Принятие христианства на Руси (988).

1. Принятие христианства было связано с потребностями зарождавшейся древнерусской государственности (кровную связь заменить духовной), которая нуждалась в новом идейном обосновании, позволяющем Руси стать вровень с сильными державами тогдашнего мира.

2. Участия в европейских политических и торговых делах.

3. Не менее важна была греко-римская государственно-правовая традиция, восходившая через Византию к античности. Выразилось это в переводе и во введении в древнерусское право византийских земледельческих, уголовных, брачных и судебных законов. Православие не препятствовало освоению основ римской гражданственности. Древняя Русь знала право частной собственности на землю и феодальную иерархию.

4. Принятие христианства стало для древнерусских земель приобщением к высшей форме тогдашней европейской цивилизации - византийской.

Переход к новой вере был осуществлен князем Владимиром после его попытки реформировать язычество: Владимир преобразовывал пестрый пантеон многочисленных племенных славянских богов так, чтобы создать строгую иерархическую систему для обоснования политической централизации и укрепления авторитета власти верховного князя. Известно, что эта реформа не оправдала возлагаемых на неё надежд, и именно после этого встал вопрос о новой вере.

 

Византию того времени раздирали междоусобные войны, кроме того свирепствовало болгарское восстание. Василий был бессилен теперь предпринять что-либо против болгар, так как в этом же году снова началось восстание малоазиатских феода­лов, на этот раз под предводительством Варды Фоки.

Находясь в такой критической обстановке, Василий II был вынужден купить дружбу халифов и обратиться за помощью к русскому князю Влади­миру. По договору 971 года Русь обязалась помогать Византии в случае на­падения на нее. Но Владимир, как и его отец Святослав не желал высту­пать в качестве простой наемной силы. За военную помощь, которую он готов был предоставить, он потребовал высокое вознаграждение - руку сестры императора. Это означала по существу, что византийцы должны признать русского князя равным им. Критическое положение Василия выну­дило его уступить домогательствам русского князя. Он объявил, что го­тов отдать ему в жены Анну, при условии крещения того. Почва для при­нятия христианства была уже достаточно подготовлена и Владимир принял условие Василия и без промедления послал 6000 отряд варягов в Констан­тинополь. После победы в Хрисополе Василий возвращается в Константинополь, чтобы подготовиться к решительной борьбе. Благодаря помощи русских Ва­силий II избег политической, а может быть и физической смерти и сохра­нил трон. Но, избавившись от противника, он вовсе не спешил выполнять свои обещания.

Тогда в 989 году Владимир осадил византийскую твердыню - Херсонес, который в это время не мог ожидать никакой помощи и взял его. Взятие Херсонеса было событием чрезвычайно важным и неожиданно вы­явило для Византии нового врага в лице недавнего союзника. Теперь им­ператор вынужден был выполнить условия, на которые раньше он дал сог­ласие.

По сообщению "Повести временных лет" крещение Владимира осущест­влялось поздним летом или осенью в Херсонесе присланными вместе с Ан­ной византийскими церковниками, таким образом некоторые ученые считают безосновательным предполагать, что крещения Руси произошло до 989 го­да.

М.Д.Приселков придерживается иного мнения, он склонен больше дове­рять "Древнейшему своду 1039 года" в котором говориться, что Владимир крестился в 987 году, т.е. за два года до корсуньской версии. В осталь­ном все остается таким же. Только помощь Византии киевский князь ока­зывает уже будучи христианином.

Но так или иначе, началась христианизация Руси, которая проходила успешно, встречая лишь разрозненные попытки сопротивления, то доказы­вает, что господствующий класс на Руси в целом был заинтересован в ее крещении и что он был достаточно сильным и властным, чтобы провести христианизацию в жизнь. Распространение новой веры в такой обширной стране, какой была уже в ту пору Русь, не могло быть единовременным актом и к тому же делом одного миссионера или епископа. Это был доста­точно длительный процесс, в развитии которого главную роль играла не проповедь миссионеров, а то обстоятельство, что на основе складываю­щихся новых феодальных отношений возникала и новая идеология и христи­анство освящало эти новые отношения.

Окончательно с 1037 года на Руси устанавливается православие, которое становится государственной религией.

Значение:

1. Новые идеологические установки (равенство людей перед Богом).

2. Укрепление государственной власти (власть от Бога) и территориальное единство (кровная-родственная связь заменяется духовной).

3. Равенство с другими христианскими государствами (в том числе экономический фактор).

4. Право.

5. Развитие культуры.

 

 

- Характерные экономические и политические особенности Древнерусского государства (климатические, географические и др. условия, оказавшие значительное влияние на процесс создания и дальнейшего развития русского общества и государственности).








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 862;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.