Корковая эпилепсия.

Если двигательный участок коры раздражается очень сильно или длительно, то получается длительное судорожное сокращение скелетных мышц всех двигательных органов, продолжающееся от нескольких секунд до многих минут. Это называется эпилептическим припадком. Если раздражается двигательный участок в правом полушарии, то судорога начинается в мышцах противоположной стороны тела, а именно — в том двигательном органе, корковый участок которого подвергался раздражению. Судорога, распространяясь по одноименной стороне тела, переходит на противоположную. Судорожное сокращение каждой мышцы сначала является клоническим, затем тоническим и в конце снова клоническим.

Во второй раз эпилептический припадок может быть вызван с того же коркового участка при более слабом и коротком раздражении. Если раздражение коры было не очень сильно и возбудимость была понижена, то судорожное состояние может ограничиться одной группой мышц или мышцами той конечности, участок которой подвергался раздражению (Фрич и Гитциг, 11; Гитциг, 12; Феррье, 13).

У человека корковая эпилепсия развивается при заболевании коры: при раздражениях и вообще травмах мозга, когда имеет место воспаление, нагноение, дегенерация. Но могут быть эпилептические припадки и при совершенном отсутствии травмы мозга. Это бывает в случае значительного повышения возбудимости в коре большого мозга, как, например, при усиленной продукции некоторых активных веществ в железах внутренней секреции. Но во всех случаях раздражение коры является моментом, безусловно необходимым для вызова этой эпилепсии, а потому ее называют корковой эпилепсией (Джексон, 108). Эпилептический припадок может случиться и при раздражении других отделов головного мозга, но такой припадок характерно отличается от коркового: он наступает и протекает одновременно во всем теле.

Если удалить какие-либо двигательные участки в коре, то в соответствующих группах мышц эпилептическая судорога не наступит. Так, например, если вырезать двигательный участок одной конечности, то на данной корковые судороги исчезают, а на другой конечности и других частях тела протекают в обычном порядке. Это указывает, что распространение судорожных сокращений от одной части тела на другие обусловливается распространением сильных возбуждений от одного двигательного участка на другие (Лучиани, 109; Бубнов и Гейденгайн, 70).

Типичные эпилептические судороги отсутствуют также в условиях деафферентации конечностей. Если какая-либо конечность лишается периферической чувствительности путем перерезки задних корешков, то при судорожном припадке от раздражения коры она не участвует в судорогах: не производит фазных движений локомоторного типа или клонических сокращений мышц. На ней наступает только тоническая фаза: конечность приходит в положение флексии и остается в нем во время судорожного припадка. Очевидно, афферентные проприоцептивные импульсы, возникающие в результате движений, являются существенным условием для развития эпилептической судороги (Меттлер и Меттлер, 54; Кряжев, 110).

Во время эпилептического припадка антагонистическая деятельность мышц не исчезает: она хорошо выступает в любой период этого припадка. Правда, обычно обе антагонистические группы пребывают в сокращении, но каждый раз усиление сокращения в одной группе мышц сопровождается ослаблением в другой. По-видимому, во время эпилептического припадка


возбуждение, распространяясь по коре от одного двигательного участка к другому, одновременно приводит в активное состояние целый ряд координирующих аппаратов, производящих как фазные, так и тонические движения данной конечности. В результате, в каждой паре антагонистических мышц центральная нервная система должна посылать как возбуждающие, так и тормозящие иннервации. В зависимости от преобладания тех или других иннервации данная группа мышц сокращается то больше, то меньше (Беритов, 111).

При раздражении воспринимающей области коры также наступают эпилептические припадки. Особенно хорошо изучены те из них, которые вызываются замораживанием маленьких участков. Вызываемые этим путем судороги развиваются спустя некоторое время после замораживания и притом с большой постепенностью, начиная с какого-либо органа, группы мышц или даже с одной мышцы. Они принимают форму настоящего эпилептического припадка только через 1 —5 часов после начальных вздрагиваний. Эти припадки не зависят от соучастия двигательных участков коры. Они возникают от непосредственного влияния замороженного участка на подкорковые центры фазных и тонических движений при условии легкого наркоза, или анемии, или одновременного длительного возбуждения в каком-либо чувствительном нерве (Сперанский, 112), т. е. при условии ненормального повышения возбудимости в подкорковых центрах под влиянием одновременного и длительного раздражающего действия с разных сторон. Эпилептический припадок, развивающийся при сильных раздражениях двигательных участков коры, безусловно также производится с участием подкорковых центров фазных и тонических движений. Судорожная деятельность должна наступить в них сейчас же после приложения раздражения к коре, очевидно ввиду могучего воздействия двигательной зоны коры на подкорковые центры.








Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 661;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.