Классификация оргкультур Фонса Тромпенаарса

Под культурой понимается устоявшаяся совокупность ценностных ориентиров и поведенческих стереотипов, принятых в данной стране или группе стран и усвоенных личностью. Г. Хофстеде называет культуру “Software of the mind” («программы разума»), а Ф. Трампенаарс считает культуру «системой разделенных намерений» (the system of shared meaning).

 

 

Ф. Трампенаарс в зависимости от иерархичности или эгалитарности и степени формализации выделяет 4 типа корпоративной культуры.

 

ориентация на личность неформальный характер взаимодействий элитарность формализованный характер взаимодействий ориентация на задачу
«Инкубатор» «Управляемая ракета»
«Семья» «Эйфелева башня»
иерархичность

 

Корпоративная культура носит более глубокий характер объединения людей. Она становится атрибутом современной корпорации, приобретает функциональную направленность, качественно улучшает совместную жизнедеятельность работника и корпорации. Корпоративная культура формируется на основе совместно разделяемых работниками ценностей убеждений, которые определяют своеобразие и самоидентичность корпорации, корпоративный дух и менеджмент, социально-этическую ответственность.

В схеме Ф. Трампенаарса четыре типа корпоративных культур имеют свои особенности.

Управляемая ракета

· Эгалитарная, формализованная, ориентированная на решение конкретных задач;

· Управление через призму стратегии, миссии, видения;

· Высокая степень делегирования;

· Оплата за результат.

Инкубатор

· Эгалитарная, акцент на личность, неформальная;

· Управление через призму развития и профессионального роста личности;

· Высокая степень делегирования.

Эйфелева башня

· Иерархическая, формализованная, ориентированная на решение задач;

· Управление на основе СТРУКТУРЫ и функциональных обязанностей;

· Оплата за реализацию функций.

Семья

· Иерархичная, ориентированная на личность, неформальная;

· Во главе угла – процветания «семьи», которое приравнивается к процветанию ее членов;

· Стимулирование как материальное, так и через одобрение руководителя.

· «Отец» – не столько менеджер, сколько лидер (по знаниям, опыту, связям, возрасту).

Разные типы выделенных корпоративных культур решают разные задачи и присущи разным корпорациями при этом имеет место высокий контекст при кажущейся простоте отношений, функциональные обязанности – не работают, отделение от семьи затруднительно.

 

2. Источники и составные части национальных деловых культур

1. Климат 2. История 3. Религия 4. Язык 5. Физиология, физическая внешность 6. Исторические успехи нации 7. Исторические неудачи нации 8. Склад ума, видение мира 9. Историческая рефлексия нации 10. Представления о статусе времени 11. Социально одобряемый тип лидерства 12. Социально одобряемый тип организации 13. Возможность выживания одобряемого типа организации во главе с одобряемым лидером 14. Процветание  

Внешняя среда международного бизнеса и факторы, влияющие на ее формирование

 

Под внешней средой бизнеса принято понимать весь комплекс социально-экономических, культурных, правовых, природных, политических условий и ограничений, которые способны прямо или опосредованно оказывать влияние на бизнес в данном месте в данное время. Качество внешней среды принципиально важно вне зависимости от направленности и масштабов бизнеса, но особое значение оно приобретает при ведении бизнеса с иностранным партнером на его территории.

Комплексный анализ и оценка внешней среды, в которой должен развиваться международный бизнес фирмы, - важнейший этап подготовки всех стратегических и многих тактических решений. В мировой практике менеджмента традиционно сложилась структура анализа параметров внешней среды, и при этом базовыми элементами являются:

- анализ социально-экономической внешней среды;

- анализ политической внешней среды;

- анализ правовой внешней среды;

- анализ культурной внешней среды.

Сфокусируем наше внимание на различиях политических, экономических и юридических систем различных стран. Коллективно мы ссылаемся на эти системы как составляющие общей политико-экономической системы любой страны. Политическая, экономическая, юридическая системы страны не независимы друг друга. Они взаимодействуют и влияют друг на друга, совокупно влияя на уровень экономического благосостояния в стране. При этом следует учитывать, что политическая экономика и культура страны так же не независимы друг друга.

Политической системой мы обозначаем систему управления в стране. Политическая система может оцениваться согласно двум взаимосвязанным критериям.

Первый - уровень декларируемости коллективизма по сравнению с индивидуализмом. Второй критерий – степень, в которой система является демократической или тоталитарной. Эти критерии взаимосвязаны; системы, которые подчеркивают коллективизм, стремятся быть тоталитарными, тогда как системы, которые устанавливают высокий уровень индивидуализма, стремятся быть демократическими. Тем не менее, есть «серая» область в середине. Существуют демократические общества, которые допускают смешение коллективизма и индивидуализма. Аналогично, существуют тоталитарные общества, которые не являются коллективистскими.

Коллективизм относится к системам, которые выделяют первенство коллективных целей над индивидуальными целями. Когда коллективизм поставлен во главу угла, потребности общества в целом обычно рассматриваются как более важные по сравнению с индивидуальными свободами. В таких обстоятельствах индивидуальное право личности делать все что угодно может ограничиваться в вопросах собственности, владение частной собственностью с этих позиций противоречит "общественному благу" или вообще является "преступлением".

Защиту коллективизма можно проследить еще во взглядах древнегреческого философа Платона (427-347 до н.э.), который полагал, что в демократической республике индивидуальные права должны жертвоваться для блага большинства, и что собственность должна находиться в общем пользовании. В новейшей истории «коллективистская мантия» была подобрана социалистами.

Индивидуализм - противоположность коллективизма. Политическая философия индивидуализма выражается в том, что личность должна иметь свободу в ее экономических и политических поисках. По контрасту с коллективизмом, индивидуализм предполагает, что интересы личности должны брать приоритет над интересами государства. Подобно коллективизму, индивидуализм берет начало в древнегреческой философии, во взглядах ученика Платона (коллективиста!) - Аристотеля (384-322 до н.э.). В противоположность Платону Аристотель доказывал, что индивидуальное разнообразие и частная собственность желательны. Согласно Аристотелю, обществу нет смысла иметь под опекой собственность, поскольку собственность, которая принадлежит личности, уже сама по себе получает величайшую заботу и, следовательно, является наиболее продуктивной.

