Психологический аспект профессиональной культуры

Журналиста

 

 

Журналистика - особый вид публичной деятельности, которая предполагает владение психологическими знаниями. Каждый журналист работает в коллективе, контактирует с коллегами, с различными социальными институтами. Но главное - он пишет о людях, об их проблемах. Журналистские тексты адресуются как простым обывателям, так и представителям власти. Чтобы тексты были действенными, обладали как эффективностью, так и результативностью, мало быть грамотным и владеть законами жанра, надо быть в той или иной степени психологом, что означает

владение психологической культурой журналиста.

Психологическую культуру журналиста можно также назвать «профессиональным сознанием».

Составляющие психологической культуры журналиста: общение, способности, интеллект и мышление. Культура эта складывается постепенно. Принципиально у журналиста должно быть владение навыками общения и письма, умение грамотно передавать мысли на бумагу. Также принципиально для журналиста знание своей аудитории, её приоритетов и проблем. А чтобы продуктивно общаться и глубоко вникать в проблематику аудитории, журналист должен познать себя самого, т.е. обладать самосознанием.

Самосознание можно представить 3 компонентами:

1. Познавательный - знания о себе

2. Эмоциональный - оценка себя

3. Поведенческий - отношение к себе.

Для работников в средствах массовой информации значимым является и вопрос темперамента.

Темперамент - это соотношение индивидуальных свойств личности, связанных с динамикой психической деятельности. Среди сотрудников СМИ есть и холерики - очень энергичные, но не уравновешенные люди, и меланхолики - чувственные, близко принимающие к сердцу происходящие события, и флегматики -


уравновешенные, спокойные, стабильные, с пониженной

эмоциональностью. Есть мнение, что в журналистской профессии наиболее подходящий темперамент сангвиника - умеющего быстро реагировать на меняющиеся реалии, принимать быстро, а, главное, верное решение. Не согласимся с этим, обладатель любого темперамента может найти себя в журналистике. И стремящийся быть в центре внимания холерик (ведущие различных шоу), и меланхолик (аналитики и мыслители по натуре), и флегматик (обозреватели и хорошие организаторы). Также надо иметь в виду, что «чистые» типы темпераментов встречаются редко.

Как отмечает С.М.Виноградова, «психофизиологические свойства автора по-разному проявляются в газетном материале, теле- и радиопередаче. На газетной или журнальной полосе темперамент отражается в системе языковых образно- выразительных средств, придающих тексту эмоционально- экспрессивную окраску. В свою очередь на радио тембр голоса, интонация, темп речи дают нам дополнительную информацию о говорящем. Наконец, на телевидении наше восприятие диктора. Комментатора, ведущего зависит от первого впечатления о человеке, его внешности, эстетической привлекательности,

экспрессии»36.

Только в процессе социализации усваивается опыт, человек начинает воспроизводить систему социальных связей. Базовым компонентом является самооценка, которая может быть обусловлена оценкой данного журналиста в референтной группе, профессиональной творческой среде, определённом творческом коллективе. Журналист должен понимать, к какому типу личности относится: экстравертам или интровертам. Первые открыты окружающей реальности, общительны и энергичны, вторые обращены «в себя», созерцатели, глядящие на мир как бы со стороны. Статистика свидетельствует, что чаще всего журналистами становятся так называемые амбаверты - открытые и сосредоточенные одновременно.

Психологическая культура журналиста формирует духовную сторону профессиональной культуры. Чем богаче человек духовно, чем больше он знает о собственных внутренних возможностях, тем больше у него шансов развить свой интеллект. Интеллект - ядро


 

 


 

 

Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник. - М., 2006. - 287 с.



личности журналиста. Интеллект включает в себя сложные

психические процессы, такие как: внимание, воображение, интуиция, память и мышление.

Внимание - это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Воображение - образное отражение действительности. Различают пассивное и активное воображение. У спящего человека, находящегося в полудремотном состоянии, может проявляться воображение в виде неожиданных решений, оригинальных представлений. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Для журналиста характерно своеобразное «социологическое воображение», состоящее «в умении переключать внимание с

одной перспективы на другую, строить адекв37тный подход к а

пониманию общества в целом и его компонентов» .

Интуиция - это способность непосредственного постижения истины, без предварительного логического рассуждения, основанного на предшествующем опыте.

Память - это способность мозга хранить и воспроизводить информацию.

