Ощущения. Виды ощущений. Свойства

Простейшей формой психического отражения являют­ся ощущения.

Ощущение — это элементарный психический позна­вательный процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также состо­яния собственного организма человеком.

В ощущениях проявляются познавательные, эмоциональные и регуляторные функции психики. Ощущения всегда эмоционально окраше­ны, поскольку связаны с жизнедеятельностью организма, сигнализируя человеку о характере и силе воздействий. Ощущения не только связы­вают нас с внешним миром, являются основным источником познания, но и выступают основным условием нашего психического развития. На­пример, в искусственно создаваемых условиях сенсорной изоляции, ли­шающей субъекта ощущений, его психическая жизнь, сознание сущест­венно нарушаются, вследствие чего могут появляться галлюцинации, навязчивые идеи и другие расстройства психики.

В настоящее время насчитывается большое количество разнообраз­ных ощущений, которые классифицируются следующим образом:

1.ощущения, отражающие свойства предметов, явлений внешней среды (экстероцептивные) в результате воздействия раздражителя непосредственно на анализатор (контактные) или на расстоянии от него (дистантные);

2.ощущения, фиксирующие состояние внутренних органов (интероцептивные);

3.ощущения, отражающие положение нашего тела (проприоцептивные) и характер его движения (кинестетические).

К контактным экстероцептивным ощущениям относятся, напри­мер, вкусовые, осязательные ощущения. Зрительные, слуховые, обоня­тельные являются разновидностью дистантных экстероцептивных ощу­щений.

Обычно в «чистом» виде отдельные ощущения появляются редко, поскольку раздражители действуют сразу на несколько анализаторов, вызывая целую гамму разнообразных ощущений. Примером таких сложных ощущений могут быть вибрационные, температурные, боле­вые ощущения.

По силе и длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, измеряя которые можно судить в целом о чувстви­тельности тех или иных анализаторов к определенным раздражителям, что имеет самое непосредственное отношение к оценке показаний сви­детелей о том, что и как они слышали, видели и т.д.

Чтобы правильно оценивать показания свидетелей, других участ­ников уголовного, гражданского процесса, необходимо знать об основ­ных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на фор­мирование показаний. К этим свойствам ощущений необходимо отне­сти следующие.

Чувствительность анализатора. Это способность психики к от­ражению свойств предметов, явлений с большей или меньшей точ­ностью. Чувствительность анализатора (зрительного, слухового и т.д.) определяется минимальной силой стимула, который различает человек, а также минимальной разницей между двумя стимулами, способными вызвать изменения в ощущении.

Минимальная сила раздражителя, способная вызвать ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности, кото­рый характеризует уровень абсолютной чувствительности анализатора к раздражителю. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог ощущения, тем выше чувствительность.

Наряду с нижним существует верхний абсолютный порог чувст­вительности, определяемый максимальной силой раздражителя, когда ощущение возникает адекватно действующему раздражителю. Даль­нейшее увеличение силы раздражителя вызывает ощущение боли.

Нижний и верхний пороги определяют зону чувствительности, ана­лизатора к соответствующему раздражителю.

Кроме того, существует порог чувствительности к различению (разностный порог), определяемый минимальной величиной различе­ния силы (большей или меньшей) двух раздражителей. С возрастанием силы раздражителя величина порога различения (разностный порог) возрастает.

У людей эти пороги чувствительности (нижний, верхний, разност­ный) индивидуальны. В зависимости от возраста и других обстоя­тельств они меняются. Острота чувствительности нарастает с возрас­том, достигая максимума к 20—30 годам. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщины и т.д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркоти­ческих или подобных им фармакологических веществ), которые повы­шают либо резко притупляют чувствительность анализаторов.

Все это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. На­пример, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. До­статочно за спиной «больного» бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувстви­тельностью ответит на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу'.

Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искаже­ния могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений в силу своей незначительной величины, однако создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг воз­буждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинатор­ные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированны­ми ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что пер­воначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем транс­формируется как бы в реальное явление. Причем такие возникшие лож­ные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начи­нают влиять на формирование ошибочных свидетельских показаний. И следователю (суду) в подобных случаях приходится прилагать значи­тельные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует ис­тине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого.

На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект, т.е. тот фоновый шум, ко­торый периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сен­сорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорно­го эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих не­большую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсор­ное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигна­ла. В подобных случаях возникает ситуация перцептивной неопределен­ности, которая чаще всего предрасполагает к принятию ошибочных ре­шений, особенно в экстремальных ситуациях в системе «человек — ма­шина», встречающихся во время происшествий, связанных с эксплуата­цией различных технических устройств, транспортных средств.