После падения в забвение почти на два тысячелетия, индивидуализм был возрожден как влиятельная политическая философия внутри протестантизма в торгующих странах - Англии и Нидерландах - в течение 16 столетия. Философия индивидуализма была развита в работах многих британских философов, включая Дэвида Хьюма (1711-1776), Адама Смита (1723-1790), и Джона Стюарта Милля (1806-1873). Философия индивидуализма оказала глубокое влияние на формирование общественного мировоззрения в американских колониях, которые искали независимости от Британии. В самом деле, индивидуализм лежит в основе идей, выраженных в Декларации Независимости США. В более поздние годы знамя индивидуализма было высоко поднято рядом экономистов - Нобелевских лауреатов, включая Милтона Фридмана, Фридриха Хайека и т.д.

Индивидуализм строится на двух центральных принципах. Первый - выделение значимости гарантий индивидуальной свободы и самовыражения.

Единственная сфера деятельности индивидуума, подвластная регулированию обществом, - это та, где он возможно способен нанести вред окружающим. В остальном личность имеет абсолютное право на собственные мысли и переживания. Над собой, над своим собственным телом и умом, личность - монарх.

Второй принцип индивидуализма состоит в том, что благосостояние общества наилучшим образом строится в результате предоставления возможностей людям преследовать свои собственные экономические интересы, в отличие от коллективизма, где некий коллективный орган (например, правительство) пытается диктовать, что именно является наилучшим для общественных интересов. Как установил Адам Смит, личность, зарабатывающая собственную прибыль, «невидимой рукой» приближает глобальный экономический результат, который изначально не был никакой частью его намерения.

И это вовсе не плохо. Преследуя свой собственный интерес, предприниматель часто продвигает общество по пути прогресса куда более эффективно, чем, когда он действительно предполагал бы продвигать его. Все лучшее, что было достигнуто в экономической сфере, рождено трудами эффективных участников товарно-денежных отношений, частных торговцев.

Стержневая мысль концепции индивидуализма, следовательно, состоит в том, что экономические и политические свободы личности – это краеугольные камни, на которых общество должно быть основано. Это ставит индивидуализм в прямой конфликт с коллективизмом.

Коллективизм утверждает приоритет коллектива над личностью, тогда как индивидуализм утверждает прямо противоположное. Это противоречие лежало в основе идеологического конфликта, и сформировало значительную часть истории мира последних десятилетий. Холодная война, например, была по существу войной между коллективизмом во главе с Советским Союзом, и индивидуализмом, во главе с Соединенными Штатами.

Неверным было бы утверждение, что индивидуализм, наконец, окончательно победил в длительной борьбе с коллективизмом; это не так. Но как ведущая политическая философия, несомненно, индивидуализм находится в доминирующей роли. Это особым образом формирует среду для развития международного бизнеса.

Демократия и тоталитаризм находятся в другой плоскости политического измерения. Демократия относится к роду политических систем, где правительство представлено людьми, выдвинутыми или непосредственно народом, или через его избранных представителей.

Тоталитаризм представляет образ правления, в котором один человек или политическая партия осуществляет неограниченный контроль над всеми сферами человеческой жизни, а противоположные по взглядам политические партии запрещены. Измерение «демократия-тоталитаризм» не является абсолютно независимым от измерения «коллективизм-индивидуализм». Демократия и индивидуализм идут рука об руку, равно как коммунистическая версия коллективизма и тоталитаризм. Тем не менее, «серые» области существуют; может существовать демократическое общество, где коллективистские приоритеты преобладают (например, Израиль или Швеция), и может также существовать тоталитарное государство, которое враждебно коллективизму, и в некоторой степени базируется на индивидуализме, особенно в экономической сфере. Например, Чили в 1980-х управлялось тоталитарной военной диктатурой, которая способствовала экономической, но не политической свободе.

Наиболее современные демократические государства практикуют то, что обычно именуется представительной демократией. В представительной демократии граждане периодически избирают индивидуумов представлять их. Они избирают представителей, затем те формируют правительство, чья функция должна заключаться в принятии решений от имени избирателей.

Сегодня в мире существует четыре типичных формы тоталитаризма. До недавних пор наиболее широко распространенной формой был коммунистический тоталитаризм.

Вторая форма тоталитаризма могла бы быть названа теократической. Теократический тоталитаризм существует в государствах, где политическая власть монополизируется партией, группой, или личностью, и государство управляется согласно религиозным принципам. Наиболее известная форма теократического тоталитаризма базируется на религии Ислама.

Третью форму тоталитаризма можно назвать племенным тоталитаризмом. Племенной тоталитаризм существует в основном в таких африканских странах, как Зимбабве, Танзания, Уганда и Кения.

Четвертая основная форма тоталитаризма могла быть описана как правый тоталитаризм. Правый тоталитаризм обычно разрешает индивидуальную экономическую свободу, но ограничивает индивидуальную политическую свободу. Одна из общих характеристик большинства правых диктатур - открытая враждебность к социалистическим или коммунистическим идеям.

Из вышесказанного ясно, что существует единство политических идеологий и экономических систем.

В чистой рыночной экономике номенклатура товаров и услуг и количество, в которых они производятся, не планируются для каждого «сверху». Преимущественно, это определяется взаимодействием спроса и предложения и отслеживается производителями через систему цен.

Роль правительства в рыночной экономике должна способствовать развитию энергичной конкуренции среди производителей. Правительства делают это с помощью расчленения монополий и применения ограничительных мер, разработанных, для предотвращения монополизации рынка.

В чистой командной экономике товары и услуги, которые страна производит, количества, в которых они производятся, и цены, за которые они продаются, целиком определяется правительством.

Командные экономики естественным образом существуют в коммунистических странах, где коллективистским целям дается приоритет над индивидуальными целями.

Между чистой рыночной экономикой и командными экономиками в качестве промежуточного или переходного состояния могут существовать смешанные экономики. В смешанной экономике определенные секторы экономики остаются в частной собственности и в сфере действия свободных рыночных механизмов, в то время как в других секторах есть значительная доля государственной собственности и действуют принципы государственного планирования.

Юридическая система страны представляет собой систему законов, которые регулируют поведение, совокупно с механизмами реализации, посредством которых законы страны осуществляются.

Подобно экономической системе страны, юридическая система определяется преобладающей политической системой.

В методологическом отношении и социально-экономический, и правовой, и политический виды анализа в целом не представляют сложности. Для их проведения достаточно (кроме исключительных случаев) ознакомиться с открыто публикуемой информацией (справочники, пресс-дайджесты, Интернет и т.п.). Каждый такой анализ представляет собой род «фотографии» внешней среды в определенном ракурсе, и отображает зафиксированное на определенный момент времени состояние.

