Мангуп: столица княжества Феодоро

Мангуп самой природой создан быть крепостью. Гора-останец с плоским плато площадью 90 га, с источником воды, которую дает скала, конденсирующая атмосферную влагу даже в засуху в столь мощный поток, что при турках на горе устроена была баня – все это уникально даже для Крыма. Неудивительно, что еще в бронзовом веке на Мангуп пришли первые обитатели, были здесь и тавры. С 3 в по РХ население горы (тогда еще не крепости) все возрастает. Насельцами были готы, которые пришли в Причерноморье именно в это время. Повоевав с Римской империей, готы постепенно сели на землю, окультурились, стали искренно считать себя греками, а уже в конце 4 в скрывались на Мангупе от кочевников-гуннов. Рим в то время почти ничем не мог помочь крымским готам, если бы и хотел. О раннем периоде истории горы Мангуп повествует надпись, найденная совсем недавно в руинах Большой базилики. Эта находка пока не достаточно оценена. На мраморной плите нанесено 23 строки, в которых чествуется некий человек, который, когда страну постигла засуха, прошел через вражеские земли и добыл хлеб для сограждан. Он также за свои деньги организовал посольство к наместникам Мезии Сабину и Элиану, и добился от них исполнения большинства просьб. Видимо, речь шла опять о хлебе, поскольку ниже сказано, что покупать его гражданину пришлось за свои деньги. Как раз, когда он был у наместников, разразилась война с сарматами, и гражданин сообщил римлянам все, что знал об их планах. Вернувшись от римлян, он поехал к варвару Уабию и к "величайшим царям Аорсии", но, видимо, это были варвары, союзные Риму. Декрет датируется I в по РХ, так, "война с сарматами" отождествляется с волнениями 62 г. Считается, что камень был принесен на Мангуп из какого-то полиса, но какого, когда и зачем? По языку вроде бы подходит Ольвия (в Херсонесе говорили на друго диалекте), но что за смысл тащить плиту, чтобы уложить ее в базилику, так издалека? Публикаторы надписи (а она анализировалась два раза) ответа не дали. Я вижу два варианта: либо надпись все-таки происходит из Херсонеса, и тогда видно, что при строительстве базилики на Мангупе в 6 в часть стройматериала доставили оттуда, либо надпись была в самом начале поставлена на Мангупе. Можно только фантазировать, какое отношение имел Мангуп к этим событиям. Может, "величайшие цари Аорсии", в частности, Уабий, жили на Мангупе, и пожелали иметь копию почетного декрета в честь гражданина Ольвии, с которым их связывали дружеские отношения? Или сам этот человек был вовсе не из Ольвии, а с Мангупа? Но тогда придется пересмотреть всю раннюю историю Мангупа и дать ответ, почему там нет более внушительных остатков этого времени. Впрочем, мысль о том, что Мангуп основательно обживается не ранее 6 в, которую сегодня активно проводят в многочисленных работах, стоит, вероятно, отбросить. Я бы хотел обратить внимание [сб. Феодальная Таврика, Киев, 1974, с. 123 сл], что на городище часты находки позднеантичной посуды, найдена также монета императора Феодосия I (379-395 гг), из той самой серии, что, очевидно, чеканилась или в самом Херсонесе, или для него в Константинополе. Это говорит о том, что уже с 4 в как минимум на Мангупе живут люди, включенные в орбиту экономических связей с Херсонесом. Собственно, и Юстиниан не стал бы строить базилику и стены на совершенно необжитом месте. Император Юстиниан (517-565 гг) захотел и смог возродить былую мощь Римской империи. Для союзных готов на Мангупе строится крепость. Видимо, это случилось ближе к 565 году, поскольку о Мангупе не говорится в архитектурной энциклопедии "О постройках”, написанной около 550 г. Крепость назвали "Дори” (название Мангуп появилось много позже). Готы должны были прикрывать Херсон, главный византийский город Крыма, с севера, и участвовать в его экономической жизни. Но уже с конца 7 в Империя слабеет. Херсон лишь формально остается в ее границах. Однако, готы-греки в "стране Дори” хранят верность Херсону, потому что, работая