Адаптация. Данная закономерность выражается в изменениях чувствительности анализатора под длительным воздействием раздра­жителя в виде понижения или повышения порога чувствительности. В результате адаптации ощущение может полностью исчезать, особенно в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у чело­века, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т.д

В некоторых случаях в результате адаптации может наступать при­тупление ощущений под воздействием сильного раздражителя, напри­мер временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того как мы из полутемного помещения попадаем в условия яркой освещенности (световая адаптация). Эти виды адаптации называют не­гативными, так как приводят к снижению чувствительности анализато­ров. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темно­те, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водите­лей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудша­ется локализация движущихся объектов. Темновая адаптация приводит к задержке передачи сигнала от затемненного глаза в мозг. Отсрочка в передаче сигнала ведет к тому, что человек видит предмет как бы с не­которым запозданием, что иногда способствует возникновению аварий­ных ситуаций на дорогах с интенсивным встречным автомобильным движением.

Однако проявление адаптации не всегда носит отрицательный ха­рактер. Нередко чувствительность анализатора в результате адаптации может не только понижаться, но и значительно повышаться. Например, так случается при воздействии слабого раздражителя на зрительный анализатор в полутемном помещении (при устойчивости к темновой адаптации) или на слуховой анализатор в условиях полной тишины, когда наш слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые раздражители (слуховая адаптация). Иначе говоря, чувствительность анализаторов под воздействием слабых раздражителей повы­шается, а под действием сильных — снижается.

Данную закономерность необходимо учитывать в следственной (су­дебной) практике при оценке свидетельских показаний, когда, к приме­ру, субъект, стремящийся ввести следователя (суд) в заблуждение, ложно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку «было темно». На самом же деле с учетом продолжительности его пре­бывания в условиях относительной темноты и появления у него темновой адаптации это может быть и не совсем так. Известно, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3—5 мин. начинает различать проникающий туда свет, видеть предметы. Через 20—30 мин он уже до­статочно хорошо ориентируется в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 мин в 200 тысяч раз'.

Степень адаптации наших анализаторов различна. Высока адапти­руемость у обонятельных, тактильных анализаторов. Несколько мед­леннее адаптируются вкусовые, зрительные ощущения.

Взаимодействие ощущений. В повседневной жизни на наши ре­цепторы воздействует масса раздражителей, под влиянием которых мы постоянно испытываем различные ощущения. В результате взаимодей­ствия разных ощущений чувствительность анализаторов изменяется: либо возрастает, либо снижается. Этот механизм взаимодействия ощу­щений может влиять на полноту и объективность свидетельских пока­заний, на качество следственного эксперимента. Например, в условиях воздействия очень сильного шума авиационного мотора световая чувст­вительность сумеречного зрения может падать до 20% своего прежнего уровня..Также значительно понижается зрительная чувствительность при воздействии на обонятельный рецептор неприятного запаха. Пос­леднее обстоятельство следует иметь в виду при осмотре места проис­шествия, трупа со значительными трупными изменениями, во время эксгумации. В подобных случаях приходится прилагать дополнитель­ные усилия к выполнению на должном уровне всего объема работы, чаще делать перерывы.

Общая закономерность подобных явлений состоит в том, что сла­бые раздражители одной анализаторной системы повышают чувстви­тельность других анализаторов при взаимодействии ощущений, а силь­ные — понижают ее. Это явление называется сенсибилизацией

Кроме того, в процессе взаимодействия ощущений под влиянием одного раздражителя могут появляться ощущения иной модальности, характерные для другого раздражителя, не воздействующего в данный момент на анализатор. Данное явление получило название синестезия. Например, у некоторых лиц под воздействием звуковых раздражителей могут возникать яркие зрительные образы, различные вкусовые ощуще­ния и т д.

Известный отечественный психолог А.Р. Лурия описал такую не­обычайную чувствительность у некоего Ш. Идя как-то с ним из инсти­тута, А.Р. Лурия поинтересовался у Ш., не забудет ли тот дорогу. «Что вы, — ответил Ш., — разве можно забыть? Ведь вот этот забор Он такой соленый на вкус и такой шершавый, и у него такой острый и про­ницательный звук .»

При взаимодействии ощущений может иметь место явление, назы­ваемое контрастом ощущений. Это происходит в тех случаях, когда один и тот же раздражитель ощущается анализатором в зависимости от качественных характеристик другого раздражителя, действовавшего на этот же анализатор одновременно с ним или последовательно (напри­мер, последовательный контраст вкусовых ощущений). Иногда кон­трастные явления приводят к ошибкам в ощущениях, а следовательно, и в свидетельских показаниях.