Мышление - наиболее сложная форма интеллектуальной

деятельности, процесс познания и отражения действительности.

Не случайно некоторые исследователи говорят о необходимости развития социологического мышления журналиста. «Социологическая культура мышления журналиста позволяет ему подняться над собственным повседневным опытом, преодолеть ограничения, связанные со спецификой определённой ситуации, воспитать уважение не только к факту, но и к точному


теоретическо38 у знанию, раскрывающему глубинное содержание м

этого факта» .

Данное утверждение можно рассмотреть на примере.

Представим, что в вагон метро входит инвалид. Он хромает и

заикается, при этом предлагает пассажирам купить у него церковный календарь. Кто-то из пассажиров зевнул, кто-то даже не посмотрел в его сторону, а кто-то с презрением отвернулся. Обыватели в данной ситуации ничего особенного не увидят.


 

 

 

 


 

 

Миллс Р. Интеллектуальное мастерство//Социологические исследования. 1994. №1. С. 111.

 

Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник. - М., 2006. - 287 с.



Сколько подобных «картинок» они видят в течение дня. Однако

взгляд журналиста устроен иначе. Он разглядит в этом малозначительном для многих эпизоде до восьми проблем, способных стать основой будущего материала. Это и равнодушие, как обычных людей, так и властей по отношению к инвалидам, и коммерциализация церкви, и незаконное вымогательство денег с пассажиров и т.д.

Когда говорят, что журналист в обыденном событии может

разглядеть сенсацию, имеется в виду именно такой подход.

Данное понятие «социологическое мышление», на наш взгляд, связано с понятием ассоциативности мышления. Ассоциация - (от лат. associatio, англ. association - соединение) закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту.

В журналистском творчестве роль ассоциаций велика. Но сами по себе ассоциации не рождаются. Только широкая эрудиция, капитальный багаж знаний будут способствовать возникновению оригинальной ассоциации, выраженной в яркой, запоминающейся метафоре.

Не все ассоциации могут быть использованы в периодическом издании. Попасть на газетные страницы может только яркая,

жизненная ассоциация, основанная на фактическом материале.

Ассоциативность мышления играет важную роль в творчестве журналиста. Ассоциативность позволяет сделать неожиданные сравнения, воссоздать особую значимость того или иного события, факта.

Безусловно, журналист должен обладать логичностью мышления. Применяя общелогические методы познания, - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, журналист развивает способность рассматривать явления и события в многообразии их связей и взаимодействий. Диалектичность мышления - одна из граней своеобразного мышления журналиста.

Надо иметь в виду, что психологическая культура каждого журналиста уникальна, и любое подражание неприемлемо. Только годы интенсивной работы могут сформировать личность журналиста - профессионала своего дела.


§ 4. Методы сбора и методы подачи информации

 

 

Прежде чем информация приобретёт форму определённого текста, ее следует найти, собрать, скомпоновать.Методов сбора информации существует множество, поэтому их можно сгруппировать. Такая классификация в определённой степени

условна:

1. Коммуникативные методы.

2. Некоммуникативные (документальные и физические). 3. Аналитические.

К коммуникативным методам получения информации можно

отнести беседу, интервью и опрос.

Беседу можно рассматривать как подготовительный этап, беседа позволяет разобраться в ситуации, познакомиться с мнением собеседника, наметить приоритетные аспекты анализируемой проблемы.

Наиболее часто используемый в практической журналистике метод сбора информации - это интервью, которое может быть формализованным и неформализованным.

На формализованное интервьюирование уходит больше времени, так как оно тщательней продумывается, подготавливается.

Неформализованное интервьюирование характеризуется

отсутствием времени между сбором и публикацией, ему свойственна импровизация, а порой и спонтанность. Однако такой вид интервью используют опытные журналисты, способные работать в прямом эфире, обладающие широким кругозором, большим багажом знаний.

Опрос - это метод сбора информации, суть которого заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначенной проблеме.

Некоммуникативные методы можно разделить на

теоретические (документальные) и физические.

Теоретические методы связаны с проработкой

информационного массива, представленного в книгах,

периодической прессе, специальной литературе, официальных документах.


Другим весьма эффективным методом являются способы

получения информации в результате использования такого метода сбора информации как наблюдение. Наблюдение позволяет журналисту изучить проблему изнутри, узнать подробности, детали. Наблюдение, в отличие от проработки документов, позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности - первичную информацию.

