ТЕМА 13. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ.

 

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ (С-д)- влиятельная сила в рабочем и демократическом движении многих стран. В настоящее время в мире насчитывается более 80 партий социал-демократической ориентации с количеством членов свыше 17 млн. чел. Наиболее влиятельные позиции С-д. имеются в странах развитого капитализма, прежде всего в Западной Европе, являющейся традиционным центром международной С.-д. В конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. возник новый центр С-д. в Латинской Америке. В 1989 -1990 гт. С-д. партии появились в странах Восточной Европы и Советском Союзе.

Позиции, роль, деятельность С-д. партий в разных странах имеют подчас существенные отличия. Но их основные идеологические и политические установки» социальная база, организационные принципы, формы и методики деятельности во многом совпадают. Поэтому подавляющее большинство этих партий входит в Социнтерн и поддерживает его решения. С-д. партии возникли в конце XIX - в начале XX вв. как партии рабочего класса. К настоящему времени социальный состав и характер этих партий значительно изменились. Это связано с динамикой социальной структуры общества, эволюцией идеологических и политических позиции С-д. партий, стремлением их лидеров преодолеть узкий классовый характер этих партий и превратить их в партии всех трудящихся и даже всего народа. Поэтому ныне в этих партиях состоят и их поддерживают не только рабочие, но и служащие, крестьяне, инженерно-технические работники, представители творческой интеллигенции, чиновники госаппарата, мелкие собственники, студенты, пенсионеры и другие.

Широкая социальная база С.-д. является источником силы и влияния этих партий, так как позволяет им иметь связи с различными слоями населения. Но, вместе с тем, это и источник трудностей и противоречий в них, поскольку позиции и интересы разных социальных слоев нередко различны. Вследствие этого программные документы, политические заявления и предвыборные платформы С-д. имеют, как правило, компромиссный характер, они подчас расплывчатые, противоречивы.

Организационные принципы С-д. партий характеризуются внутрипартийной демократией, свободой дискуссий, автономией парторганизаций, существованием фракций, выдвижением альтернативных проектов, терпимостью к инакомыслию. Такие принципы создают для партий подчас серьезные трудности и проблемы, порождают противоречия, борьбу различных течений, затрудняют принятие и исполнение решений, делают их деятельность недостаточно эффективной. Но, с другой стороны, такие принципы являются источником силы этих партий: они создают атмосферу творческих дискуссий, открытого сопоставления различных точек зрения, поиска наилучших решений, стимулируют инициативу и активность членов партии и первичных парторганизаций, обеспечивают большие гарантии для принятия взвешенных решений, способствуют лучшей адаптации к изменяющимся условиям, позволяют людям, придерживающимся различных взглядов, успешно работать в рамках одной партии.

Идеологической основой С-д. является доктрина демократического социализма, основными ценностями которого провозглашаются свобода, равенство, социальная справедливость и солидарность. Решающим условием утверждения социализма и самой его сутью С-д. считает осуществление подлинной демократии во всех сферах жизни общества - политической, экономической и социальной.

Политическая демократия должна обеспечить все права и свободы граждан, гарантировать существование парламентской системы, всеобщее избирательное право, многопартийность, право на оппозицию, господство закона, реальное участив граждан в управлений общественными делами. Экономическая демократия, полагает С-д., призвана обеспечить создание такой экономической системы, которая бы гарантировала использование всех богатств в интересах всего общества, утверждение контроля общества над экономикой, многообразие форм собственности, определяющую роль рынка и активное участив государства в развитии экономики, различные формы участия трудящихся в управлений производством как на предприятиях, так и в рамках всего общества.

Конечная цель, которую провозглашает С.-д., состоит в достижении социальной демократии, т.е. в обеспечении всех социальных прав трудящихся (право на труд, образование, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение), в ликвидации всех форм гнета, дискриминации, эксплуатации человека человеком, в гарантии всех условий для свободного развития каждой личности как условия свободного развития всего общества.

Цели демократического социализма, подчеркивают С-д. партии, должны достигаться мирными, демократическими средствами, путем постепенной эволюции общества с помощью реформ, классового сотрудничества, в рамках и при поддержке демократического государства, утвердившегося в странах Запада. С-д. отвергает насильственные методы диктатуры и беззакония для достижения целей социализма.

