовал, они более похожи на подвалы и склепы, чем на церкви, а их крыши находятся почти вровень с поверхностью земли, чтобы естественное выступание конструкции не было принято за триумф религии и не могло состязаться с величественными минаретами мусульманских мечетей».

 

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 340;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.