Наблюдение может быть включённым и невключённым. Выбор разновидности наблюдения зависит от задачи, стоящей перед журналистом.

Большую пользу может принести и эксперимент, с помощью которого можно моделировать и воспроизводить определенные события, однако этот метод используется нечасто. Некоторые события, которые быстротечны и неповторимы, сделать зримыми можно зачастую только с помощью эксперимента-реконструкции, на который уходит много времени, вследствие чего теряется оперативность материала.

Аналитические методы получения информации

используются тогда, когда невозможно использовать другие, например, отсутствуют очевидцы события или оно носит специфический характер, а потому лежащая в их основе проблема трактуется неоднозначно. В данном случае речь может идти о катастрофах, преступлениях, аномальных явлениях и т.д. Получение информации в этих случаях затруднено различными обстоятельствами, иногда невозможно, а косвенных данных, наоборот, много.

Аналитические методы можно представить следующей

классификацией:

- Сравнение. Данный метод предполагает анализ, сопоставление с аналогичным событием, в результате чего чётче представляется своеобразие новости.

- Дедуктивный и индуктивный методы. В первом случае суждение строится от общего к частному, то есть происходит своеобразное «сужение», представление события в детальном исполнении. Во втором - напротив, от частного к общему, «расширение» к общей картине события.

- Моделирование. Данный метод предполагает перенос

некоторых свойств объекта на модель, подвергающуюся анализу.


Выбор метода получения информации зависит от

индивидуальности автора, его творческих способностей, опыта работа, преследуемых задач и целей.

Стоит сказать и об умении качественно фиксировать результаты проработки документальных материалов. Так появляется совершенно новый оригинальный документ - профессиональные записи журналиста, которые могут в некоторых случаях иметь юридическую силу.

Однообразныеметоды подачи материала ведут к монотонности изложения, что делает журналистские тексты скучными, нечитабельными. Журналист должен научиться владеть свободно многообразием способов подачи информации, уметь выбирать из всех существующих методов самые выигрышные в конкретной ситуации при предъявлении конкретной информации, конкретных фактов.

Прежде чем мы рассмотрим данные методы, стоит

остановиться на трактовке понятия журналистского факта.

Факты - своеобразные кирпичики, из которых выстраивается вся структура произведения. «Поэтому столь важным моментом


журналистской работы является не только сбор39 фактического

материала, но и методы его обработки и изложения» .

Что в таком случае подразумевают под фактом? «Факт -

единичное событие (явление), для которого характерн40 ы

определенное время, место, конкретные условия существования» .

В публицистике факт - это не простое, не зеркальное отражение социального факта, а такое творческое преобразование последнего, которое содержит авторскую интерпретацию социального факта в целях определенного воздействия на читателя.

В.Н. Фоминых, вводя понятие публицистического факта,

подчеркивает, что простая констатация факта к преобразованию социального факта в публицистический не приводит. Такое представление факта можно встретить лишь в хроникальной заметке, где важна социальная значимость его сама по себе. Публицистический факт в журналистском тексте - если он


 

 


 

 

Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во


Михайлова В.А., 2001. - 319 с.


 


 

Кириллов, В.И., Старченко, А.А. Логика / В.И. Кириллов, А.А. Старченко. - М.: Высшая школа,


1982. - 263 с.


состоялся - обязательно вызывает у читателя ответную реакцию в

форме сопереживания с автором, обмена мнениями в кругу своих товарищей, в форме конкретных поступков, пробужденных выступлением. «Публицистический факт как раз и рассчитан на пробуждение, развитие и поддержку социальной активности читателя». В.Н. Фоминых выражает структуру публицистического факта следующим образом: ПФ = факт-основание + факт-

комментарий 41.

В качестве объекта журналистского отражения может быть и

сама действительность, и социальные явления и процессы, и человек, т.е. многообразный мир во всех его проявлениях. Авторская субъективность проявляется в самом акте выбора объекта познания, в специфике его восприятия, различных форм отображения, в оценке и интерпретации жизненной ситуации. С помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. «Для полного и адекватного отражения различных событий, явлений и процессов в информационных, аналитических и художественно-публицистических материалах

используются самые разнородные факты: социальные,

исто42ические, литературные, юридические, культурологические и р

др.» .