Оценивая итоги деятельности С-д. партий в послевоенные десятилетия, следует отметить два основных момента

Во-первых, очевидно, что С-д. нигде не смогла осуществить свой идеал демократического социализма, хотя во многих странах она немало лет была у власти (Австрия, Англия, ФРГ, Франция, Швеция, Норвегия, Финляндия и т.д.). Более того, нередко С-д. партии, их лидеры шли на такие уступки буржуазии и крупному капиталу, которые противоречили коренным интересам трудящихся, самой концепции демократического социализма.

Во-вторых, было бы неверно представлять С-д. в виде такого движения, которое отражает и защищает интересы буржуазии, выступает за капитализм. Объективная оценка деятельности свидетельствует о том, что прежде всего они отражали и защищали интересы трудящихся. Значителен их вклад в защиту демократических прав трудящихся, становление государства, благосостояния, улучшение материального положения трудящихся, продвижение их стран по пути социального прогресса, в утверждение всеобщего мира и международной безопасности, в улучшении отношений между Западом и Востоком, в решении проблем «третьего мира».

В фокусе внимания С-д. также вопросы модернизации производства с целью повышения его эффективности и решения проблем занятости. Значительное место она уделяет проблеме государственного регулирования экономики и развития рыночных механизмов.

Признавая решающую роль рынка и конкуренции, как регулятора производства и повышения его эффективности, С-д., вместе с тем, подчеркивает, что рынок сам по себе не может решить многих социальных проблем, эти проблемы должно решать государство; признает, что опасно усиление вмешательства государства в сферу экономики и частную жизнь граждан, но в то же время выступает в защиту государств благосостояния; полагает необходимым дополнить усилия государства в социальной сфере самостоятельными солидарными действиями самих трудящихся.



Учитывая значительные сдвиги в социальной структуре общества, Социал-демократы больше внимания уделяют новым группам рабочих, связанным с передовыми отраслями производства, и трудящимся, занятым в сфере услуг. Они считают справедливыми требования массовых движений (движений за мир, сохранение окружающей среды, движений женщин, молодежи и др.) и включают многие из них в свои программы, налаживают диалог и сотрудничество.

Большое внимание С-д. партии и Социнтерн уделяют проблемам международных отношений, важнейшим глобальным проблемам. Они ясно сознают, что никаком прогрессе невозможен без обеспечения всеобщего мира и разоружения. Поэтому они последовательно выступают за ослабление международной напряженности, улучшение отношений между странами Запада и Востока, Севера и Юга, за решение мирными средствами региональных проблем, в поддержку идеи взаимной безопасности, «европейского дома» и др. Не все практические действия С-д. партий и правительств соответствуют их декларациям и решениям Социнтерна. Но бесспорно то, что в настоящее время С-д. в целом выступает как важный фактор мира на земле.

Много внимания в последние годы социал-демократы уделяют проблемам «третьего мира». Они признают бедственное положение этих стран и необходимость оказания им срочной помощи для преодоления отсталости, бедности, огромной задолженности, последовательно поддерживают требования об установлений нового мирового экономического порядка, считают, что такой курс не только отвечает интересам этих стран, но и долговременным интересам всего человечества. Все это свидетельствует о способности С.-д. осознать реалии времени и внести свой вклад в теоретическую разработку и практическое осуществление различных программ, направленных на решение сложных проблем, с которыми столкнулись отдельные страны все человечество.

 

ЛИБЕРАЛИЗМ (Л.)- в широком значении - это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В этом значений Л. стан доминирующим типом политической культуры Запада Он воплотился в структурных характеристиках и принципах функционирования важнейших политических институтов и получил специфические проявления в основных идейно-политических течениях современного Запада - от консерватизма до социал-демократии.

В более узком значений Л. - идеология и политика либеральных партий, в целом ориентированных на сохранение механизмов рыночного хозяйства и свободной конкуренции при минимально необходимой регулирующей роли государства, умеренный социальный реформизм, обеспечение международной безопасности и развитие интеграционных процессов.

Идейно-нравственное ядро «классического» Л. образовали следующие положения:

1) абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей;

2) автономия индивидуальной воли;

3) сущностная рациональность и добродетель человека;

4) существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких, как право на жизнь, свободу, собственность;

5) создание государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить естественные права человека;

6) договорный характер отношений между государством и индивидом;

7) верховенство закона как инструмента социального контроля и «свобода в законе» как право и возможность «жить в соответствии с постоянным законом, общим для каждого в этом обществе и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека…» (Локк);

8) ограничение объема и сфер деятельности государства;

9) защищенность, прежде всего от государственного вмешательства, частной жизни человека и свобода его действий (в рамках закона) во всех сферах общественной жизни;

10) существование высших истин разума, доступных усилиям мысли индивида, которые должны играть роль ориентиров в выборе между добром и злом, порядком и анархией.