Следует отметить, что для полноценного ведения бизнеса этих данных крайне недостаточно, ибо указанные данные отображают только внешнюю поверхность явлений и процессов, происходящих в анализируемой стране. Бизнес как ежечасно происходящий процесс оперирует с конкретными субъектами внешней среды, являющимися носителями ее разнообразных признаков. Коль скоро в этом процессе оказывается задействованным субъективный фактор, влияние культурных особенностей данной страны является во многих случаях доминирующим. Следовательно, оценка особенностей национальной деловой культуры в параметрах общей оценки внешней среды очень важна.

Обратимся к общим понятиям. В самом общем смысле культуру можно определить как образ жизни того или иного народа или этнической общности. Такая широкая трактовка позволяет включить в понятие культуры все то, что в течение многих веков складывалось и оформлялось в народном сознании в виде традиций, привычек, обычаев, верований, стереотипов поведения и т.п. и соответственно передавалось из поколения в поколение, становясь основой существования нации, определяя образ жизни ее членов.

Первоначальное формирование культурных констант, безусловно, определялось географическими и природно-климатическими характеристиками районов компактного проживания национальных общностей, и эти особенности сохраняют свое важное значение до сих пор (различия: Север-Юг-Африка-Восток и т.п.). Жители разных географических широт вследствие различных природных условий различаются по темпераменту и внешности. Принято находить различия в «островном» (Англия, Япония) и «континентальном» (Германия, Франция) типах мышления, в «горском» и «равнинном» этикетах.

По мере хода исторического развития отдельных наций, становления и эволюции национальных государств, эти культурные константы существенно изменялись под влиянием политических, экономических, религиозных, социальных и иных процессов (разумеется, влияние было взаимным, т.к. сами названные процессы во многом определялись национальными традициями). На эту динамику, в свою очередь, накладывались разнообразные моменты межнационального взаимодействия, происходило взаимопроникновение культур, особенно у наций, расположенных в одном регионе.

Войны и колониальные завоевания также способствовали экспорту культурных влияний, в т.ч. религиозных, из метрополий в колонии (пример: нашествие гуннов, заселение Америки, колонизация стран третьего мира).

Огромное влияние на формирование культур оказывала и оказывает религия. (Примеров много, в т.ч. разобщение культур в Европе вследствие религиозного размежевания внутри христианской доктрины, образование исламской культуры и государственности после пророка Мохаммада, влияние современной сайентологии).

Серьезные политические катаклизмы зачастую до основания потрясали культурную основу нации (пример: Россия, Китай, Камбоджа).

Вместе с тем, можно говорить об устойчивости культурных констант на уровне государств и даже континентов. Сегодня принято оперировать такими устоявшимися понятиями как «западная», «восточная», «исламская», «черная» культура, хотя более строгий подход, разумеется, предполагал бы более детальную классификацию. Так, «западная» культура объединяет в себе 4 национальных кластера – англоязычный, германский, романский и скандинавский, - различия между соответствующими культурами огромны, но вместе с тем, существуют более чем серьезные причины их группового объединения. Аналогично, нельзя поставить знака равенства между культурными традициями Пакистана и Саудовской Аравии, но, тем не менее, оба совершенно правомерно отнесены к государствам исламской культуры.

Ученые никогда не могли договориться о простом определении культуры.

В 1870-х антрополог Эдвард Тайлор определил культуру как целый комплекс, включающий знания, убеждения, искусство, мораль, закон, долг и другие ценности, приобретаемые человеком как членом общества. С тех пор предложены сотни других определений. Гирт Хофстед, эксперт в области кросс-культурных различий и управлении, определил культуру как коллективное программирование ума, которое отличает участников одной человеческой группы от другой. Культура в этом значении включает систему ценностей, из которых, как из блоков, строится культура. Другое определение культуры исходит от социологов Цви Наменвирта и Роберта Вебера, которые видят культуру как систему идей и аргументов, составляющих основу развития жизни.

Последуем как Хофстеду, так и Наменвирту с Вебером, рассматривая культуру как систему ценностей и реалий, которые существуют среди группы людей и, взятые вместе, определяют ход жизни. Ценностями мы обозначаем принятые в группе людей абстрактные идеи о том, что есть добро, что является правильным, и что желательным. Нормами мы обозначаем общественные правила и руководящие принципы, которые определяют адекватное поведение в конкретных ситуациях.

Ценности и нормы культуры не возникают полностью из ничего. Они - развивающийся продукт взаимовлияния многих общественных факторов. Эти факторы включают преобладающую политическую и экономическую философию, социальную структуру общества, доминирующую религию, язык, образование. Политическая и экономическая философия, несомненно, определяют систему ценностей общества. Например, ценности, существовавшие в бывшем Советском Союзе по отношению к свободе, законности, индивидуальным достижениям были, несомненно, отличными от соответствующих ценностей в США, поскольку каждое общество исповедовало различные политические и экономические философии.

"Социальная структура" общества определяется основой своей социальной организации. Хотя есть много других аспектов социальной структуры, выделяются два основных измерения как имеющие конкретное значение для объяснения культурных различий. Первое – степень выделения личности по сравнению с группой. Западные общества стремятся подчеркивать первенство личности перед группой, тогда как во многих других обществах поступают наоборот. Второе измерение – степень, в которой общество разделено на классы или касты. Некоторые общества характеризуются высокой степенью общественного разделения и сравнительно низкой мобильностью между слоями (например, индийское и в меньшей степени британское), тогда как другие общества характеризуются низкой степенью общественного размежевания и высокой мобильностью между слоями (например, американское).

Группа - ассоциация двух или более индивидуумов, которые занимают равное положение в коллективе и взаимодействуют друг с другом на основе общих ожиданий каждого о поведении другого. Человеческая общественная жизнь - групповая жизнь. Индивидуумы включаются в семейные группы, рабочие группы, общественные группы, развлекательные группы, и так далее. Тем не менее, пока группы существуют во всех обществах, общества отличаются по степени, в которой группа рассматривается как первичное звено социальной организации. В атрибутах некоторых обществ индивидуальные достижения рассматриваются как более важные, чем членство в группе, в то время как в других обществах верно именно обратное.

Личность

Индивидуализм – это больше чем просто абстрактная политическая философия. Во многих западных обществах личность - основной «кирпичик» построения социальной организации. Это отражено не только в политической и экономической организации общества, но также в традиционном восприятии людей себя в общественной и деловой системах координат. Социальный статус личности устанавливается по данным индивидуальных достижений.

