Традиционные технические средства

 

 

Нередко приходится выслушивать снисходительные

студенческие реплики, мол, что за важность и серьезность в вопросе о технических средствах и так все ясно - что где куда нажать, включить, записать и выключить, скачать, заархивировать, передать и т.д. Однако на практике даже элементарные вещи, казалось бы, простые и примитивные, как технические средства в работе журналиста, оказываются далеко не такими.

Важнейшая задача, равно как и проблема для журналиста - это сбор необходимой информации. Совершенно очевидно, что нельзя произвести информационный продукт (газетную статью, радиорепортаж, телевизионную зарисовку, даже написать простую заметку, если автором не собрано достаточное количество необходимой для материала информации. Первоначально, выполняя редакционное задание, журналист обязан найти, собрать необходимые данные о субъектах, событиях (например, на основе аналогии, хронологии, экспертных оценок и заключений и т.д.) предполагаемого материала. По ходу получения информации от

источника, безусловно, важны такие качества как

коммуникабельность, психологические навыки общения с людьми, учитывая их статусные, интеллектуальные, профессиональные и


т.п. особенности (например, журналист в силу специфики своей

профессии может в течение краткого периода встретиться и с маргиналом, и с министром, и с каждым должен быть свой стиль

общения). Естественно, весь значительный перечень

разнообразных встреч, бесед, истопников, сведений нуждаются в какой-то фиксации, ибо никакая даже феноменальная память не способна упорядочить все данные в голове. Поэтому необходимо фиксировать весь ход творческого процесса по производству материала. И в этом плане у автора существует значительный арсенал технических средств. Остановимся на основных.

Традиционными средствами являются ручка и блокнот. Некоторые журналисты, но чаще теоретики журналистики, сами не написавшие ни одного материала, считают, что блокнот и авторучка здесь не самые лучшие помощники. Мол, совсем другое дело, если сбор информации ведется с использованием репортерского диктофона, видеокамеры, мобильного телефона и т.д. В этом случае, например, при ведении беседы основное внимание сосредоточивается на ее содержании. Журналист имеет возможность «вести своего героя по теме», что-то уточняя, от чего- то отказываясь. Кроме того, что «качество» разговора будет значительно выше и доверительнее, сохранится живая интонация, стилистика речи и отдельные документальные куски беседы. И лишь фамилии и даты, во избежание возможных ошибок, следует записывать в блокноте. Поэтому магнитофон или диктофон - надежные друзья журналиста, а работать с ними надо так, чтобы для посторонних эта работа была как можно менее заметной.

Исходя из значительной журналисткой практики не согласимся с этими утверждениями. Безусловно, диктофон или магнитофон позволяют зафиксировать все течение беседы с респондентом. Однако следует учесть, что использование диктофона не способствует «ведению своего героя по теме», особенно если тема остра, актуальна, на грани конфиденциальности. Респондент чаще всего замыкается, пытается строго следить за своей речью, малоразговорчив, понимая, что его речь фиксируется на технические носители журналиста. О какой тут доверительности можно говорить. Напротив, если интервьюер и респондент общаются между собой как собеседники, разговаривая как бы на равных, и журналист только вносит в блокнот некие тезисные пометки или цифровые данные, даты, ф.и.о. новых персонажей и


т.д., что, кстати, весьма понятно даже самому осторожному

респонденту, то вот в такой ситуации куда легче вызвать доверительность собеседника, «раскрутить» его, особенно если дать ему понять, что автор сведущ в теме, искренне ею заинтересован и т.д. Это первое свидетельство в пользу ручки и блокнота. Второе же заключается в том, что часто журналист (особенно начинающий и неопытный) записав на диктофон кучу самой разнообразной информации и начиная ее расшифровку при работе над материалом, запросто способен «захлебнуться» в полученном массиве информации. Он прослушивает свою запись и ощущает что все важно и интересно - и эта деталь, и этот эпизод, и эта коллизия, и эта ремарка, т это замечание респондента и пр. И все хочется внести в материал, и получается чаще всего «каша» - и в голове автора, и в материале. И впереди еще неравный бой с ответственным секретарем или редактором, который неумолимо указывает на ограниченное количество строк в газете или минут в эфирном времени. Поэтому опытный журналист использует ручку и блокнот, чтобы по ходу получения информации от источника заносить в блокнот как бы нужными штрихами (вехами) самые интересные и основные моменты общения с респондентом, чтобы потом в памяти именно эти фрагменты всплыли. То есть, любой человек, прочтя книгу или посмотрев фильм, позже вспоминает не весь сюжет а некие заинтересовавшие его фрагменты и эпизоды. Так и журналист: получив «дозу» информации, он отметает и опускает несущественные детали и эпизоды, даже если те весьма любопытны, его память сосредоточена на главном и в ней всплывают именно самые важные информационные блоки, которые зафиксированы в блокноте. И, таким образом, тут же выстраивается композиция материала, его формат, его кульминация и пр. Поэтому куда как рано списывать «наследие древних времен» ручку и блокнот, они остаются незаменимыми техническими средствами журналиста во многих случаях.