вместе с ним, они могут зарабатывать немалые деньги. Этот период можно считать временем существования в Крыму полунезависимого государства с центром в Херсоне и с такими крепостями по периферии, как Дори. Вторжение хазар в 8 в ненадолго прервало естественный ход жизни. Стали ли хазары занимать Мангуп? С одной стороны, восстание против них 787 года было вызвано именно тем, что они штурмом взяли Дорос, в котором видят Мангуп. С другой, А. Герцен пишет, что в 840 году хазары ремонтировали стены Мангупа, как будто это была их крепость (при этом исследователь ссылается на данные своих раскопок и на письменные источники). Таким образом, хазары могли сначала захватить Мангуп, потом посадить туда покорного феодала. Но, когда феодал стал непокорным, применить против него силу. Как полагают некоторые, именно из языка хазар взялось само слово "Мангуп”, которое, конкурируя с другими именами, с турецкого времени становится единственным названием этого места. Около 10-11 вв жизнь в Дори, как принято считать, внезапно замирает. Причины этого совершенно загадочны, говорят даже о том, что виновато землетрясение. Я думаю, что причиной могли быть гражданские войны в пределах Херсонского квази-государства. Известно, что в правление императора Феофила Константинополь восстанавливает свою власть над Херсоном. Это не обошлось без насилия. С другой стороны, можно предположить, что вхождение Херсона в орбиту Ромейской империи стабилизировало обстановку, и крепость стала не нужна. Люди предпочитали жить у подножия Мангупа. Стены юстиниановского времени медленно ветшали. В то же время я не могу не отметить тот факт, что еще в 70-е годы археологи не видели этого "темного" периода Мангупа и, датируя свои находки, свободно помещали их в 11-13 вв. Очевидно, за последние 20 лет резко поменялась шкала датировки керамики, что сразу вызвало специфическую лакуну в истории Мангупа. Я бы хотел прямо сказать читателю, что шкала может поменяться еще не раз, а значит, коренным образом поменяется и представление об истории Мангупа. Там, где нет письменных источников, приходиться опираться на арехологию, которая только на первый взгляд очень уж объективна. Новый поворот приносит 1204 год, когда Константинополь захватывают крестоносцы. Для греческого мира это стало сигналом к консолидации сил. Греки, жившие в горных местностях (мы уже говорили, что это были за "греки”), собираются в кучку и основывают княжество Феодоро, столицей которого и стал покинутый было Мангуп, который его жители называли тогда то "Мангуп”, то "Феодоро”. Когда это случилось, точно не известно, но, я думаю, задолго до того, как о "хане манлопском” Дмитрии впервые говорится в связи с событиями 1363 года (вместе с владетелями Солхата и Кырк-Ора он выступает против литовского князя Ольгерда). Факт, что Ногай в 1299 то ли не смог взять Мангуп, то ли там нечего было "брать”. Я думаю, верно первое, и, значит, к тому времени город был уже хорошо укреплен. Эски-Кермен был разорен Ногаем и больше не возрождался. Вероятно, это спровоцировало перенос всей жизни на Мангуп, вместе со столичными функциями. В Мангупе есть надпись от 1362 года о строительстве "Пойки”, в которой видят цитадель Феодоро. Долгое время считалось, что княжество Феодоро не знало своей монеты. Но в 1998 году московский нумизмат А. Коршенко показал, что разряд крайне редких монет, находимых только на Мангупе, скорее всего, есть валюта этого княжества. Вы не встретите на этих монетах имен князей Феодоро - они подражают греческим, но нумизмат на то и нумизмат, чтобы понять, где его дурят. Монеты княжества Феодоро. По А. Коршенко. Подвергшись разгрому со стороны Тамерлана около 1395, Мангуп настолько быстро поднялся, что в 1399 уже дает отпор Едигею, который взять его не смог. В 15-м веке город и княжество переживают расцвет. Княжество сотрудничает с улусами Орды, потом с Крымским Ханством Гиреев, и воюет с генуэзцами. Все кончилось для греков в конце мая 1475 года, когда на Южнобережье высадились