Тенденции исторического процесса в Европе и государствах Востока в период зрелого Средневековья
Феодализм как явление всемирной истории. Эпоха классического зрелого средневековья стала временем максимального развития средневековых феодальных институтов. Собственность феодалов на землю являлась основой общества. Она принадлежала как непосредственно феодалам (в Европе), так и феодальному государству (как это было в ряде восточных стран). Крестьяне являлись только держателями обрабатываемой земли, предоставляемой им феодалами в виде наделов в постоянное пользование. Сочетание собственности феодалов на землю с мелким самостоятельным хозяйством крестьян представляло характерную черту феодальной экономики. Наличие у крестьян средств производства, необходимых для ведения самостоятельного хозяйства, заставляло феодалов эксплуатировать их лишь путем внеэкономического принуждения, то есть прибегая в той или иной мере к насилию. Только таким путем феодалы могли реализовать свое право на землю. Личная зависимость крестьян от феодалов и вытекающее из нее внеэкономическое принуждение составляли, таким образом, типичную черту феодального строя. Формы и степень личной зависимости крестьян были самые различные, начиная от крепостничества (суровой крепостной неволи) и кончая простым оброчным обязательством или некоторыми правовыми ограничениями (сословной неполноценностью).
Эволюция феодальных отношений в Западной Европе привела к возникновению новой формы феодальной земельной собственности – бенефиция, дававшегося пожизненно под условием несения его владельцем определенной вассальной службы (чаще всего военной) в пользу того феодального сеньора (господина), который дал ему бенефиций. С развитием феодального общества бенефиций из пожизненного владения превратился в наследственное и приобрел черты, характерные для феода. Феод, или лен, – это наследственное земельное владение, связанное с обязательным несением военной службы и выполнением некоторых других обязанностей феодалом по отношению к вышестоящему сеньору. Феод – вполне сложившаяся, наиболее развитая и законченная форма феодальной собственности на землю. Общественный строй, основу которого составляла земельная собственность в виде феодов, и стал называться со временем феодальным.
Соответствующие формы феодального землевладения существовали и на Востоке. Так, например, в Персии, Ираке, Средней Азии формой феодального землевладения, соответствующей бенефицию и феоду (лену), являлись икта (на разных этапах ее развития), а позднее союргал.
Служебные, поземельные отношения складывались в систему феодальной иерархии, то есть в определенную систему подчинения внутри самого класса феодалов, основанную на владении ими землей и на эксплуатации феодально-зависимых крестьян. Феодальная собственность на землю имела, таким образом, иерархическую структуру.
Непосредственная феодальная эксплуатация осуществлялась различными способами и выражалась в виде так называемой феодальной ренты. Она представляла собой совокупность различных повинностей, которые крестьяне несли в пользу своих хозяев. Рента выступала в трех формах: барщина (отработочная рента), натуральный оброк (продуктовая рента), денежный оброк (денежная рента). Вторая и третья формы в эпоху развитого феодализма начинали преобладать. Причем, преобладание, в первую очередь, денежного оброка привело к глубоким изменениям в положении крестьян, к более быстрому освобождению их от личной зависимости, к интенсивному социальному расслоению крестьянской массы, а также к крупным изменениям в положении господского хозяйства. В свою очередь, преобладающей формой феодальной ренты на Востоке являлась не барщина, а рента продуктами, отчасти же денежная рента, взимаемая с крестьян государственными чиновниками. При наличии продуктовой ренты крестьяне в странах Востока сохраняли большую свободу передвижения, чем прикрепленные к земле крестьяне европейских стран.
Феодальные отношения определяющим образом влияли на развитие государственных и общественных процессов. Изучаемый период своеобразен следующими тенденциями в эволюционной исторической практике.
