Динамическая организация бытия. Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорий «движение», «развитие» и «покой».

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения: физическую, химическую, биологическую, социальную и духовную.

Категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Существуют две тенденции развития – про­гресс (появление новых элементов внутри системы и усложнение их взаимосвязей, совершенствование) и регресс (упрощение связей, ухудшение системных качеств, деградация).

Категория покой фиксирует относительную устойчивость и определенность всякого сущего.

Пространственная организация бытия обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Временная организация бытия указывает на свойства вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп.

К основным свойствам пространства обычно относят:

размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (например, длина, ширина, высота вещи). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности;

изотропность– свойство равенства всех пространственных измерений.

К основным свойствам времени обычно относят:

необратимость – способность процессов развертываться лишь в одном направлении.

В истории сложились две основные концепции пространства и времени:

1)субстанциальная концепция (Демокрит, Ньютон). Пространство и время рассматриваются как особые самостоятельные сущности, при этом пространство предстает как абсолютная пустота, а время – как бесконечный поток событий и состояний;

2)реляционная концепция (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). Пространство и время рассматриваются не как особые самостоятельные сущности, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты. В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля и т.д.).

Диалектическая модель развития. В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории (неосновные законы).

Основные принципы диалектики:

1)принцип всеобщего развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности);

2)принцип всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами).

Традиционно законы диалектики подразделяются на:

1)основные (раскрывают сущность развития); 2) неосновные (дополняют картину развития).

Основные законы диалектики:

1)закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия (указывает источник развития). Согласно этому закону источник развития – это многообразные противоречия, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса;

2)закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм развития и то, каким именно образом оно происходит). Согласно этому закону постепенное накопление количественных изменений в определенный момент времени приводит к коренным качественным преобразованиям предмета (скачку), к возникновению нового предмета, нового качества;

3)закон отрицания отрицания (указывает направленность и форму развития). Согласно этому закону развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния, как его снятия, поэтому оно имеет форму расширяющейся спирали и всегда направлено.

Неосновные законы диалектики выражают отношения между: причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой; частью и целым; сущностью и явлением.

К исторически значимым формам диалектики обычно относят: диалектику древней философии (Востока и Греции), диалектику немецкой классической философии (идеалистическая) и материалистическую диалектику (К.Маркс, Ф.Энгельс).

Синергетическая модель развития. Трансформацию представлений о развитии привнесла синергетика (Г.Хакер, И.Пригожин, С.Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов сложных самоорганизующихся открытых систем.

Основные идеи (принципы) синергетики:

– «носителем» развития являются сложные, открытые, самоорганизующиеся системы;

– хаос может выступать в качестве созидающего начала эволюции, а источником порядка является неравновесность, которая и порождает «порядок из хаоса»;

– для сложноорганизованных систем характерна множественность путей развития, что не исключает возможности выбора наиболее оптимальных из них;

– в любых состояниях неустойчивой социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Как соотносятся понятия: бытие, существование, субстанция, субстрат?

2. Какой смысл вы вкладываете в понятия «движение», «развитие», «прогресс»? Почему нельзя отождествлять развитие только с прогрессом?

3. В каких значениях термин «диалектика» употреблялся в истории философии?

4. Назовите основные законы диалектики.

5. Что нового дает синергетика для понимания категории развития?

Основные понятия

Бытие – философская категория, которая объединяет самые различные предметы, явления, состояния, процессы объективной и субъективной реальности по признаку существования.

Время (как объективная форма существования материи) – категория, отражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.

Диалектика– одна из концепций развития, способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего. В марксизме рассматривалась как всеобщая теория развития и универсальный метод познания.

Движение –это любые взаимодействия, а также изменения состояний материальных объектов или их систем, вызванные этими взаимодействиями.

Материя(в марксизме) – философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им.

Объективная реальность– совокупность независимых от человеческого сознания объектов, связей, отношений, взаимо­действий, процессов, объединенных в неживые, живые и соци­ально организованные системы.

Онтология(от греч. ontos – сущее, logos – слово, учение) – учение о бытии; раздел философии, в котором на основе выработанных в конкретной философской системе общих принципов познания мира создается картина мира.

Пространство – это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный объем и иметь определенную форму, структуру.

Развитие– это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.

Реальное пространство и время – характеризует объективные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо от человека в пространственно-временной организации мира.

Реляционная концепция – рассматривает пространство и время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут.

Синергетика (греч. synergeia – содействие, сотрудничество) – междисциплинарное научное направление, изучающее закономерности самоорганизации сложных, далеких от равновесного состояния, открытых саморазвивающихся систем.

Субстанция – это абсолютное первоначало, то, что себе не имеет никакой причины, но является причиной всего существующего.

Субстанциальная концепция – рассматривает пространство и время как особые сущности, как самостоятельные субстанции, кото­рые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов.

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

 

Понятие природы.В широком философском смысле природа – это все су­щее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом случае понятие «природа» совпадает с понятиями «материя», «реаль­ность», «космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естествен­ная среда обитания человека, которая является объектом изучения конкретных наук, но при этом не исключает философского рассуждения о ней. В данной теме природа рассматривается именно во втором, узком смысле.