Пиетет к индивидуальным достижениям во многих западных обществах имеет как полезные, так и пагубные аспекты. Например, восхищение "износоустойчивым индивидуализмом" и духом предпринимательства. Одно из преимуществ - это высокий уровень предпринимательской деятельности в США и других западных обществах. Новые продукты и отрасли бизнеса многократно были созданы в США оборотистыми индивидуумами (например, персональные компьютеры, фотокопировальные устройства, компьютерное программное обеспечение, биотехнология, супермаркеты и т.д.). Можно утверждать, что американская экономика своим динамизмом в значительной мере обязана философии индивидуализма.

С другой стороны, философия индивидуализма часто выражается в высокой степени текучести персонала, и это не всегда хорошо. Частые перемещения из компании в компанию могут быть хороши лично для менеджеров, которые пытаются сформировать впечатляющие резюме, но это вовсе не благо для большинства американских компаний. Недостаток лояльности и обязательств по отношению к компании, легкость перемещений в поисках лучших условий, может закончиться созданием генерации менеджеров, имеющих хорошие общие навыки, но недостаточно глубокие знания и опыт, и весьма скромные личные контакты вследствие малых сроков работы на одном месте.

Кроме того, ставка на индивидуализм может сделать трудным формирование группы в пределах организации для выполнения коллективных заданий. Если индивидуумы всегда конкурируют друг с другом, их сотрудничество может оказаться трудным. Последний анализ американской конкурентоспособности показал, что американские фирмы иногда терпят неудачи в глобальном бизнесе из-за неумения достигать сотрудничества как в пределах компании (например, между функциями; между управлением и трудом), так и между компаниями (например, между фирмой и поставщиками). Многих это, возможно, не удивит. Тем не менее, ставка на индивидуализм в США, помогая создавать динамичную предпринимательскую экономику, одновременно может поднять издержки бизнеса из-за своего неблагоприятного влияния на текучесть кадров и сотрудничество.

Есть один положительный аспект высокой административной мобильности. Перемещение персонала из фирмы в фирму подвигает руководителей к поиску новых путей в бизнесе. Способность сравнивать различные деловые методики и подходы, свойственная американским руководителям, позволяет определять, насколько хорошо методы и технологии, разработанные в одной фирме, могут быть полезны другим фирмам.

Группа

В отличие от западного приоритета личности, во многих других обществах группа - первичная ячейка социальной организации. В Японии, например, социальный статус личности равно определяется как положением группы, к которой он или она принадлежит, так и его или ее индивидуальными достижениями. В традиционном японском обществе группой являлась семья или деревня, к которой личность принадлежала. Сегодня группой часто считается рабочий коллектив или коммерческая организация, к которой личность принадлежит. В ставшем классическом анализе японского общества Наканэ отметил, как это отображается в повседневной жизни.

Когда японец представляется при знакомстве и говорит о своей работе, он предпочитает давать приоритет операций в конкретном учреждении над собственным типом занятия. Он не говорит «я наборщик» или «я клерк», он, вероятно, должен сказать «я работаю в издательской группе» или «я работаю в компании Х».

Наканэ продолжает наблюдать, что первенство группы, к которой личность принадлежит, часто развивается в глубоко эмоциональную привязанность, когда идентификация с группой становится крайне важной в духовной жизни. Таким образом, одна из центральных ценностей японской культуры - принадлежность к групповому членству. Это, возможно, имеет полезные последствия для коммерческих фирм.

Прочная идентификация с группой основана на взаимовыручке и коллективном действии. Если значимость личности в Японии связывается с достижениями группы (например, фирмы), как подчеркивает Наканэ, это создает прочный стимул для индивидуальных участников группы к дружной совместной работе. Другими словами, недостаток сотрудничества, обнаруженный во многих американских фирмах, не становится проблемой в японских фирмах. Некоторые утверждают, что конкурентоспособное преимущество японских предприятий в глобальной экономике частично основано на их способности достигать близкого сотрудничества между индивидуумами в пределах компании и между компаниями. Между прочим, это находит выражение в широко распространенном само-управлении рабочих групп в пределах японских организаций, близком сотрудничестве между различными подразделениями в пределах японских компаний (например, между производством и маркетингом), в сотрудничестве между компанией и поставщиками. Во всех этих случаях, сотрудничество вызвано необходимостью улучшения достижений группы (т.е. фирмы), к которой индивидуумы принадлежат.

Первенство ценности групповой идентификации в культуре (как, например, в Японии) может также предостерегать менеджеров и рабочих от соблазна перемещения из компании в компанию.

В Японии пожизненная служба в одной конкретной компании в определенных секторах экономики является нормой (по оценкам от 20 до 40 процентов всех японских служащих имеют формальные или неформальные гарантии от фирм в зависимости от срока службы). Один из результатов системы пожизненной службы состоит в том, что менеджеры и рабочие накапливают знания и опыт, создают обширную сеть личных деловых контактов. Все они могут помочь менеджерам выполнять их работу более эффективно, и содействовать им в достижении всеобъемлющего сотрудничества.

Тем не менее, первенство группы не всегда полезно. Точно так же, как американское общество характеризуется значительным динамизмом и предпринимательским духом, отражая первенство ценностей, связанных с индивидуализмом, бесспорно, японское общество характеризуется соответствующим некоторым недостатком динамизма и предпринимательства.

Социальное расслоение.

Все общества стратифицируются на иерархической основе в социальные группы. Эти группы естественным образом обособляются на основе различных характеристик, таких, например, семейное положение, занятия, доходы и т.п.

Индивидуумы рождаются в конкретных семьях. Они становятся членами социальных групп по принадлежности родителей. Индивидуумы, рожденные в семьях, принадлежащих к верху социальной иерархии, имеют лучшие шансы продвинуться в жизни, чем индивидуумы, рожденные в семьях внизу иерархии. Различия заключаются в уровне получаемого образования, уровне заботы о здоровье, уровне жизненного комфорта, возможностях престижного трудоустройства. Хотя любое общество до некоторой степени является стратифицированным, все общества отличаются от друг друга по двум взаимосвязанным параметрам.

В первую очередь, они отличаются от друг друга в степени мобильности между социальными слоями, и во-вторых, они отличаются от друг друга в отношении распространенности деловых контактов на различные социальные слои.