турки. Мангуп был единственной крепостью, которая оказала достойное сопротивление. Осада началась в июле и длилась полгода. Даже когда турки прорвались через внешнюю стену, цитадель еще продолжала сопротивляться, и защитники устроили даже кузницу прямо во дворце, где делали оружие. На помощь Мангупу пришли молдаване, готовили отряд венгры, русский князь Иван III собирался помочь – пусть не войсками, так устрашением – женить своего сына на феодоритской княжне, и тем самым припугнуть турок. На Мангуп собрался с визитом посол московского князя А. Старков. Но, видимо, не успел. О завоевании Мангупа повествует турецкий источник, недавно лишь найденный и опубликованный, созданный в 1476 году (см. наш список литературы). Сочинение блестяще написано: "Паруса наполнились воздухом. С позволения Аллаха двинулись в путь. Поверхность моря залилась светом лучей ислама. 70 тысяч завоевателей-суннитов днем и ночью, ночью и днем продвигались по морю. В один из дней они вошли в порт Кефе". Кафа сдалась сама, а вот Мангуп покоряться не хотел. Впрочем, правитель Мангупа уже выехал навстречу завоевателям, чтобы сдаться, а его противник затворился в крепости и решил дать бой. Царь из стана турок умолял крепость сдать, феодориты в ответ грозились выгнать из Мангупа оставшихся там его родственников. Ахмед паша понял, что крепость штурмом не взять. Он оставил немного людей для осады. Защитники, увидев, что основные силы отступают, сделали вылазку, но сил оставшегося осадного гарнизона хватило, чтобы прорваться в незапертые теперь ворота и занять крепость. В дополнение к этому источнику Челеби сообщает, что турки ходили на крепость семь раз, положив несколько тысяч человек, и главнокомандующего сняли с должности, поскольку он погубил так много солдат. Специалисты по военному делу выделяют три фазы осады Мангупа, но мы отсылаем читателя за подробностями к литературе. Захватив Мангуп в декабре 1475, турки в самом начале 16 в превращают его в сильную крепость, и оставляют лишь в 1774 году. Правда, после большого пожара 1592 года Мангупская крепость пришла в упадок и уже не восстанавливалась в прежнем величии. Есть мнение, что здесь жил гарнизон солдат-христиан, которые воевали в армии Крымского хана, составляя особый пехотный полк, вооруженный огнестрельным оружием. Правда, в статье Гайворонского (см. литературу) нет никаких аргументов, что солдаты жили именно на Мангупе, но автор в это почему-то верит. В 1666 году турецкий путешественник Челеби не видит тут "никаких строений, кроме мечети с каменным куполом, перестроенной из храма, крытого черепицей, а также колодца с крышей", сам замок не в счет. В замке при Челеби хранилось оружие и амуниция. Крепость Челеби нашел всегда закрытой, ключи у коменданта, и - ни одного человека внутри цитадели. За пределами оной люди были; вместе с турецкими солдатами на Мангупе жили греки (для которых работала старинная церковь), и караимы-евреи, потомки хазар. Когда Крым захватила Россия, Мангуп опустел (караимам разрешили выехать, куда они пожелают, что было им прежде запрещено, и они разъехались по империи, а греков переселили в район Азова). И уже в начале 19 в восторженный путешественник восклицал – "прочь отсюда, ведь нет ничего страшнее, чем неудовлетворенное любопытство”. Действительно, здесь не оставалось уже никого, кто помнил историю города. *** Итак, последние дни августа 2002 года. Я и Наталия Андрианова штурмуем Мангуп в сопровождении шалопутного экскурсовода, который всю дорогу лелеет мысль завести нас в какой-нибудь магазин, а для этого торопит и гонит. Рисунок 1. Мангуп - вид от деревни Хаджи Сала. После долгой горной дороги автобус останавливается в живописной котловине, где – озеро, и небольшая шашлычная при деревне Хаджа Сала (в переводе Священное Село), в которой татары делают очень вкусные кушания и торгуют историческими книгами. По договоренности, татары следят за порядком на Мангупе, казаки – на Эски-Кермене. По своей простоте, татары ограничиваются соблюдением