Исторические предпосылки возникновения социологии.

Определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до н.э. в работах Платона «Законы», «О государстве», в «Политии» Аристотеля и др. Ещё активнее эта проблема разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что уже тогда существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии, как предшественнице социологии.

Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются Платон (ок. 429 – 347 до н. э.) и Аристотель(384 – 322 до н. э.) Они, как и современные социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции и давали рекомендации по усовершенствованию общества. Поскольку в античности «общество» и «государство» не различали, то эти понятия употреблялись в качестве синонимов.

Платон создал первый в истории труд по «общей социологии» – «Государство». В своем труде Платон подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса:

- высший – состоящий из мудрецов, управляющих государством:

- средний – воины (т.к и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющие государство от смуты и беспорядка;

- низший – ремесленники и крестьяне.

Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести аскетичный образ жизни и не предаваться земным утехам. У воинов должны быть общие жены, а дети — воспитываться не в семье, а государством.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном - над всеми стоят законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.

У Аристотеля опорой порядка и государства выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если:

1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении;

2) эгоистические интересы богатых ограничены;

3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнительную и распределительную. Первая является простым, «арифметическим равенством», она действует в области гражданско-правовых сделок (возмещение ущерба). Вторая - «геометрическим равенством», она предполагает распределение благ пропорционально вкладу в общее дело (от каждого - по способностям, каждому - по труду).

С позиций защиты частной собственности, семьи и прав гражданина Аристотель критиковал предлагаемое Платоном обобществление имущества, жен и детей, поскольку оно ведет к уничтожению государства. Так же, как и Платон, Аристотель худшими формами правления считал олигархию, демократию и тиранию.

Никколо Макиавелли(1469—1527), итальянский политик и дипломат, первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» (1513 г.) как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали. В работах Макиавелли социология и политология обрели новое измерение, стали наукой о поведении людей в обществе.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами):

- человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками — страсть приобрести то, чего их лишили;

- умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие;

- творить зло надо сразу, а добро постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям).

В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Прообразом такого правителя для него был Цезарь, чьи жестокость и коварство долгое время считались непревзойденными.

Следующий шаг в развитии социологии сделал английский философ Томас Гоббс(1588—1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти — причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неверно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал бы общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему полезнее. Именно человеческая, природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.

Людей побуждает создавать общество страх. Взаимный страх удерживает людей от безудержной погони за господством. Он объединяет людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почестей. Общество стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется. Страх смерти, инстинкт самосохранения не разъединяют, а объединяют людей, вынуждают заботиться о взаимной безопасности. Государство — наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества — взаимный страх, а не любовь и расположение.

Французский философ Шарль Луи Монтескье(1689—1755) писал, что мудрый законодатель заботится не столько о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений. Основным средством предупреждения преступлений он считал воспитание, которое — пусть и самое трудное, но зато самое верное средство. Главными субъектами воспитания являются семья и государство.

Кроме идеи предупреждения, Ш.Монтескье заложил основы «теории факторов». Он считал, что поведение людей, в том числе и преступное, определяется разного рода факторами. К таким факторам он относил образ правления, законодательство, климат, качество почвы, образ жизни, религию, численность населения, обычаи и т. д. Ликвидация нищеты и бесправия, повышение образовательного и культурного уровня населения, со­циальный мир — вот главные средства снижения и ликвидации преступности. Теория факторов сыграла огромную роль в становлении криминологии как науки, она была господствующей методологией на ранних этапах развития криминологии, да и в настоящее время она имеет своих сторонников.

 








Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 719;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.