К тому же следует иметь в виду, что назначение фактов в

журналистском произведении многофункционально: они могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств. «Развертывание факта в жанровую структуру произведения всегда обусловлено задачами, стоящими перед журналистами. В одном случае необходимо сообщить о факте, в другом - дать подробности о событии, в третьем - разобраться в причинах возникновения той


или иной проблемы, в 43етвертом - создать документальный образ ч

современника и др.» . В зависимости от целей сообщения


 

 


 

 

Фоминых, В.Н. Публицистический факт: Путь к оптимизации журналистского текста / В.Н.


Фоминых. - Красноярск: Изд-во Красн. ун-та, 1987. - 124 с.



Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во


Михайлова В.А., 2001. - 319 с.


 


 

Ким, М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-


во Михайлова В.А., 2004. - 495 с.


журналисты используют различные способы подачи, раскрытия,

изображения и толкования фактов.

«Собирая материал, - убедительно, на наш взгляд, писала В.В.

Ученова, - вырабатывая свою точку зрения на различные неочевидные (спорные или скрытые) явления, газетчик, по существу, ведет микросоциологическое исследование¼ Конечно, поле деятельности каждого отдельного журналиста более ограничено, задача исследования более локальна, но лишь «по горизонтали», по охвату количества фактов. Зато истинный публицист «глубже копает» в анализе того, подчас единичного общественного явления, которым он занимается. В глубине анализа

единичного явления - основное отличие44характера деятельности

публициста от деятельности социолога» . Глубина эта, на наш

взгляд, зависит от целей и типа творческой индивидуальности автора.

Очевидно, вследствие особенностей того или иного рода

творчества оказывается, что при освещении одних и тех же социальных фактов (так же, как действий, процессов, проблем) ученый акцентирует свое внимание на общем в них, писатель (деятель искусства) - на особенном, а публицист (автор журналистского произведения) - на единичном, неповторимом. Следует помнить о неразрывном диалектическом единстве названных категорий 45.

В издательской практике письменные тексты по способам

изложения и видам классифицируют следующим образом:

повествование, описание и рассуждение (традиционная

классификация). Отталкиваясь от данной градации, мы можем выделить несколько методов подачи информации.

1) Констатация. Данный метод представляет собой указание, обозначение определённой реалии. Он применяется в работе над любым материалом. Основным же этот метод являентся для

хроникальных заметок, кратких новостей, - жанров,

предназначенных для ответа на вопросы «Кто? Что? Когда? Где?».


 


 

Ученова, В.В. Событие, факт, интерпретация / В.В. Ученова // Вестник МГУ. - Сер.11. - 1967. -


№ 2.


 


 

Фоминых, В.Н. Публицистический факт: Путь к оптимизации журналистского текста / В.Н.


Фоминых. - Красноярск: Изд-во Красн. ун-та, 1987. - 124 с.


2) Описание. Данный метод предполагает предметно-

чувственные проявления через отбор характерных деталей. Описание как метод существует в журналистике в двух вариантах. Первый - репортажное описание, своего рода «картинки с натуры». Оно включает в себя и детали, подтверждающие, что журналист сам видел и слышал то, о чем рассказывает. Выразительность текста в данном случае зависит от деталей, на которых журналист акцентирует внимание аудитории. Следует иметь в виду, что репортажное описание как разновидность метода подачи материала и репортаж как жанр - не одно и то же. Метод может быть использован в любом журналистском жанре.

Второй вид описания - реконструктивное описание. Это тоже «картинка», но - воссозданная с помощью воображения журналиста на основе тех данных, которые были получены от свидетелей и участников событий. Доверие к материалу возрастёт, если реконструктивное описание как некое домысливание будет основано на подлинных отобранных деталях, когда будет указан источник данной реконструкции - архивные свидетельства, сведения очевидцев, признания героев.

3) Повествование - это метод, предполагающий

воспроизведение фактов через их внешнюю, видимую сторону.

Повествование также существует в двух видах. При этом репортажное повествование выступает в виде свидетельства автора, воспроизводит увиденное и услышанное им, таким образом передаёт динамику происходящего.

Реконструктивное повествование чаще всего отражает последовательность событий или этапов уже случившегося. Для этого используются документы, свидетельства очевидцев. Для

детализации эпизодов прошлого данный метод тоже используется.

