Структурные компоненты культуры. Функции культуры.

 

Рассмотрим структурные основные элементы культурной деятельности людей. Эти единицы тесно связаны друг с другом, но их связь носит не рядоположенный характер, а отображает сложные, переходящие друг в друга соотношения разных аспектов культурного пространства: коммуникативного, семантического, нормативно-эталонного, информационного и др. Рассмотрим культурные элементы, отображающие некоторых из этих аспектов.

Коммуникативному аспекту культуры присущи такие элементы, как разнообразные языки культуры. В совокупности эти языки представляют собой многоуровневую систему разных знаковых единиц, которые люди используют в процессе коммуникативной деятельности: вербальный (лингвистический) язык, жестовый, предметно-пространственный, графический, образный, включая и художественный, формализованный язык, язык эмоций и чувств, язык телодвижений, язык той или иной профессиональной деятельности (словарный запас, технологии, орудия труда) и др.

Особенно важно подчеркнуть роль в культуре лингвистического языка — устной коммуникации, письменной речи, которые выступают основными каналами культурной коммуникации.

Семантический срез культурысодержит такие элементы, как духовные ценности, смыслы и значения, знаки и символы культурной активности.

· Духовные ценности — это ориентиры сознания, соотнесенные с положительным культурным значением, с высокой смысловой оценкой. Так, витальными ценностями могут выступать такие состояния человека и качества существования, как жизнь, здоровье, сила, удобства быта, уровень потребления и т. п. Политические ценности могут быть представлены в той или иной культуре образом свободы слова, конституцией, высокой оценкой государственного контроля, ориентацией на гражданский мир и т. п.

В культуре народа наличествуют общие ценности, одинаково признаваемые всеми его представителями. Вместе с тем ценности разных слоев и классов отличаются друг от друга. Духовные ценности выступают мощным мотивационным фактором, определяющим поведение социальных групп. В целом система духовных ценностей создает гибкую систему регуляции социальных связей, обеспечивая функционирование важнейших обычаев, норм, смыслов и значений.

· Смыслы (или значения) заключают в себе культурное понимание объектов и действий. Смысл, таким образом, выступает способом включения человеческого опыта в социокультурную коммуникацию, вне которой он не существует.

Смыслы культуры не следует отождествлять с информацией, со знаниями, хотя они тесно связаны между собой. Информация — это лишь один аспект смысла, нередко связанный с событийной стороной.

· Культурные знаки и символ рассматриваются с точки зрения ценностно-смысловой природы.

Культурный знак становится символом, если его содержание «отрывается» от замещающего предмета, наполняясь новым значением. При этом новый смысл включает в себя множество дополнительных значений сравнительно с первоначальным. Такое содержание формируется в культуре постепенно, приобретая в итоге общесоциальную значимость, оказываясь весьма эффективным по своей информационной и экспрессивно-смысловой нагрузке.

Нормативно-эталонный аспект культуры, характеризует деятельность человека с точки зрения ее нормированности и обновления этой нормированности в историческом развитии. С данным срезом культурного пространства связаны такие качества культуры, как ее самобытность, устойчивость или изменчивость.

· Культурная норма выступает определенным стандартом поведенческой и духовной активности, в соответствии с которым действуют представители конкретной культуры. Будучи гибкими, нормы в целом поддерживают устойчивость социальных институтов, регулируют массовые и групповые взаимодействия людей.



В целом культурные нормы трансформируются постоянно. На смену прежним нормам приходят культурные инновации, многие из которых с течением времени могут стать нормой. Однако инновации не приобретут нормативного статуса, если не будут подхвачены основной частью населения. И только воспроизводимые в процессе жизни нескольких поколений они превращаются в культурные нормы.

· «Культурные образцы» (паттерны). Содержание культурного образца включает в себя информацию о мире, момент его оценки, способ действия в нем человека, стимулы действия. Сформировавшись, культурный образец действует в массовой активности в виде стереотипов, подчас слабо осознаваемых шаблонов действия, актов оценивания, образного мышления.

· Обычаи выступают формой культурной регуляции, приобретающей более целостный и рационализированный характер сравнительно с культурными нормами и образцами.