Социальная мобильность

Социальная мобильность зависит от того, насколько далеко индивидуумы могут перемещаться из среды, в которой они родились. Социальная мобильность различна в различных странах. Наиболее жесткая система размежевания - кастовая система. Кастовая система - замкнутая система размежевания, в которой социальный статус определяется семьей, в которой человек родится, и изменение этого статуса обычно невозможно в течение всей жизни (то есть, социальная мобильность очень ограничена). Часто кастовая принадлежность связана со специфическим занятием. Члены одной касты могут быть сапожниками, члены другой касты могут быть мясниками, и т.д. Род занятий закрепляется в касте и передается через семью следующим поколениям.

Хотя количество обществ с кастовыми системами резко уменьшилось в течение 20 столетия, один из основных примеров закостеневшей кастовой системы - Индия. Индия имеет четыре основных касты и тысячи различных подкаст. Несмотря на то, что кастовая система официально упразднена в 1949, через два год после обретения Индией независимости, кастовая система все еще имеет мощное влияние в сельских общинах Индии, где выбор рода занятий и право вступления в брак все еще частично зависят от каст.

Классовая система - менее жесткая форма общественного размежевания, в рамках которой социальная мобильность возможна. Система классов - форма открытого размежевания, в которой статус человека от рождения может измениться в результате достижений или удачи. Индивидуумы, рожденные в самом низу иерархии классов, своими усилиями могут прокладывать себе путь вверх, тогда как индивидуумов, рожденных на самом верху иерархии, изначально никто не гарантирует от соскальзывания вниз.

Хотя многие общества имеют классовые системы, социальная мобильность в пределах системы классов во многих странах различна. Один из лучших примеров классового общества со сравнительно низкой мобильностью - Британия. Британское общество разделяется на три основных классов - верхний класс, который состоит из индивидуумов, чьи семейства имели богатство, престиж и наследуемую власть; средний класс, представители которого включаются в профессиональные, административные и канцелярские занятия; и рабочий класс, представители которого зарабатывают на жизнь физическим трудом. Средний класс в дальнейшем подразделяется на класс верхней середины, представители которого включаются в важные административные занятия и престижные профессии (например, юристы, бухгалтеры, врачи), и нижний средний класс, чьи представители занимаются канцелярской работой (например, банковские кассиры) или приобретают менее престижные профессии (например, учителя).

Для перспектив бизнеса расслоение общества имеет весьма важное значение, поскольку оно влияет на функционирование коммерческой организации. В американском обществе высокая степень социальной мобильности и ставка на индивидуализм ограничивают влияние классовых особенностей на бизнес. То же верно и в Японии, где большинство людей сами осознают себя средним классом. В такой стране, как Британия, тем не менее, относительный недостаток мобильности классов и существование поразительных различий между классами привело к возникновению классового сознания. Классовое сознание зависит от условий, в которых люди стремятся воспринимать себя с точки зрения особенностей своего класса, и от форм их связи с представителями других классов.

Религия может быть определена как система коллективных убеждений и ритуалов, связанных со сферой непознаваемого. Отношения между религией и обществом деликатны, всесторонни и глубоки. Хотя в мире есть тысячи различных религий, пять из них доминируют над остальными, - это Христианство, Ислам, Индуизм, Буддизм и Конфуцианство.

Христианство - самая распространенная религия в мире. Свыше 1 миллиарда людей, приблизительно 20 процентов мирового населения, считают себя христианами. Подавляющее большинство христиан живет в Европе и Америке, хотя их количество быстро растет в Африке. Христианство выросло из Иудаизма. Подобно Иудаизму, христианство - это монотеистическая религия (монотеизм - убеждение в одном боге). Религиозное деление в 11 столетии привело к созданию двух основных ветвей христианства - Римско-католической церкви и Православной церкви. Сегодня Римско-католическая церковь насчитывает свыше половины всех христиан, большинство из которых находится в южной Европе и Латинской Америке. Православная церковь, пока еще менее влиятельная, - имеет основное влияние в таких странах как Греция и Россия. В 16 столетии Реформация привела к дальнейшему разделению Римско-католической церкви; результатом было создание Протестантизма. В свою очередь, недогматическая природа Протестантизма облегчила возникновение многочисленных течений внутри Протестантизма (например, Баптизм, Методизм, Кальвинизм).

Экономическое значение христианства: протестантская трудовая этика

Некоторые социологи доказали, что из двух самых основных ветвей христианства - Католицизма и Протестантизма - последний имеет наиболее важное экономическое значение. В 1904 немецкий социолог Макс Вебер соединил Протестантскую этику и "дух капитализма". Вебер указал, что капитализм возник именно в Западной Европе. При этом он отметил, что в Западной Европе деловые лидеры, владельцы капитала, а также высококвалифицированные служащие, и даже высший технический и коммерческий персонал современных предприятий, попали под прочное влияние Протестантизма.

Согласно Веберу, существовало прямое отношение Протестантизма к возникновению современного капитализма. Вебер доказал, что протестантская этика подчеркивает позитивное значение изнурительной работы и создания богатства (для славы Бога) и воздержания (умеренность от житейских удовольствий). Согласно Веберу, это было именно то, что нужно, чтобы облегчить развитие капитализма.

Протестанты работали упорно и систематически накапливали богатство. Тем не менее, согласно их аскетическим убеждениям, они должны были снова вкладывать заработанное в расширение предприятий, а не поглощать это богатство, предаваясь праздности в житейских удовольствиях. Таким образом, комбинация изнурительной работы и накопления капитала, который обычно рефинансировался, и способствовала развитию капитализма в Западной Европе и, впоследствии, в Соединенных Штатах. Одновременно, Вебер доказал, что обещанное католической доктриной спасение в следующем мире, а не в этом мире, не способствовало созданию того же типа трудовой этики среди приверженцев католической религии.

Есть и другой аспект, в котором Протестантизм, возможно, также способствовал развитию капитализма. Отказываясь от иерархического доминирования религиозной и общественной жизни, которое характеризовало католическую церковь на значительном протяжении ее истории, Протестантизм дал индивидуумам значительно больше свободы, чтобы развить свою собственную связь с Богом. Право собственного выбора формы поклонения Богу было основой для природы недогматического раннего Протестантизма. В свою очередь, выделение индивидуальной религиозной свободы, возможно, проложило пути для последующего выделения экономических и политических свобод личности, а также развития индивидуализма как экономической и политической философии. Такая философия как раз и формирует материк, на котором и основан предпринимательский либеральный рыночный капитализм.