самых внешних приличий, и не выгоняют наркоманов и хиппи, которые живут на Мангупе (правда, ни на кого не нападают, курят травку, продают туристам безделушки и ничего не портят). Где сам Мангуп? Где-то наверху (рисунок 1). Он так огромен, что, глядя снизу, не понимаешь, что там, тем более, солнце слепит. Туда и надо лезть. Почти километр пешком. Придется. Озеро, которое раскинулось у подножия, не простое. Это, собственно, пруд, устроенный в 1995 году. Экскурсоводы глухо расскажут вам, что воды скрыли деревню и церковь, якобы современные. На самом деле, на дне озера – средневековое поселение и базилика. Там жили люди, которые прятались на Мангупе лишь в минуту опасности, а так – занимались сельским хозяйством. Когда рыли котлован для пруда, все это нашли. Выехали археологи, но их отпихнули, и все затопили. Теперь, когда озеро мелеет, руины видны сквозь воду. Но мы были в сентябре, дождило каждый день, и в мутной воде ничего не разглядишь. Вокруг озера, и возле ресторана уже начинает попадаться керамика, которую оставили жители этого поселения. Рисунок 2. План Мангупа. Итак, пройдя по невыразительным улочкам Ходжа Сала (деревня только-только начинает восстанавливаться, потому что татар, как некогда греков, тоже выселили), мы начинаем подъем вверх. Мы идем, как все туристы, между "пальцами” Мангупа (а Мангуп напоминает в плане руку с четырьмя пальцами; рисунок 2), которые называются Елли бурун (Ветреный мыс, другой перевод – Эллинский мыс) и Чуфут Чеарган бурун (Мыс Вызова Иудеев, там жили караимы). Подъем тяжелый, пот заливает глаза. Сначала – просто крутая топа, заросшая деревьями. Лес вырос лишь в самом начале 20 в, до этого на городище и склонах было голо. Подъемного материала нет, что неудивительно: в древности этой дорогой почти не пользовались, была нормальная, но длинная, петляющая, со стороны Алмалык дере (Яблоневого оврага); но она длиной 7 км, а наш путь – всего километр. С какого-то момента начинают попадаться плохо обработанные ("циклопические”) камни, которые, наверное, были некогда частью фортификационных сооружений наверху, но потом упали (рисунок 3). И, уже когда ты готов проклясть все на свете, перед тобой неожиданно встают стены, заросшие лесом, и башня (рисунок 4). Рисунок 3. Подъем на Мангуп крут. Рисунок 4. Башня в Банном овраге. Эти стены высотой метра 4 – часть длинной стены, которая пересекает практически все плато с юго-запада на северо-восток. В основании этой стены археологи обнаружили кладку 6 в, потом, как установлено, стену перестроили феодориты, однако, то, что вы видите сегодня – хороший образец турецкого строительства начала 16 в. Именно здесь, в овраге Гамам-Дере, стояли турецкие пушки и был самый ожесточенный штурм, так что туркам пришлось восстанавливать прикрывающие овраг стены и башни практически заново (рисунки 5,6). Рисунок 5. Турецкая кладка, деталь. Рисунок 6. Стена, увитая плющом. Пройдя через калитку, напоминающую скорее пролом, мы оказываемся собственно в крепости. Все заросло крапивой, проход затруднен. Слева в скалах – казармы для карауливших калитку солдат 14-15 вв, высеченные в скале (рисунки 7,8). Рисунок 7. Казарма для караула. Рисунок 8. То же. Вдруг – плеск воды. Помните, я говорил, что на Мангупе есть скала, которая производит воду? Вот она (рисунок 9): грот, с верхней стенки которого вода срывается по капле, а внизу капли сливаются в ручей. Гамам Дере, собственно, в переводе - Банный овраг, названный так потому, что турки устроили тут баню для своего гарнизона. Рисунок 9. Неиссякаемый источник. Заросли кончаются резко, едва заканчивается крутизна: мы на плато, которое поросло лишь редкими деревьями. Просто долина, просто поляна, "основание” мыса Елли-Бурун. Необжитость обманчива. Тут и там, стоит лишь внимательнее поглядеть – провалы подвалов исчезнувших домов (рисунок 10), развалы обработанных камней, а, если глянуть вдаль, сквозь траву проступит квартальная планировка (рисунок 11; на фото она не так заметна, как в реальности). Рисунок 