Специфика философского анализа природы. Физика, химия, биология изучают конкретные виды движения и взаимодействия частиц и тел. Философия же рассматривает любые изменения, ищет законы, общие для живой и неживой природы. В этом смысле взгляд философа на природу шире, чем взгляд ученого. Наука изучает природу в основном с помощью приборов и экспериментов, но ряд природных явлений оказался за пределами возможностей наблюдения. В таких вопросах, как происхождение мира, модель природного мира как целого, будущее человечества, жизнь и разум во Вселенной, наука вынуждена искать помощи у философии. Эта помощь дается в каждую эпоху в виде принципов познания и общей картины мира. Философия также ставит вопрос об отношении человека и природы.

Эволюция представлений о природе в философии и науке. Философское размышление о природе как едином, целостном мире носит название натурфилософии (от лат. natuга – природа). Место натурфилософии в системе философского зна­ния и ее отношения с наукой исторически менялось. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древ­ности, когда она возникла как исходная форма философских пред­ставлений о мире. В древностисилы природы представлялись в образах богов, а человек ощущал свою слабость перед ними. В античноммышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согласии с природой. В средневековьеприрода ставилась ниже, чем человек, ибо по­следний мыслился как образ и подобие Бога, как царь природы. В эпоху Возрождениячеловек в природе открыл для себя кра­соту. Подчеркивалось единство человека и природы. Эта идея бы­ла далее развита в эпоху Нового времени. Считалось, что человек- творение приро­ды, он существует в ней и подчинен ее законам. В то же время, на основе научного познания этих законов, человек способен изменить к лучшему окружающую среду и самого себя. Со временем натурфилософские взгляды устарели по сравнению с развивающимся естествознанием, но философия сохранила не утратила своего значения для науки.

Современные научные теории происхождения, организации и эволюции Вселенной. В конце XX века возникла концепция глобального эволюционизма, объединяющая идеи системного и эволюционного подходов к изучению природы. В природе происходят процессы зарождения порядка из хаоса, а затем постепенной эволюции, самоорганизации этих упорядоченных систем. Например, согласно современной теории «раздувающейся» Вселенной, существует Большая Вселенная в виде вечного хаотичного электромагнитного поля, в котором возникают случайные изменения напряжения (флуктуации). В точки флуктуации стекается бесконечная энергия поля Большой Вселенной, которая превращается в бесконечные массы вещества Малых Вселенных. Часть из них может «выжить» и перейти к развитию, усложнению своей внутренней организации. В результате возникло представление об одновременном существовании большого чис­ла эволюционирующих Вселенных, одна из которых – наша Метагалактика.

Огромную роль в разработке эволюционных идей сыграла биология. В 20-е гг. XX века в биологии на­чало формироваться новое направление эволюционного учения – уче­ние об эволюции биосферы и ноосферы. Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого, заложившего основы нового научного направления - биогеохимии. Биосфера, по Вернадскому, является результатом длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с неорганическими услови­ями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу, а возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. В результате жизнь пред­стает как целостный эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в общую кос­мическую эволюцию.

Природа как среда обитания человека. Экологические ценности современной цивилизации. Общество представляет собой один из высших этапов эволюции и усложнения природного мира. В истории можно вы­делить три типа взаимодействия общества и природы: аграрный, промышленный, современный. На первом этапе, включающем в себя первобытность, античность и средневековье, человек полностью зависел от природы. На втором этапе, благодаря развитию промышленностии науки, человек почувствовал себя освобожденным от этой зависимости. Но это способствовало возрастанию негативного воздействия на природу. На третьем этапе (ХХ век) взаимодействие человека с природой приобрело общепланетарный характер и привело к глобальному экологическому кризису –ситуации нарушения равновесия между обществом и внешней средой. Одним из условий выхода из экологического кризиса считается изменение сознания людей. В нем должны преобладать экологические ценности и культура.

Проблема коэволюции общества и природы.Идея коэволюции(т.е. согласованной эволюции общества и природы) ставит акцент не на покорение природы, а на процессы сотрудничества с ней, взаимного обмена энергией. Коэволюция предполагает достижение динамического равновесия с природой и стабильного развития человечества. В связи с этим возникла проблема достижения равновесия между познавательной и практической деятельностью чело­века и сохранением целостности природной среды. Согласован­ное, взаимодополняющее развитие человека, общества и природы в их единстве - таков путь выживания и раз­вития человечества.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие вы знаете смыслы понятия «природа»?

2. В чем же особенности философского анализа природы?

3. Какие идеи соединяет концепция глобального эволюционизма?

4. Кто создал уче­ние об эволюции биосферы и ноосферы?

5. Назовите типы взаимодействия общества и природы.

6. Какой смысл вкладывается в понятие «коэволюция»?

 

Основные понятия

Биосфера– земная оболочка, охваченная жизнью.

Вселенная–весь окружающий нас безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный объективный мир.

Картина мира – это сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения.

Коэволюция–со-развитие (т.е. совместное развитие) элементов определенной системы. Применительно к природе и обществу коэволюция предполагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности биосферы и в то же время создает условия развития общества.

Ноосфера(греч. nous –разум) – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.

Природав широком смысле слова вся окружающая действительность во всем многообразии ее проявлений. В узком смысле – совокупность естественных условий существования человечества.

Экологическая культура общества–это духовный идеал разумного, заботливого отношения к природе и соответствующие нормы человеческой деятельности.

Экологическое сознание– совокупность знаний о взаимосвязях в системе «человек-природа», а также чувства и убеждения, направленные на сохранение природы.

Экологический кризис –ситуация нарушения динамического равновесия между обществом и внешней средой.

Экология – наука, изучающая взаимоотношения живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой.








Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 2018;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.