· Понятие традиции приобретает более широкий смысл сравнительно с обычаем. Традиция включает в себя не только поведенческие стереотипы, но и весь объем социокультурного наследия, передающегося от поколения к поколению и воспроизводящееся преимущественно в социальных группах в течение длительного времени.

Сравнивая между собой единицы нормативно-эталонного среза культуры, можно заметить их различия между собой. Для конкретного человека выполняемые культурные нормы и образцы приобретают во многом автоматический характер. Обычаи, традиции, ритуалы, обряды более демонстративны; они состоят из комплексов культурных норм и образцов.

Информационный аспект культуры. Он связан со сведениями об окружающем мире, которые уменьшают неопределенность в понимании действительности субъектами культурной активности. Информационный момент содержит в себе такие рассмотренные выше единицы, как культурные нормы, знаки, символы и т. п. Важнейшими единицами информационного среза выступают: знания, представления, образы внешнего мира. Выделим еще один элемент информационного среза культуры: картина мира. Она складывается из ряда факторов, но основным источником ее формирования выступает целостная историческая практика народа, окружающий природный ландшафт, опыт взаимодействия с соседними народами.

Следовательно, к основным элементам культуры принято относить: язык (понятийную сторону), знания и убеждения, ценности, нормы и правила, санкции.

Ядром культуры являются ценности, поскольку культура - это способ ценностного освоения действительности. Социальные ценности- это разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям.

Система ценностей конкретного современного общества противоречива. Одни люди являются сторонниками коллективизма и социалистического устройства общества, другие - индивидуализма и капитализма. Разные люди смыслом своей жизни считают богатство, карьеру, самореализацию в науке, искусстве и т.д. Наряду с общечеловеческими ценностями в социально неоднородном обществе можно выделить системы ценностей социальных групп (классов, слоев, поколений), социальных институтов (семьи, государства, науки), ценностей, регулирующих социальные взаимосвязи в отдельных сферах общественной жизни (экономические, нравственные, политические). Целостную систему ценностей общества обычно называют менталитетом.



В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

- идеалы, представления о счастье и смысле жизни; витальные (терминальные) ценности ( жизнь, здоровье, безопасность);

- инструментальные ценности (карьера, деньги и т.п.);

- демократические ценности (свобода слова, национальный суверенитет);

- партикулярные (привязанность к малой родине, вера в бога);

- традиционные (самопожертвование) и современные (независимость).

Социальные нормы производны от социальных ценностей и основываются на них. Они определяют, что и как делать. Социальные нормы- это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры. Люди создают множество общепринятых шаблонов поведения для различных случаев жизни.

Рассмотрим основные типы норм.

Традиции и обычаи.Традиция, в переводе с латинского, означает передача. В социологии - это механизм воспроизводства в неизменном виде социальных норм и институтов, при котором последние узакониваются самим фактом их существования в прошлом. Обычай - также традиционно воспроизводимый элемент культуры. Как правило, обычай является неофициальной массовой социальной привычкой.

Нравственные нормы.Под нравственными нормами понимают идеи о сущем и должном, о правильном и неправильном поведении. При этом члены той социальной общности, где действуют нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение приведет к значительным негативным последствиям, будет подрывать всю систему социальных отношений. Нравственные нормы основаны на вере в правильности или неправильности конкретных действий.

Законы.Если нравственные нормы базируются на моральных запретах и разрешениях, то действие законов обеспечивается специальными институтами (милиция, суд, колонии). Социологическое исследование действия законов показывает, что они бывают эффективными, когда отражают убеждения и нравственные нормы большинства участников правоотношений.

Институциональные нормы.Этот вид норм сознательно разрабатывается в виде формализованного кодекса поведения в социальных организациях. Устав университета, расписание работы и правила общения с покупателями в магазине, нормы служебного общения в фирме представляют собой типичные институциональные правила поведения.

 

Формы Культуры

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, социологи различают три ее формы.

Элитарная (или высокая) культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Высокая культура труда для понимания неподготовленного человека, т.к. создается в расчете на то, что будет понятна лишь небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, тосты, сказки, песни, танцы и т.д.