Л. - это прежде всего представление о самодостаточности личности и ее приверженности свободе, являющейся ценностью самой по себе. Но специфику Л. составляет не сам по себе дух свободы, а разработка институционально-правовых условий его обеспечения. Комплекс этих условий образует систему конституционализма, позволяющую в принципе решить дилемму: законы делаются самими людьми (правит народ); нет ничего выше закона, выше закона - закон.

Система конституционализма опирается на правила и процедуру представительства и включает в себя:

а) ограничение деятельности законодателей, во-первых, строго регламентированной процедурой законотворчества, во-вторых, установлением определенных его пределов, с тем чтобы оно не могло нарушать основные права и свобода граждан;

б) механизмы обеспечения соответствия нового законодательства всей системе верховенства и правления закона. Эти механизмы представляют собой «сдержки и противовесы» во взаимоотношениях законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом смысл независимости судебной власти состоит в том, что она независима от политики, а не в том, что она - особая структура и способ «делания» политики.

Частная собственность имеет значение как гарантия самостоятельности и достоинства индивида, а не как самовозрастающий и самоценный капитал, подчиняющий себе человека.

Рынок важен как способ рассредоточения власти, прежде всегопредотвращения слияния ее экономических и политических форм. Он еще не стал той всемогущей силой, которая подчиняет себе и культуру, и мораль. В XIX в. появившаяся после промышленной революции идеология свободной конкуренции и накопительства, была не новой формой либерализма, а специфическим, хотя и оказывавшим на него значительное влияние явлением. Это влияние (не только теории, но и практики «манчестерского» капитализма) проявилось в том, что в последней трети XIX в. начинает складываться новый тип Л. - неолиберализм или «социальный» Л. (Дж. Хобсон, Т.Грин, Л.Хобхауз).

Для него характерны ориентация на социальный реформизм,

стремление примирить равенство и свободу, акцент на этике общества и специфическом социальном благе, осознание того, что либеральный идеал свободы человека не только не отрицает, но предполагает меры по защите индивида от обстоятельств, противодействовать которым он бессилен.

В период после второй мировой войны, проходивший под знаком идеологии технорационализма и экономического роста (принимаемой и выдаваемой за неидеологию, за «конец идеологии»), сложился тот либерально-консервативный консенсус, в рамках которого Л. утрачивает многие свои содержательные отличия. Он принимает эмпирическую и прагматическую ориентацию, стремится отождествить себя с наукой как таковой и курсом адаптации и прогресса.

Суть либерального мировоззрения, как отмечал Б.Рассел, стала заключаться уже «не в том, какие мнения выражаются, но в том, как они выражаются: терпимо, открыто к новой аргументации… Научное мировоззрение есть интеллектуальный эквивалент того, что в практической сфере зовется либерализмом».

Разрушение либерально-консервативного консенсуса в 70-80-е г.г., коренное изменение социально-экономического ландшафта западных обществ, вызванное новейшей фазой технологической революции, обострение глобальных проблем, выход на арену новых общественно-политических формирований (прежде всего новых социальных движений), в последние годы крах тоталитарных режимов на востоке Европы - все это поставило Л. перед необходимостью глубокого обновления и трансформации.

 

КОНСЕРВАТИЗМ (К.) в политике можно трактовать как:

1) политическую философию, ориентированную на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверие к народным движениям; в этом плане он оформился в XVIII в. и связан с именами 3. Берка, Ж. де Местра и др. апологетов монархизма; линия на противопоставление традиций, устоявшихся институтов и эволюционных изменений идеям преобразования, индивидуализму в рациональному историческому творчеству, намеченная Берком, развивалась в течение XIX в. и сохраняется в XX в.;

2) умонастроение, присущее как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам; оно характеризуется приверженностью традициям, стабильности, упорядоченности, отвергает революционные настроения и с сомнениями оценивает реформистские импульсы, характеризуясь зачастую углубленной религиозностью; такое умонастроение считает принципиально недостижимыми (либо греховными) цели установления разумного социального порядка по заранее намеченному плану; склоняется к признанию необходимости "органического" строения общества (которому присущи управляющая "голова" и исполняющие "руки" и "ноги" и т.п.) и "естественного" его развития;

3) на уровне политической практики программный курс Консервативной партии в Великобритании, голлистской во Франции, христианско-демократических партии в других странах континентальной Европы, рождающихся партии схожей ориентации в странах бывшей социалистической системы. Что касается США, то консервативное крыло есть и в Республиканской, и в Демократической партиях, по традиции К. считается органически присущим первой.

