Общественное движение в России в XIX веке
В XIX веке в России обостряется идейная и общественно-политическая борьба. Основной причиной ее подъема явилось растущее понимание всем обществом отставания России от более передовых западноевропейских стран. В первой четверти XIX века общественно-политическая борьба наиболее ярко выразилась в движении декабристов. Часть российского дворянства, понимая, что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшей судьбы страны, предприняла попытку переустройства государства. Декабристами были созданы тайные общества и разработаны программные документы. "Конституция" Н.М. Муравьева предполагала введение в России конституционной монархии и разделение властей. "Русская правда" П.И. Пестеля предлагала более радикальный вариант - установление парламентской республики с президентской формой правления. Обе программы признавали необходимость полной отмены крепостного права, введение политических свобод. Декабристы подготовили восстание с целью захвата власти. Выступление произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге. Но офицеры-декабристы были поддержаны небольшим количеством солдат и матросов (около 3 тыс. человек), не явился на Сенатскую площадь руководитель восстания С.П. Трубецкой. Восставшие оказались без руководства и обрекли себя на бессмысленную тактику выжидания. Верные Николаю I части подавили восстание. Участники заговора были арестованы, руководители казнены, а остальные - сосланы на каторгу в Сибирь или разжалованы в солдаты. Не смотря на поражение, восстание декабристов стало значительным событием в русской истории: впервые была совершена практическая попытка изменить социально-политическую систему страны, идеи декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.
Во второй четверти XIX века в общественном движении формируются идейные направления: консерваторы, либералы, радикалы.
Консерваторы отстаивали незыблемость самодержавия и крепостного права. Идеологом консерватизма стал граф С.С. Уваров. Он создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа. Во второй половине XIX в. консерваторы боролись за свертывание реформ Александра II и проведение контрреформ. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма - единение славянских народов вокруг России.
Либералы выступали за проведение необходимых реформ в России, они хотели видеть страну процветающей и могучей в кругу всех европейских государств. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Либеральное движение не было единым. В нем сложилось два идейных течения: славянофильство и западничество. Славянофилы преувеличивали национальную самобытности России, они идеализировали историю допетровской Руси и предлагали вернуться к средневековым порядкам. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России Европе и считали, что ее отличие обусловлено исторически сложившейся отсталостью. Во второй половине XIX в. либералы поддержали реформирование страны, приветствовали развитие капитализма и свободу предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные ограничения, понизить выкупные платежи. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом модернизации России.
Радикалы выступали за коренное, радикальное переустройство страны: свержение самодержавия и ликвидацию частной собственности. В 30-40-е годы ХIХ в. либералы создавали тайные кружки, которые имели просветительский характер. Члены кружков изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей. Социалистические идеи применительно к России развивал А.И. Герцен. Он создал теорию общинного социализма. В крестьянской общине А.И. Герцен увидел готовую ячейку социалистического строя. Поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин, лишенный частнособственнических инстинктов, вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Его теория послужила идейным основанием деятельности радикалов в 60-70-е годы ХIX в. Именно на это время приходится пик их активности. В среде радикалов возникли тайные организации, которые ставили цель изменения социального строя России. Для разжигания всероссийского крестьянского бунта радикалы стали устраивать хождения в народ. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Поэтому радикалы приходят к идее террористической борьбы. Они провели несколько террористических акций против представителей царской администрации, а I марта 1881г. убивают Александра II. Но террористические акты не оправдали ожиданий народников, они лишь привели к усилению реакции и полицейского произвола в стране. Многие радикалы были арестованы. В целом деятельность радикалов в 70-е годы ХIХ в. сыграла отрицательную роль: террористические акты вызывали страх в обществе, дестабилизировали положение в стране. Террор народников сыграл немалую роль в свертывании реформ Александра II и в значительной степени затормозил эволюционное развитие России,
В 80-90-е годы ХIХ в. в России начинает распространяться марксизм. В отличие от народников, пропагандировавших переход к социализму через бунт и считавших главной революционной силой крестьянство, марксисты предлагали перейти к социализму через социалистическую революцию, а главной революционной силой признавали пролетариат. Наиболее видными марксистами являлись Г.В. Плеханов, Л. Мартов, В.И. Ульянов. Их деятельность привела к созданию крупных марксистских кружков. Во второй половине 90-х годов ХIХ в. начал распространяться "легальный марксизм", который выступал за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 316;