10. Подвалы в дерне. Рисунок 11. Следы дороги и кварталов. Мы выходим на плато, и отсюда можем рассмотреть колоссальные руины вдалеке (рисунок 12). Собственно, они и есть цитадель, сердце княжества Феодоро на мысе Тешкли бурун (Дырявый мыс; он на самом деле дырявый, потому что рукотворные пещеры со временем "прохудились”, рисунок 13). Говорят, отсюда можно увидеть море, и вообще, почти целиком видна территория княжества Феодоро. Моря мы не увидели, да и насчет "всей территории” - неправда. Гору Кастель отсюда точно не усмотришь, а ведь за крепость на ней феодориты до последнего сражались с генуэзцами. Еще одно преувеличение ("преуменьшение” в данном случае), свойственное популярной литературе. Рисунок 12. Руины цитадели. Рисунок 13. Мыс на самом деле дырявый. Идем по древней, прекрасно сохранившейся дороге. Где-то это просто тропа, выложенная камнем, где-то отлично видны следы инженерных работ – своеобразные "бортики”, выточенные в камне, чтобы обозначить край дороги (рисунок 14). Неожиданно слева появляется стена, невысокая, около двух метров, сложенная из мощных, не очень качественно отесанных камней. В отличие от первой, длинной, это – короткий отрезок, прикрывавший проход на гору со стороны оврага Капут-Дере (Овраг Ворот, поскольку у края оврага были главные ворота города). Зато эта стена старше, она сохранилась с тех пор, как ее построили в самом начале 15 в князья Феодоро. Мы идем вдоль стены метров 400. Башен не видно, кое-где – ворота, почти обвалившиеся (рисунок 15). С этого места керамика начинает попадаться просто под ногами. Рисунок 14. Дорога к цитадели. Рисунок 15. Стена 14-15 вв. Вот, наконец, цитадель, или по-русски "детинец” – крепость в крепости, официальный квартал, с княжескими покоями, органами власти, местом расположения элитных солдатских соединений, огороженный от основного города так, что получился "замок” почти в западноевропейском духе (рисунок 16). Рисунок 16. Цитадель, общий вид. Путешественники 19 в еще видели здесь здания, а не руины (рисунок 17). Цитадель выстроена просто: стеной отгородили Дырявый мыс (рисунок 18). В центральной точке стены находилась калитка (рисунок 19) и трехэтажный замок-донжон, с внешней стороны напоминавший мрачную крепостную башню (рисунок 20), а с внутренней - богато украшенный дворец, в котором собственно и ютился князь Феодоро (рисунки 21,22). Тут решалось, как "замочить” итальянцев. Тут принимались татарские послы и подписывались с ними дружеские соглашения. Тут думали, а не бежать ли в Москву, если политическая ситуация изменится (и некоторые бежали, причем не столько от турок, сколько от своих). Дату строительства этого незаурядного архитектурного сооружения можно, как говорилось выше, отнести к 1362 году (если цитадель на самом деле называлась у феодоритов Пойка, то есть считалась отдельным городом, с особым названием), хотя потом, при князе Алексее в 1420-1430 гг цитадель была основательно перестроена. Рисунок 17. Цитадель в 1843. По Дюбуа де Монпере. Рисунок 18. Стена цитадели. Рисунок 19. Калитка. Рисунок 20. Донжон. Рисунок 21. То же. Рисунок 22. То же. Калитка, через которую ныне проникают в цитадель – это фундаментальные ворота, словно бы пробуренные в кубе камня (рисунок 23). От нее, причем с внешней стороны, есть вход в донжон, украшенный скупым декором (рисунок 24). Рисунок 23. Калитка. Рисунок 24. Вход в донжон, деталь декора. Дворец-донжон – тоже, собственно, каменный куб, стены которого порушились, обнажив внутренние конструкции. Некогда он сложен был из бутового камня, и облицован снаружи ровными плитами (рисунок 25). Бросается в глаза богато украшенный белокаменной резьбой портал, с которого поднимались на второй этаж (рисунки 26,27,28). Манера резьбы вряд ли имеет аналогии: европейские мотивы заключены в сельджукские картуши. Вспомним, что и имена князей Феодоро зачастую были татарскими, и выступали они всегда на стороне Золотой Орды, хотя и греки. Три окна на третьем этаже (для наблюдателя этот этаж