Массовая культура возникла в середине XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля одежды и жизни до хобби.

Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека к элементарному акту бездумного потребления.

Каждое общество имеет некую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой.

По отношению к господствующей культуре выделяются также субкультура и контркультура. Субкультура – культура некой социальной группы. Это особая форма организации людей, автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяет стиль жизни и мышление ее носителей, отличающаяся своими обычаями, комплексами ценностей. Субкультуравозрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих, криминальных групп имеет свои ценности, особые нормы поведения, манеры общения, язык и т.п. В последние годы социологи много внимания уделяют изучению молодежной субкультуры, прежде всего неформальным молодежным объединениям. В качестве примера можно привести футбольных болельщиков, рокеров, культуристов, панков. Выделение различных субкультурных групп достаточно условно. Среди "металлистов" встречаются наркоманы, среди наркоманов - проститутки, среди футбольных фанатов - панки и т.д.

Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации с господствующей культурой, называется контркультурой.Этот термин был введен для характеристики молодежных движений Запада 60-х годов. Контркультура характеризуется протестным мироощущением, нетрадиционными формами художественного творчества, альтернативным образом жизни. Во многих странах Запада сегодня популярны альтернативистские движения и коммуны, резко противопоставляющие свои ценности официальным.

Из всего вышеизложенного становится, очевидно, что культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит, прежде всего, в аккумуляции, хранении и передаче человеческого опыта. Она является средством институционализации общественной жизни, определяет характер и технологии социального взаимодействия. Эти роли культуры реализуются через ряд основных функций:

1. Образовательно-воспитательная функция. Именно культура делает человека человеком. В процессе воспитания и образования индивид овладевает предметами материальной и духовной культуры, развивает свои творческие способности, познает себя.

2. Информационная функция. Культура транслирует социальный опыт, связывает прошлое, настоящее и будущее общества, обеспечивает преемственность и адекватность понимания друг друга представителями различных поколений и эпох.

3. Коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания.

4. Ценностно ориентационная, т.е. культура задает определенную систему координат, своеобразную “карту жизненных ценностей”, в которой существует и на которые ориентируется человек.

5. Интегрирующая и дезинтегрирующая функция культуры. На эти функции особое внимание обращал в своих исследованиях Э.Дюркгейм. Освоение культуры создает у членов одного сообщества чувство принадлежности к одной группе, классу, нации, сплачивает их. Но, интегрируя одни группы на основе какой-либо субкультуры, она неизбежно противопоставляет их другим. Внутри социально разделенного общества дезинтегрирующая функция субкультур порождает культурные конфликты, которые могут разрешаться как в сфере собственно духовной культуры, так и быть идеологическим обоснованием экономических и политических конфликтов.

6. Нормативно-регулирующая (управленческая) функция. В ходе социализации и социального взаимодействия ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания человека. Культура в целом определяет систему координат, те рамки, в которых может действовать человек в семье, в быту, на работе. Нарушение предписаний приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения, различными формами институционального принуждения. Таким образом, культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

 

Динамика культуры.

 

Ниодна культура не является статичным образованием — в ней все всегда находится в движении, вся она — постоянно длящийся бесконечный поток событий и процессов. Определить культурную динамику на каком-то отрезке времени значит выделить в той или иной ее области такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер, с присущими им общими темпо-ритмическими качествами, содержательной определенностью и сходной направленностью основных тенденций.

Раскроем сущность исторических стадий культурной эволюции человечества. Выделяется несколько стадий и модификаций культурной практики разных народов- культура архаического типа (как правило, это бесписьменные культуры); культура традиционного типа, культура современного типа. В свою очередь традиционные и современные культуры дополнительно членятся в зависимости от ведущих форм хозяйственных занятий и степени развития экономики. Среди традиционных культур известны землепашенная, скотоводческая кочевая или полукочевая, скотоводческая оседлая культуры. Все эти разновидности объединяются под названием культуры доиндустриального общества. В культуре современного типа выделяются следующие стадии: культура индустриального и культура постиндустриального общества.