К. на общеполитическом языке - убеждения и меры по укреплению устоев существующей социальной жизни, стабильных государственных порядков, сохранению общепринятых моральных обычаев и нравственных норм, поддержание авторитета и традиции.

Отсюда правомочно выделять консервативное крыло в реформистских и даже революционных партиях и движениях, в то время как в собственно консервативных партиях могут наличествовать радикальные программы, взламывающие устоявшиеся образцы социальной жизни.

Консерваторы отдают предпочтение не равенству, а свободе; по их мнению, образование, прежде чем раскрепостить человека, должно его дисциплинировать. Они недаром любят употреблять такие понятия, как "трагедия истории" и "неадекватность политики", превозносят человеческое благоразумие и упорядоченность общества Исследователи выделяют три разновидности консервативной идеологии: традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм.

Первая ставит акцент на необходимости сохранения социальных устоев и соблюдения моральных традиции, присущих классическому рыночному капитализму, в чем-то и феодализму, с акцентом на признании закона и порядка "старых добрых времен". Ее массовой базой в США были движения правых евангелистов, которые превалировали, а часто и определяли духовную атмосферу США на всем протяжении истории страны.

Вульгаризированным выражением традиционализма можно считать движение новых религиозных правых в США в 70-80-е гг., которые, сосредоточив внимание (в основном телеаудитории) на таких морально-религиозных проблемах, как запрещение аборта, требование обучать молитвам в школах и бороться с дарвинизмом, укреплять традиционные моральные ценности, фактически обеспечивали политическую линию правого республиканизма, балансируя на "стене отделения" церкви и государства, а то и разрушая ее. Традиционализм - это К. в основном на уровне чувств и срежиссированных политических инициатив, игры на массовых настроениях. Ярких политических мыслителей в его рамках и в США, и в Европе практически нет.

Вторая разновидность консерватизма как политической теории (философии) -либертаризм как крайняя приверженность идеям неограниченной свободы индивида. Его вдохновители - Ф. Хайек с его трактовкой коллективизма как пути к рабству; Дж. Роулс, отрицавший утилитарные теории политических обязательств и социального порядка и ратовавший за пересмотр общественного договора с целью сохранения "естественных" прав индивида; Р. Позик с его трактовкой неотъемлемости этих прав и абсолютности частной собственности как эффективного барьера против всеобщего распределительства.

Права индивида первенствуют перед интересами коллектива; государственное вмешательство в экономику недопустимо, ибо оно разделяет основные ценности свободного общества; государство всеобщего благоденствия является всего лишь вариантом социализма - таковы основные положения данной разновидности К. Либертаризм усилил свои позиции с конца 70-х гг. с наступлением "тетчеризма" и "рейганизма", однако попьггки представить ценности "классического" манчестерства XIX в. с (его лозунгами "каждый за себя") соответствующими задачам конца XX в. несостоятельны.

Третья разновидность - неоконсерватизм - наиболее интересное (не только в рамках К.) социально-философское и политологическое течение. Неоконсерватизм значительно сблизился с неолиберализмом по ряду важнейших политических и социальных вопросов, чему немало способствовало и изменение самого либерализма (трансформировавшегося в неолиберализм). Неоконсерватизм воспринял от него идею общественного развития, исторической, социальной и политической активности человека, демократизации политики и социальных отношений, в значительной мере отошел от элитарных и аристократических воззрений на власть, порядок и традиции, стал ближе к современным общественным организациям и т.д.

Неоконсерватизм решительно выступил против государственного капитализма, социал-демократической политики обобществления и национализации, передачи части промышленности корпорациям и т.д. Центральный аргумент неоконсервативной экономической политики нерентабельность «социалистических» методов в промышленности. Попутно неоконсервативная политическая волна на том же оснований повышения эффективности экономики, снижения государственных расходов, отказа от социальной опеки, свела на нет ряд мер, которыми либеральные и социал-демократические правительства стремились либерализировать социальную политику.

Идеология самостоятельности развитой личности, способной отвечать за себя, добиваться успеха, не полагаясь на протекцию кого бы то ни было, выработанная классическим либерализмом и индивидуализмом, своеобразно трансформирована современным консерватизмом в сужение демократических социальных гарантий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 12. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ИДЕОЛОГИЯ. | Понятия и сведения о международных отношениях


Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 33; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2017 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.