Вышесказанное ни в коей степени не означает отрицание других технических средств. Суть в том, что каждый случай (ситуация) получения журналистом необходимой информации предусматривает использование технических средств, наиболее эффективно соответствующих такому случаю (ситуации).

Например, какое из наиболее распространенных технических средств предпочтительнее: магнитофон или диктофон? Немалую


роль в этом играет специфика журналистского продукта. Если

журналистская деятельность связана с радио, то в таком случае наиболее удобен и профессионально оправдан специальный репортерский магнитофон, потому что качество записи на нем позволяет использовать в «живую» необходимые фрагменты интервью, беседы с респондентом (источником) в виде реальных вставок настоящего голоса источника, его тембра, интонаций, эмоциональности, переживаний и пр. в подготовленном материале. Именно такие фрагменты смогут составить изюминку, квинтэссенцию всего материала, придавая ему желательный колорит, акцент, дополняемый искусными комментариями автора материала. Использование диктофонной записи, прежде всего, ухудшает качество записанного звука и потому резко снижает эффективность восприятия. Потому диктофонная запись на радио практически используется как и любительская запись на VHS- видеокамере - в исключительных случаях, когда эксклюзивность, оригинальность, важность информации, содержащейся в записи, намного превышают технические погрешности. Иными словами

здесь качество самой информации возобладает над ее

техническим качеством. Поэтому, кстати, вряд ли кто сетует по поводу качества той же оперативной съемки, демонстрируемой телекомпаниями в соответствующих поводах или «скрипящей» диктофонной записи в радиопередачах, напротив, потребительское внимание даже усиливается, ибо контент здесь куда важнее его оформления.

Диктофону следует отдать предпочтение в обычных рабочих вариантах, когда его записи являют собой своеобразный «звуковой блокнот» или «звуковой дневник» журналиста. Он легко вписывается в перечень будничных встреч, пресс-конференций, официальных событий и пр., то есть когда информационный продукт выражается отчетом, корреспонденцией, иногда статьей, и при этом диктофон - это настоящее техническое подспорье, позволяющее оперативнее записать нужные фразы, сведения, факты. Он удобнее ручки и блокнота. Например, если журналиста на месте события осенит некой сентенцией, некой оценкой, то, чтобы все это не забыть, легче надиктовать, нежели написать в блокнот. Дело в том, что нередко на местах событий журналист получает первые и весьма сильные впечатления, которые мгновенно вырабатывают в творческом сознании необходимые


фразы, абзацы, ощущения. Потом это может забыться, или острота

впечатления пройдет, и автор уже не так остро и эмоционально отнесется к факту или событию по приошествию некого времени. Непосредственная диктофонная запись поможет снова пережить первоначальные ощущения и даст материалу необходимую «живинку».

В практической деятельности журналисту часто помогает умение владеть кино- или видеокамерой. Впрочем, кинокамеру журналист вряд ли когда сможет носить с собой, но вот с видеокамерой он должен быть на ты. Так, журналистов, умеющих пользоваться видеокамерой и имеющих ее при себе даже на всякий случай, всегда может ожидать удача видеосъемки некого эксклюзивного внезапного события, которое выигрывает, прежде всего, визуальностью (например, некая внештатная ситуация, скажем, соревнования по рафтингу, во время которых случайный зритель падает в воду и спортсмены меняют курс и спасают незадачливого горе-болельщика, даже вплоть до появления летающих тарелок¼). Кроме того «снимающий» журналист проще найдет общий язык с тележурналистами или кинооператорами, и при необходимости подготовленный материал от этого только выиграет. Затем, нередко возникают ситуации, когда оператор или телегруппа опаздывают, а то и вовсе не приезжают на заразнее обговоренное место съемки события, а то и само событие при всей его актуальности и востребованности исключает изначально присутствие телегруппы (например, задержание преступника,

контртеррористическая операция, внезапный рейд по

наркопритонам и т.д.). Ситуации весьма знакомые корпоративным пресс-службам. В таких ситуациях видеокамера в руках журналиста или сотрудника пресс-службы практически снимает все вопросы.

Таким образом, использование технических средств создает возможность производить информационный продукт предельно достоверно, оперативно и упорядоченно. Технические средства

способствуют повышению эффективности журналистской

деятельности, при этом и от журналистов требуется наличие определенных технических знаний и практических навыков. Подытоживая, мы можем сказать, что технические средства в

практической деятельности журналиста призваны:

 

 

 помогать в сборе информации;


 упорядочить производственный информационный

процесс;

 обеспечивать хранение (включая и архивирование)

информации;

 способствовать производству конечного

информационного продукта;

 использоваться как доказательство полученной от

источника информации;

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 685;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.