Ислам

С 750 миллионами своих приверженцев Ислам - вторая самая крупная из всемирных религий. Основание Ислама относится к 610 году н.э., когда пророк Мохаммад начал проповедовать. Приверженцы Ислам называются мусульманами. Мусульмане составляют большинства в более чем 35 странах и населяют почти непрерывной полосой земли от северо-западного берега Африки, через Средний Восток, до конфуцианского Китая и Малайзии на Дальнем Востоке.

Ислам имеет корни в Иудаизме и Христианстве (Ислам рассматривает Иисуса Христа как пророка Иссу - одного из пророков единого Бога). Подобно Христианству и Иудаизму, Ислам - монотеистическая религия. Центральный принцип Ислама состоит в том, что нет иного бога, кроме единого истинного всемогущего Бога. Другие основные принципы Ислама включают (1) заботиться о родителях, (2) уважать права других, (3) быть великодушным, но не расточительным, (4) избегать убийства за исключением законных причин, (5) не совершать прелюбодеяния, (6) быть справедливым и беспристрастным к другим, (7) быть чистым сердцем и умом, (8) помогать сиротам, и (9) быть скромным и непритязательным. В них существуют очевидные параллели со многими центральными принципами как Иудаизма, так и Христианства.

Ислам - всеобъемлющий путь жизни, управляющий совокупностью мусульманского бытия. Как посланник Бога в этом мире, мусульманин связан религиозными принципами - кодексом поведения в межличностных отношениях в процессе его или ее общественной и экономической деятельности. Религия - доминанта во всех областях жизни. Мусульманин живет в социальной структуре, которая формируется исламскими ценностями и нормами морального поведения. Ритуальная природа повседневной жизни в мусульманской стране - возможно одна из наиболее поразительных вещей для западному посетителя. Мусульманский ритуал требует молиться пять раз в день (в порядке вещей, если назначенные деловые переговоры откладываются или прерываются для исполнения мусульманскими участниками их ежедневного молитвенного ритуала), требует, чтобы женщины одевались строго определенным способом и были подчинены мужчинам, запрещает употребление свинины и спиртного.

Исламский фундаментализм

В последней четверти ХХ века резко активизировался исламский фундаментализм.

Хотя все причины этого неясны, частично это – консервативная реакция на социальную напряженность, созданную в традиционных исламских обществах в результате модернизации и влияния таких Западных идей, как либеральная демократия, материализм, равные права для женщин, а также Западного отношения к сексу, браку и спиртному. Во многих мусульманских странах модернизация сопровождалась ростом имущественного неравенства между богатым городским меньшинством и истощенным городским и сельским большинством. Для истощенного большинства, модернизация ничего не дала в отношении осязаемой экономической пользы, одновременно угрожая традиционной системе ценностей. Таким образом, для мусульманина, который дорожит своими традициями и чувствует, что его мир подвергается опасности посягательством чуждых Западных ценностей, исламский фундаментализм является надежным духовным пристанищем.

Фундаменталисты требуют строгого воспитания религиозных убеждении и строгого соблюдения традиционных религиозных ритуалов. В результате возрастает подчеркнутое использование символов, подтверждающих исламские ценности. Женщины снова носят одежду до пола с длинными рукавами и покрывают голову; возросло количество религиозных дисциплин университетах; выросло количество публикаций религиозных трактатов; публичные речи становятся более религиозными. Кроме того, многие фундаменталистские группы настроены чрезвычайно анти-Западно. Справедливо или несправедливо, но Западному влиянию приписываются все пороки, и действия многих фундаменталистов направляются против Западных правительств, культурных символов, предприятий и просто граждан.

В различных мусульманских странах фундаменталисты приобрели политическую власть и использовали ее, чтобы пытаться сделать исламский закон (как установлено в Коране, священной книге Ислама) мировым. Наибольшего успеха они добились в Иране, где фундаменталистская партия у власти с 1979, и в Афганистане, но у них также есть значительное и растущее влияние во многих других странах - Алжире, Египте, Пакистане и Саудовской Аравия.

Экономические принципы Ислама

Некоторые совсем явные экономические принципы устанавливаются непосредственно в Коране. Большинство экономических принципов Ислама одобряет свободное предпринимательство. Коран говорит одобрительно о свободном предпринимательстве и зарабатывании законной выгоды через торговлю (кстати, пророк Мохаммад сам был купцом). Защита права частной собственности также поддерживается Исламом, хотя Ислам утверждает, что вся собственность дар Аллаха, кто все создал и обладает всеми. В этом смысле владельцы собственности считаются как бы попечителями, которые имеют право получать доход от нее, а не владельцами в Западном значении слова. Кроме того, владельцев собственности убеждают использовать ее правильно, социально полезным и предусмотрительным способом. Это отражает регулирование Исламом социальной законности.

Ислам критикует тех, кто зарабатывает выгоду через эксплуатацию других. В исламском взгляде на мир, человек - часть коллектива, в котором богатый и успешный должен иметь обязательства помогать бедным и неуспешным. Попросту говоря, в мусульманских странах существует пеня с выгоды («закят»), хотя бы эта выгода была справедливо заработана и не базировалась на эксплуатации многих ради одного. Это также способствует традиционной помощи бедным.

В общих чертах, абстрагируясь от критики фундаментализма, исламские страны, как правило, аккуратны, обязательны и восприимчивы в контактах с международными предприятиями, пока эти предприятия ведут себя до некоторой степени в соответствии с исламской этикой. Предприятия, которые воспринимаются как получающие несправедливую выгоду через эксплуатацию других, обманом или нарушением договорных обязательств, - вряд ли встретят теплый прием в исламской стране. Кроме того, в исламских странах, где сильно влияние фундаментализма, также не исключена враждебность к предприятиям неисламской собственности.

Один экономический принцип Ислама, вызывающий конкретное внимание - запрещение платежа или получения интереса в рамках ростовщичества. Искренний мусульманин видит во взимании процентного дохода очень серьезный грех. Жрецам черного искусства ростовщичества сулят муки на адском огне; и ростовщик, и предприниматель, в этом случае одинаково греховны. Это - не просто теологический материал; в различных исламских странах это также становится материалом закона. В 1992, например, Федеральный Шариатский Суд Пакистана, верховный исламский законодательный орган в стране, указал, что практика начисления процентных доходов является неисламской и, следовательно, незаконной, и потребовал от правительства соответственно исправить все финансовые законы.