воспринимается как второй, поскольку первый был полуподвальным) украшены наличниками более скромными, к тому же они заложены камнем так, что остались одни щелки (рисунок 29), что, вероятно, на совести турок. Рисунок 25. Донжон "в разрезе" Рисунок 26. Портал. Рисунок 27. Портал, деталь. Рисунок 28. То же. Рисунок 29. Окна второго этажа со стороны цитадели (верхний ряд) и с улицы. Внутри цитадели надо обязательно найти (что непросто) и осмотреть так называемый октагональный (восьмигранный) храм-ротонду, аналогов которому в мире почти нет (рисунок 30). Считается, что это был княжеский храм, воздвигнутый правителем Алексеем в 1420-1430 гг. Я встречал утверждение, что капелла построена в 8 в, что совершенно невероятно. Руины его, однако же, совершенно не впечатляют, поскольку от восьмигранного фундамента остались считанные сантиметры. Поразительно, но руины точно такой же капеллы есть в Москве, в Сарайском подворье (ныне – Крутицы), куда переселилось немало родственников правящего феодоритского дома (рисунок 31). Рисунок 30. Октагон. Рисунок 31. Октагон в Сарайском подворье в Москве. Археолог А. Герцен, много лет отдавший Мангупу, полагает, что Октагон назывался храмом Константина и Елены. Он считает, что именно из этой церкви происходит камень, найденный случайно на огороде неподалеку от Симферополя (сегодня – в Бахчисарайском музее). На камне изображены двуглавый орел, щит с крестом, монограмма, и выбит текст: "Построен храм сей с благословенной крепостью, которая ныне зрится, во дни господина Алексея, владетеля города Феодоро и Поморья, и ктитора святых славных, боговенчанных великих царей и равноапостольных Константина и Елены в месяце октябре, индикта шестого, лета 6936 [1427]”. Все же мне представляется, что храмом Константина и Елены скорее может быть названа Большая базилика, с которой мы еще познакомимся. С южной стороны мыса, от самых стен до оконечности его, тянется ряд пещер, у самого обрыва. Очевидно, это подвалы фортификационных сооружений. Местами можно рассмотреть эти казематы целиком, поскольку "крыши” у них обвалились (рисунки 32,33). И тогда мы видим одно-двухкамерные помещения, в которые ведет лестница. Внешняя стена – на обрыв – пробита для устройства бойниц. В других случаях мы наблюдаем лишь провалы, ведущие внутрь таких же казематов (рисунок 34). В обеих случаях, однако, над пещерами некогда наверняка были стены и башни. Рядом со стеной и казематами – вырубленные в скале могилы (рисунок 35). Рисунок 32. Казематы. Рисунок 33. То же, окно - это бойница. Рисунок 34. Казематы. Рисунок 35. Погребения в цитадели. Пройдя подалее, мы видим более сложные сооружения (рисунок 36), но также оборонного характера, в том числе церковь (рисунки 37,38), которая вычленяется лишь по апсиде, встроенной во внешнюю линию обороны. Это была церковь для гарнизона, стало быть, ее построили феодориты в 14-15 вв. Рисунок 36. Постели - следы стен на скалах. Рисунок 37. Гарнизонный храм. Рисунок 38. Внутри церкви. На оконечности мыса стояла некогда дозорная башня, от которой ныне остались только вырубки в скале, обозначающие положение камней фундамента. Зато сохранилось все под башней, а это – целый комплекс пещер, сделавший особую славу Мангупу. Как это выглядит? Сначала по лестнице (рисунок 39) опускаешься ниже дневной поверхности, и оказываешься как будто в башне, только подземной, открытой на все стороны, откуда можно вести обстрел бедолаг, движущихся внизу (рисунок 40). С высоты почти километр дорога кажется узкой лентой, тем не менее, тогдашнее оружие позволяло вести огонь и на этом расстоянии (рисунок 41). Но можно спуститься еще ниже, правда - страшновато, поскольку узкая прорубленная в скале лестница просто нависает над пропастью (рисунок 42).

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дидактические игры и задания | Основные концепции маркетинговой деятельности.




Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 674;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.