В современном мире сосуществуют различные типы культурной динамики, т. е. оказывается возможным синхронное существование исторически разнотипных культур. В современной российской культуре, например, одновременно развиваются этнические культуры, сохраняющие черты архаики (малочисленные народности Севера), народы с традиционной культурой (ряд коренных этносов Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа); наряду с этим развиваются центры урбанизированно-индустриального типа, в некоторых случаях приобретающие черты постиндустриальной культуры (столичные агломерации игорода Поволжья, Южного Урала, Сибири). Подобная разнотипность культурной динамики российских народов накладывает серьезный отпечаток на социальные процессы в нашей стране.

Рассмотрим факторы культурных изменений. Под факторами культурных изменений понимаются те движущие силы, источники и условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений. Их длительное взаимодействие между собой создает эффект исторической самоорганизации культуры. Выделим типы факторов, лежащих в основе культурных изменений.

1. Природно-ресурсные факторы связаны с наличием или истощением необходимых для общества ресурсов окружающей среды.

2. Фактор пространственного размещения культурных форм связан с тем, что более плотное их размещение на территории (например, в городах), насыщенность культурных признаков в исторических центрах предполагают интенсивные изменения в обществе.

3. Фактор взаимодействия разных культур порождает диффузию достижений одного культурного сообщества в другое.

4. Фактор социальных институтов и отношений динамизирует одни культурные изменения и тормозит другие.

5. Духовно-идейный фактор включает в себя идеи, ценности, целостные программы культурной активности.

6. Социальная значимость фактора рационального исследования и управления приобрела особую очевидность в современных условиях на фоне возрастания роли научной деятельности, информационных сетей, а также социальной политики, которую осуществляют органы власти, производственный менеджмент.

Теперь рассмотрим различные формы культурной динамики, которые отличаются друг от друга направленностью культурных изменений, их содержанием, интенсивностью, результатами. Так, еще в древности философы говорили об изменениях по кругу, когда развитие какого-либо общественного организма, культурного явления, пройдя через определенные циклы, завершается первоначальным состоянием. Ныне сходные изменения чаще называются циклическими, или волновыми, когда культурная практика проходит разные стадии, фазы и циклы своего развития. При этом представление о круге не всегда оказывается правомерным, если представить его разомкнутым, не обозначив начало и конец волновых изменений.

Те изменения, которые изменяются в нарастающем режиме с аккумулированием целесообразных, с социальной точки зрения, культурных качеств называются прогрессивными изменениями. Им противоположны регрессивные изменения, которые свидетельствуют о затухании, уменьшении целесообразных качеств культуры и о разрастании кризисных признаков, о наступлении хаоса.

В качестве варианта циклического развития выделяют инверсионное развитие, которое реализуется в форме маятниковых колебаний культурных перемен.

Культурный застой характеризуется как состояние длительной неизменности, повторяемости культурных норм, ценностей, смыслов. Застой наступает тогда, когда традиции доминируют над инновациями, подавляя их и снижая адаптационный потенциал культуры.

В противоположность застою период культурного взрыва характеризуется многообразными, быстрыми изменениями, результаты которых трудно прогнозировать. Для этого периода характерны неустойчивые социокультурные процессы, быстрая смена событий.

Если изменения в конечном итоге ведут к обогащению и дифференциации культуры в целом, то они рассматриваются как позитивные и необходимые.

Вместе с тем обогащение культуры в целом может означать упадок или деградацию отдельных ее частей.

Для состояния культурного кризиса характерно нарастание хаотических тенденций, увеличение противоречий и разрыва между традициями и инновациями в той или иной области социальной практики. Порой кризис может перерасти в культурную катастрофу, когда прежнее функционирование той или иной области практики или всей культуры становится невозможным. В случае катастрофы культурная преемственность прерывается, культурная деятельность или субкультура исчезает.

Многообразие форм культурных изменений позволяет заметить, что культурная динамика складывается в результате действия разнонаправленных, порой до противоположного, процессов и тенденций. Чтобы верно оценить характер изменений в конкретных условиях времени в той или иной области культурной практики, необходимо точно определить наблюдаемые и скрытые качества, которые свидетельствуют о важнейших динамических тенденциях.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социологическое понимание культуры. | Распространение культуры в обществе.


Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 16; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2017 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.