В результате жесткого и строгого соблюдения этого конкретного исламского закона реальностью могло стать опустошение государственной финансовой и банковской системы, рост издержек бизнеса и отпугивание международных предприятий и инвесторов. В условиях запрета на прямое взимание процентов за пользование кредитом исламские банки перешли на использование системы общего дохода. Когда исламский банк предоставляет кредитные деньги бизнесу, то не взимает проценты от займа, а берет долю в доходе, образовавшемся от инвестиции.

Аналогично, когда корпоративные или личные деньги находятся на срочном депозите в исламском банке, к депозиту относятся как к инвестиции капитала, независимо от того, для какой деятельности банк использует этот капитал. Таким образом, депонент получает долю в доходе от банковской инвестиции (а не процентный доход). Некоторые претенциозные мусульмане полагают, что эта система более эффективна, чем Западная банковская система, поскольку способствует как долгосрочным сбережениям так и долгосрочным инвестициям. Тем не менее, этому нет убедительного подтверждения, и многие верят, что исламская банковская система все же менее эффективна, чем традиционная.

Индуизм

Индуизм имеет приблизительно 500 миллионов приверженцев, большинство которые живут на Индийском субконтиненте. Индуизм начинался в долине реки Инд в Индии более 4,000 лет тому назад, что свидетельствует, что это самая древняя из основных мировых религий. В отличие от Христианства и Ислама, ее основание не связывается с именем конкретного человека. Также у нее нет официально санкционированной книги подобно Библии или Корану.

Индусы верят, что есть моральный долг перед обществом, который требует признания определенных обязанностей, называемых «дхарма». Индусы верят в перевоплощение, возрождение в другом теле после смерти. Индусы также верят в карму, духовный опыт души каждого человека. Карма человека воздействует на его судьбу. Моральное состояние индивидуальной кармы определяет, с кем или с чем он или она столкнутся в следующей жизни.

Буддизм

Буддизм основан в Индии в шестом столетии до н.э. Сиддхартха Гаутама, индийским князем, который отрекся от своего богатства, чтобы преследовать аскетический образ жизни и достичь духовного совершенства. По преданию, Сиддхартха достиг нирваны, но решил оставаться на земле, чтобы научить своих последователей умению достигать этого состояния духовного просветления. Сиддхартха стал известен как Будда (т.е. "пробужденный"). Сегодня Буддизм имеет 250 миллионов последователей, большинство, которых находятся в Центральной и Юго-Восточной Азии, Китае, Корее и Японии. Согласно Буддизму, жизнь состоит из страдания. Несчастье – везде, и порождается в человеческих желаниях удовольствия. Эти желания может обуздать систематически следующий Благородному Пути, в котором выделяются правильное видение, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильное усилие и медитация. В отличие от Индуизма, Буддизм не поддерживает кастовую систему. Буддизм не отстаивает тип экстремального аскетического поведения, свойственный Индуизму. Тем не менее, подобно индусам, буддисты исповедуют загробную жизнь и духовное достижение, а не участие в этом мире.

Поскольку буддисты, подобно индусам, сосредоточиваются на достижении духовного напряжения, императив создания богатства, свойственный Протестантизму, совершенно отсутствует в Буддизме.

Таким образом, в буддистских обществах мы не видим того же типа культурного напряжения в предпринимательском поведении, что мы видим на протестантском Западе. С другой стороны, в отличие от Индуизма с его поддержкой порочной кастовой системы и экстремального аскетического поведения, принято считать, что буддистское общество может представить более плодородную почву для предпринимательской деятельности, чем Индуизм.

Конфуцианство

Конфуцианство основано в пятом столетии до н.э. китайским философом Кунг-Фу-цзы, более известным как Конфуций. Более 2,000 лет, вплоть до запрета в 1949 Коммунистической революцией, Конфуцианство являлось официальной религией Китая. Хотя религиозность в Китае с 1949 ослабела, свыше 150 миллионов людей все еще следуют учению Конфуция, в основном в Китае, Корее и Японии.

Конфуцианство учит достижению персонального спасения через правильные действия. Конфуцианство строится вокруг исчерпывающего этического кодекса. Высокая мораль, этичное поведение и лояльность к другим - основа Конфуцианства. В отличие от других религий, Конфуцианство не рассматривает сверхъестественное и очень мало говорит о загробной жизни. Это вызвало много попыток доказать, что Конфуцианство - не религия, но просто этическая система. Тем не менее, многие приверженцы относятся к Конфуцианству как к религии.

Экономические принципы Конфуцианства

Немного людей полагает, что Конфуцианство, возможно, имеет экономические принципы, столь же глубокие, как и те, которые существуют в Протестантизме, хотя они иной природы. Основной тезис тех, кто поддерживает эту позицию, в том, что влияние конфуцианской этики на культуру Японии, Южной Кореи и Taiwan, и уменьшение издержек бизнеса в этих странах, может объяснить их экономический успех. В этом отношении, три ценности, - основа конфуцианской этической системы - имеют конкретный интерес - лояльность, ответные обязательства и честность.

В конфуцианской мысли, лояльность к старшим считается зарезервированной обязанностью, абсолютным обязательством, которое необходимо для религиозного спасения. В современных организациях, находящихся в конфуцианской культуре, лояльность обнаруживает себя как побудительный мотив уменьшения конфликта между управлением и трудом, что было бы весьма затруднительным в таких классовых обществах, как Британия.

Иными словами, сотрудничество между управлением и трудом может достигаться менее дорогой ценой в культурах, где достоинство лояльности поощряется системой культурных ценностей.

Тем не менее, лояльность к старшим, как например, лояльность рабочего к управляющему, в конфуцианской культуре не является слепой лояльностью. Понятие ответных обязательств также начинает действовать. Конфуцианская этика предполагает, что старшие обязаны наградить лояльность своих подчиненных, вознаграждая их благословением. Если этого "благословения" не будет, затем не будет никакой лояльности. В японских организациях это конфуцианская этическая позиция проявляет себя в понятии пожизненной работы. Служащие японской компании лояльны к лидерам организации, и в ответ лидеры вознаграждают их "благословением" пожизненного права на работу в организации.

Третье понятие конфуцианской этики - значение честности в отношениях с другими. Конфуцианская доктрина подчеркивает, что хотя недобросовестное поведение и может предоставить краткосрочные преимущества правонарушителю, в конце концов мошеннику не платят. Значение честности в отношениях с другими имеет большие экономические последствия. В обществе, где компании могут верить друг другу в части соблюдения договорных обязательств, издержки бизнеса уменьшены. Дорогостоящим юристам не нужно решать контрактные конфликты.