5) Объяснение. Данный метод выявляет причинно- следственные связи события, ситуации. Это своеобразный анализ, в котором на первое место выступает интерпретация этих связей.

6) Рассуждение как метод представлен в виде представления сути явления посредством последовательной мыслительной работы. Читатель, зритель, слушатель вместе с автором текста проходит весь путь постижения существа дела.

7) Типизация как метод предъявления информации выступает в виде обобщённой подачи сведений о происходящих событиях.


Условные картины действительности должны лишь подчеркнуть

реалии происходящего, а не заменить их.

В последнее время всё больше используются журналистами новые методы подачи информации. Это связано и с развитием новых технологий в информационной сфере, и с существующей конкуренцией в новых экономических условиях. Борьба за аудиторию диктует поиск оригинальных решений.

«Беседка». Данный метод происходит от слова беседа, но также имеется в виду неофициальность (как бы в импровизируемой беседке) проходящей встречи. Местом встречи может быть дача, кухня и т.д. городской квартиры. Предполагается теплая душевная беседа в непринужденной обстановке. Сотрудники редакции наносят визит интересному человеку, интересуются бытом, расспрашивают о детстве, семье, просят рецепт любимого блюда и т.п.

«Прямая линия». В данном случае известного, интересного для аудитории человека приглашают в редакцию. Встреча предварительно анонсируется через различные информационные каналы. Затем в течение 1-2 часа приглашённый отвечает на все возможные вопросы читателей, слушателей, зрителей. Данный метод может использоваться для предъявления информации как в прямом эфире, так и в записи. Особенность метода заключается в том, что общение проходит в трёхстороннем режиме on-line, то есть в ней участвуют гость как эксперт, журналисты и потребители информации.

Финишинг - (от английского finishing - процесс доведения до конца, до совершенства, окончательная отделка продукта). Суть метода в том, что любой материал должен иметь продолжение, не

ограничиваться единственной публикацией. Обсуждение

«сериального» типа побуждает потребителя информации «зацепиться» за материал, проявить участие к обсуждаемой ситуации, и возможно, принять непосредственное участие в её обсуждении. Отклики читателей публикуются, газета должна добиваться официальных ответов на публикации, если их нет - возвращаться к теме, осветить её всесторонне.

Инфотеймент - (infotaiment - от сращения английских слов information и entertainment), в переводе - «информируй развлекая». Банальная констатация фактов не интересна читателю. Всегда можно найти занимательные аспекты проблемы, которые


выступают своеобразными «крючками», цепляющими внимание

аудитории. Рассмотрим данный метод подробней.

Это современный метод предъявления информации.

Разыгрывание событий, новостей, - то новое, что молодые телевизионщики сразу взяли на вооружение. Игра как философия проникает во все сферы человеческой жизни.

Инфотейнмент актуален как в печати, так и в электронных СМИ. На телевидении его воздействие очевидней всего. Ведь телевизор позволяет увидеть то, о чём говорят ведущие. Визуализация необходима для того, чтобы привлечь внимание смотрящего.

Журналист должен быть участником происшествия, на себе испытать то, о чём хочет поведать. Именно инфотейнмент дает возможность играть гранями события, высвечивать тот или иной аспект. Данный метод используется для того, чтобы материал был не только информационно насыщенным, но и информативным, то есть чтобы полезная и важная информация не просто обосновалась в головах потребителей, а способствовала тому, чтобы читатели,

зрители, слушатели могли анализировать, размышлять,

осмысливать происходящее.

Рассмотрим данный метод на примере проектов Леонида Парфёнова. Фильмы одного из самых интересных журналистов нашего медийного пространства пронизаны тем своеобразным духом инфотейнмента, что позволяет автору держать внимание зрителя с первого кадра до последнего.

Первый канал (студия "Намедни") в 2009 году представил 2- серийный фильм Леонида Парфенова, снятый к 200-летию Николая Гоголя - "Птица-Гоголь". «Созданный в оригинальной стилистике Парфёнова документальный проект рассказывает об авторе "Мертвых душ" не как об основателе реализма в русской литературе (а это мнение многие годы имело весьма широкое распространение), а как о модном и актуальном писателе- авангардисте, рождавшем произведения доселе небывалые, исполненные волшебства и фантасмагорий». Именно так анонсировал Первый канал передачу.