Последовательные образы. Нередко при длительном воздействии на анализатор раздражитель продолжает ощущаться даже после того, как он прекратил свое действие. Какое-то время человек его еще «видит», «слышит» и т.д. Эти ощущения в виде последовательных обра­зов имеют значение при оценке решений, принимаемых в экстремаль­ных условиях.

Закономерность наших ощущений в виде последовательных зри­тельных образов использована при создании кинематографического эф­фекта, как бы движущегося на экране изображения. Критическая час­тота мельканий, когда мы перестаем замечать смену кадров, соответст­вует 30 вспышкам в секунду и более При кинопроекции обычно частота мельканий достигает 72 вспышек в секунду, и мы видим объекты в дви­жении, не замечая последовательно сменяющихся проекций. При низ­кой же частоте мельканий вспышек, например 5—10 раз в секунду, воз­можно появление ярких световых пятен, неподвижных фигур, причем этот эффект может быть исключительно отчетливым. Стимуляция сет­чатки зрительного рецептора яркими вспышками света иногда доходит до того, что начинает вызывать неприятные ощущения, приводящие к головной боли и тошноте

Знание данной закономерности может пригодиться, например, при оценке действий водителя, не справившегося с управлением машины в темное время суток в условиях интенсивного встречного движения транспорта.

Пространственная локализация раздражителя. Пространствен­ная рецепция осуществляется с помощью дистантных анализаторов, ощущающих сигнал на расстоянии. Обычно в этом процессе участвует несколько анализаторов с подключением контактных рецепторов В не­которых случаях возможны искажения в результате взаимодействия ощущений, особенно под влиянием анализатора ведущей модальности. На точность пространственной локализации раздражителя в значитель­ной степени может влиять положение тела, головы.

Определенную дезорганизацию в рецепторную деятельность, в ощу­щения своего тела, пространства вносят необычные состояния, условия деятельности, например невесомость Вот, как описывает свои ощуще­ния в этом состоянии наш первый космонавт Ю.А. Гагарин, который в первые секунды невесомости, по его словам, «почувствовал, что само­лет перевернулся и летит в таком перевернутом положении... В течение всего периода невесомости, — вспоминает он, — испытывал неприят­ное, труднохарактеризуемое, незнакомое ранее ощущение неестествен­ности и беспомощности... Мне казалось, что изменилась не только об­становка в самолете, но и что-то во мне самом. Чтобы избавиться от этого неприятного ощущения, пробовал в невесомости писать, дотяги­ваться руками до различных предметов. Все это выполнял без особых затруднений. Тем не менее чувство беспомощности, неуверенности не проходило и мучило меня»1.

Каждый человек имеет свой индивидуальный уровень развития чув­ствительности, определенные качественные характеристики анализа­торных систем, составляющие сенсорную организацию его личности. Существенное влияние на работу органов чувств оказывает тип нерв­ной системы субъекта. Люди с сильной нервной системой обнаружива­ют большую выносливость и устойчивость, чем люди со слабой нервной системой, однако последние наделены большей чувствительностью (Б.М. Теплов, А.Р. Лурия). Изменяя интересы, установки субъекта с помощью аутотренинга, речевой инструкции, меняющей значимость раздражителя путем придания ему важного «сигнального» значения, можно добиваться повышения или понижения чувствительности анали­затора, подчинять ее целям и задачам деятельности.

Профессиональная деятельность предъявляет повышенные требо­вания к сенсорной организации юриста. В его деятельности ведущими видами чувствительности являются прежде всего зрительная, слуховая, обонятельная.

Болезненные органические ощущения оказывают отрицательное влияние на функционирование различных анализаторов, снижают уро­вень их чувствительности, что отражается в целом на всей деятельнос­ти юриста. В качестве примера можно привести выдержку из служеб­ной характеристики на одного молодого следователя, в которой отмеча­лось, что наблюдающееся у него «повышенное внимание к болезненным ощущениям, развитая на этой почве мнительность в отношении своего здоровья отрицательно влияют на его служебную деятельность, меша­ют ему выдерживать связанные с работой физические и психологичес­кие перегрузки».

Безусловно, профессиональная деятельность предъявляет повы­шенные требования к сенсорной организации сотрудников правоохра­нительных органов. Поэтому юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, необходимо уметь управлять своими ощущениями: стимулировать положительные и волевыми усилиями нейтрализовать воздействие на психику отрицательных ощущений.








Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 862;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.