Понятие национальной деловой культуры является производным от базисного понятия национальной культуры. При этом оно столь же объемно, и его исследование отталкивается от тех же исходных посылов. Но что при этом относить непосредственно к деловой культуре, и где грань, отделяющая ее от других специфических проявлений конкретной нации? Действительно, к сфере деловой культуры правомерно относить широчайший спектр информационных проявлений внешней среды по поводу реализации общественных экономических отношений.

80-90 годы ХХ века стали рубежом эпохи глобализации и эры информационных технологий, превративших весь мир (по выражению Мак-Люэна) в «большую деревню» с ничем не ограниченным доступом к идеям, образам, достижениям и проблемам любой культуры (хотя бы на чисто информационном уровне). С другой стороны, мир стал объектом достаточно ощутимой экспансии западной культуры, что находит свое отражение в сфере деловой культуры, порождая определенные проблемы.

Постижение национальных культурных различий на их изначальном уровне, выявление скрытых мотиваций носителей различных культур, с целью адаптации представителей различных деловых культур к чужой для них внешней культурной среде уже давно стало предметом серьезных исследований культурологической науки.

Одна из наиболее «раскрученных» теорий – концепция «культурных универсалий», предложенная Дж.Мэрдоком. Введено понятие «культурных универсалий» в понимании характеристик культуры нации, которые:

а) в отдельности показывают некоторую сторону образа жизни;

б) все вместе дают достаточно полное представление о феномене в целом.

Всего Мэрдоком выделено около 70 различных констант, включающих самые разноплановые и разномасштабные категории вроде любимого национального вида спорта, любимых национальных стилей прически, национальной системы управления государством, преобладающих форм розничной торговли и т.п. Концепция грешит тем, что все культурные универсалии как бы равноправны, т.е. стиль прически в своей методологической значимости равен системе государственного управления. Это типичный подход для «среднего американца» образца 60-х годов.

Более конструктивный подход изложен авторами теории «системы ценностей». Для менеджмента подход к проблеме на основе системы ценностей имеет важное значение, т.к. управление людьми так или иначе построено на ценностном базисе, в т.ч. и через мотивацию.

Доказано, что различия национальных культур во многом основаны на различных ценностных ориентациях той или иной нации. Этот факт особенно ощутим на глобальном уровне, ибо ценностные различия между «западной», «восточной», «исламской» и «африканской» культурами просто разительны. Так, считается, что индивидуальность, искренность, эффективность, пунктуальность, успех занимают безусловно доминирующее положение в западной культуре, тогда как в других они имеют весьма скромное положение. В исламской культуре индивидуальность как ценность вообще отрицается, и то же самое относится к пунктуальности с точки зрения восточной культуры. И наоборот: мирное существование является первостепенной ценностью для восточной культуры и третьестепенной – для западной. При всем этом существуют общепризнанные ценности – для всех культур к таковым относятся, прежде всего, религия и мужественность, а также, в значительной степени, уважение к иерархии.

Практически интересную структуру в рамках ценностного подхода предложил в 1973 г. Дж.Рокич. Он сформировал 2 группы ценностей (в каждой по 18 элементов), определив элементы одной из них как базовые (или конечные), а другой – как инструментальные. Сточки зрения менеджмента продуктивность данного подхода очевидна: человек живет и работает ради неких конечных ценностей, в то время как инструментальные ценности – не более чем средство достижения конечных. (На уровне обыденного сознания допустим простейший пример – для одной категории людей комфортная жизнь является самоцелью, т.е. конечной ценностью, для другой категории – ценностью инструментальной, позволяющей достичь такой конечной ценности, как самоуважение).

В контексте международного менеджмента результаты Рокича важны постольку, поскольку национальные культуры достаточно сильно отличаются именно тем, в какую группу отнесены те или иные ценности. Соответственно, может быть сформирован достаточно эффективный мотивационный инструментарий. В прикладном плане – зная базовый характер ценности логики и эстетичности интеллектуального построения для французской культуры, можно успешно использовать это при работе с французским персоналом, однако этот же подход при взаимодействии с англичанами обречен на неудачу. Любая попытка недооценки роли женщины при общении с персоналом из скандинавских стран чревата скандалом, а в условиях исламской культуры скандал вызовет скорее тезис о равноправии женщин и т.п.

Безусловный практический интерес представляет также модель, предложенная в 1960 г. Оллпортом, Верноном и Линдзи. Данный подход базируется на разделении всех индивидуумов на 6 групп в зависимости от характера основной ценности, исповедуемой человеком в жизни и в работе:

- «теоретический человек» (у которого главное – истина, система, порядок, знание);

- «экономический человек» (дело, полезность, эффективность, практическая значимость);

- «эстетический человек» (красота и гармония);

- «социальный человек» (общественная польза, благо для людей, взаимопомощь);

- «политический человек» (лидерство, соревнование, карьера, власть);

- «религиозный человек» (вера).

Полезность этой модели очевидна: исследования показали, что хотя указанные типы встречаются практически в каждой нации, однако четко могут быть выявлены типы, превалирующие в сознании и поведении представителей данной нации.

Говоря о национальной деловой культуре, необходимо наряду с определением специфических национальных особенностей общегуманитарного плана выделять отображения этих особенностей в практике непосредственного управления и экономического регулирования. В свое время марксизм постулировал закон соответствия типа и характера производственных отношений уровню развития производительных сил. Аналогично, существует достаточно строгая закономерность соответствия преобладающих типов и систем менеджмента в деловой среде конкретного общества уровню его экономического, социального и культурного развития. Иными словами, наряду с эволюционными изменениями в экономической, культурной, социальной и политической сферах неизбежно происходит эволюция теории и практики менеджмента.

 

 

Религиозная парадигма Концептуальное отношение к предпринимательству
Православие Умеренно-позитивное – при условии соблюдения христианских норм поведения и разумного отношения к накопленным материальным благам
Католицизм Умеренно-позитивное – при условии соблюдения христианских норм поведения
Протестантство Безусловно позитивное
Ислам Позитивное – при условии соблюдения исламских норм поведения и недопущения прямого или косвенного использования ссудного процента
Иудаизм Безусловно позитивное
Буддизм Нейтрально-негативное
Индуизм Нейтральное – при тормозящем воздействии кастовой системы организации общества
Конфуцианство Позитивное – при условии соблюдения конфуцианских принципов общественной гармонии

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 2946;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.085 сек.