Уже в самом начале фильма Парфёнов демонстрирует зрителю ¼ что бы вы думали? живую птицу - гоголя, так называется эта порода уток. «Отсюда и выражение - «ходить гоголем», - тут же отмечает журналист.


Неожиданное оформление истории жизни великого писателя

оставляет сильное впечатление. Путешествуя по миру, в поисках своего пристанища, он предстаёт словно наш современник, он рядом. Вот он, его можно потрогать, с ним можно поговорить, даже вместе отправиться в Украину, затем Петербург, Париж, Рим,

Москву¼

Повествование о легендарном НОСе словно сюжет фантастического детектива расцвечено оригинальными красками. Именно таким игровым подходом объясняется участие в фильме Земфиры, на первый взгляд неуместное, озвучивающей своей «неправильной интонацией» отрывки из гоголевских рукописей. Но только так и можно передать живое слово. Вот оно, своеобразно звучит в интерпретации певицы, которая сама будто бы впервые видит и осмысливает фразы гения.

Мастерски используемый метод инфотейнмента позволяет Парфенову делать свой продукт «вкусным» и полезным для организма потребителя. О чём бы ни рассказывал он - о коррупции, о первой жёлтой газете - остроумно, уместно интонируя каждый эпизод, словно участливо следит за последовательно- поступательным движением этой пищи по извилинам, её перевариванием и превращением в незаменимый кладезь ума, оседающий в памяти прочно и надолго.

Журналисту следует усвоить, что важно не только то, какой материал он преподносит, но и как он это делает. Леониду Парфенову удаётся создавать проекты, которые познавательны и развлекательны одновременно, что и требуется от современной телеиндустрии.

Итак, метод инфотейнмент привлекателен для современных авторов возможностью обыграть информацию. Ключевым здесь является слово игра.

Бильдизация - (от немецкого bild - рисунок, картина) - это наглядность, яркость и ясность в подаче материала. Бильдизация как метод предполагает визуализацию. Журналистский материал можно не только читать, но и рассматривать. Графическое изображение сути материала, яркое, выпуклое, заметное способно увлечь потребителя. При этом такой сопроводительный материал должен обладать дополнительной смысловой нагрузкой, быть самодостаточной «картинкой».


Глокализация - (от сращения global и local) - это глобальные

проблемы страны и мира, поданные в местном измерении, как локальная проблематика. Например, экологическая глобальная проблема предъявляется как задача улучшения качества воды, текущей из кухонного крана (от общего к частному). Читателя беспокоит, как проблемы мирового масштаба отразятся на его жизни. Этот метод призван помочь обывателю в решении бытовых вопросов.

Ещё один метод, применяющийся журналистами в последнее время, мы условно назвали локоглобизмом. Этот метод в отличие от предыдущего, наоборот, предполагает предъявление локальной проблематики как глобальной, имеющей мировое значение. Можно, к примеру, рассмотреть качество автодорог небольшого российского города или областного центра в свете международных стандартов (от частного к общему). В последнее время этот метод нередко используется и в рекламе. Например, на фоне картинки «женщина берёт с полки в собственной ванной комнате шампунь» звучит такой информационный посыл: «Чтобы подтвердить качество нашего шампуня, мы решили посетить международный форум косметики и провести эксперимент».

Комбинируя различные методы предъявления информации, журналист способен создать такой текст, который может по- настоящему заинтересовать читателя, увлечь его, что, в конечном итоге, и является целью журналиста.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. Дать определение понятию «творчество».

2. Каковы предпосылки творческого процесса?

3. Охарактеризовать этапы алгоритма творческого процесса в

работе журналиста.

4. Перечислить компоненты творческой индивидуальности

журналиста.

5. Охарактеризовать понятие «индивидуальный стиль

деятельности журналиста».

6. Какими характерными признаками обуславливается

индивидуальный стиль деятельности журналиста?

7. Назвать типы творческих индивидуальностей в

журналистике.


8. Каковы составляющие факторы психологической культуры

журналиста?

9. Что означает самосознание журналиста?

10. Что такое темперамент и какую роль он играет в

деятельности работников СМИ?

11. Какие психические процессы включает в себя

интеллект?

12. Что означает понятие «социологическое мышление

журналиста»?

13. Перечислить и охарактеризовать методы сбора

информации.

 








Дата добавления: 2017-05-18; просмотров: 914;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.071 сек.