Во-первых, католической церковью были организованы восемь крестовых походов. Они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие Европы, поскольку ускорили преобразовательные процессы в жизни европейского общества. В частности:
а) уход на Восток самых беспокойных элементов рыцарства содействовал усилению централизации в европейских странах. Начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Германия и др.);
б) изменились позиции католической церкви (от первоначального повышения авторитета центра католичества до начала упадка престижа церкви в результате поражений крестоносцев и корыстолюбия пап). В то же время для людей Средневековья был характерен страх перед Вторым пришествием Христа и Страшным судом, которых не раз ожидали в состоянии массовой истерии и паники;
в) пребывание на Востоке изменило образ жизни европейской знати и привело к росту их потребностей, стремлению иметь больше денег. Это стимулировало начавшийся во многих странах Европы процесс перехода к денежной форме ренты;
г) активное развитие получила европейская торговля. Была сокрушена монополия арабских и византийских купцов и установлена гегемония итальянских городов. Эти города теперь стали играть роль посредников между Востоком и Европой;
д) произошли изменения в ментальности европейцев. Крестовые походы сопровождались значительными людскими потерями. В то же время христиане познакомились с более развитой восточной культурой и многое переняли. Они стали более терпимы к другим религиям и народам, смогли критически осмыслить и саму христианскую религию. Кроме того, после крестовых походов Европа стала более цивилизованной. Стало ослабевать крепостное право. Нараставшее сопротивление со стороны мусульман обратило взоры католической Европы на другой Восток – прибалтийские и русские земли, заселенные язычниками и православными христианами;
е) усилилось распространение ересей (то есть отклонений от церковных догматов). Еретики указывали, что многие священники, включая самого папу, не соблюдают то, что проповедуют, живут в роскоши, ведут распутную жизнь, вмешиваются в дела государств. Еретики призывали вернуться к устоям ранней христианской церкви, когда ее служители были бедны и гонимы, но зато показывали всем образец праведности. Они не хотели молиться в «испорченных» храмах, платить церковную десятину. В начале XIII в. в некоторых районах на севере Италии и юге Франции еретики составляли большинство населения. Служители церкви осуждали ереси в проповедях, накладывали проклятия на еретиков. Однако главным способом борьбы с ересями стали преследования и наказания. Папы создали церковный суд – святую инквизицию (расследование). Человек, попавший в руки инквизиции, подвергался самым изощренным пыткам. Обычным наказанием для еретиков стало их публичное сожжение заживо на костре. Иногда сжигали разом по 100 и более человек. Помимо еретико инквизиция преследовала и людей, заподозренных в связях с дьяволом – ведьм и колдунов. Многие сотни тысяч женщин погибли в Западной Европе на кострах из-за нелепых обвинений.
Во-вторых, наблюдался процесс повышения личной свободы и экономической заинтересованности населения. В результате развития товарно-денежных отношений укреплялись города (средний город – 4–6 тыс.; очень крупные – Париж, Милан, Флоренция – по 80 тыс. человек), их жители вступали в борьбу с сеньорами, в подчинении у которых они находились (поскольку города возникали, как правило, в пределах тех или иных феодальных владений). Противостояние принимало в разных странах в зависимости от условий их исторического развития различные формы – от открытых вооруженных выступлений (коммунальные революции) до выкупа горожанами городских привилегий и вольностей у феодалов за деньги. Так, в XIII в. независимость в сборе налогов обрели около половины всех городов Англии (200 городов). Органы власти независимых городов были выборными.
Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. В числе наиболее богатых были ростовщики и менялы (определяли качество и полноценность монеты, производили обмен денег и перевод их из одного города в другой, брали на сохранение свободные капиталы и предоставляли кредиты). В начале классического средневековья в Северной Италии наиболее активно развивалось банковское дело.
Важным, все время увеличивавшимся слоем городского населения были ремесленники. Постепенно от работы на заказ они переходили к работе на рынок. Ремесло становится уважаемым занятием, приносящим хороший доход. Особенным почтением пользовались люди строительных специальностей – каменщики, плотники, штукатуры. В Европе начинают носить шерстяную одежду вместо меха и льна. Здесь в XII в. были изготовлены механические часы, в XIII в. – большие башенные часы, в XIV в. – карманные часы. Ремесленники объединялись в цехи, которые защищали своих членов от конкуренции со стороны «диких» ремесленников (в Париже было более 350 цехов).
В течение всей своей истории цехи вели с верхами города борьбу за доступ к управлению. Городские верхи, называемые патрициатом, объединяли представителей земельной аристократии, богатых купцов, ростовщиков. Нередко действия влиятельных ремесленников были успешны, и они включались в состав городских властей.
Одновременно с этим, к концу зрелого Средневековья цеховая организация промышленного производства постепенно исчерпывает себя. Строгая регламентация ремесла начинает сдерживать внедрение технологических нововведений, без которых немыслим прогресс в сфере материального производства. Появляется новая форма организации промышленного производства – мануфактура.
Постоянно разъезжали по странам, городам с товарами купцы, зная, как правило, иностранные языки. Центрами внешней торговли в Западной Европе тогда были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Из Западной Европы вывозили сукна, вина, металлические изделия, мед, строевой лес, мех, смолу. С Востока на Запад везли в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, вино, фрукты, пряности, ковры. Ввоз в Европу в целом превышал вывоз. Крупнейшим участником внешней торговли Европы были ганзейские города (около 80; наиболее крупные: Гамбург, Бремен, Гданьск, Кельн). В дальнейшем Ганза, расцвет которой приходился на XIV вв., постепенно теряет свое политико-экономическое могущество и вытесняется английской компанией купцов-авантюристов, ведшей интенсивную заморскую торговлю.
Постоянно в пути были и лица духовного звания – епископы, аббаты, монахи, которым приходилось посещать церковные соборы. Они ощутимо вмешиваются в дела национальных государств. Из каждого государства в Рим уходило громадное количество денег.
В-третьих, был осуществлен духовный взлет в эпоху Возрождения. В XIV–XV вв. в культурной жизни Европы происходят большие перемены, связанные с быстрым прогрессом науки, литературы, искусства. Это явление получило название Возрождения (эпоха Ренессанса началась в конце XIV в. в Италии). Деятели Возрождения считали, что после гибели античности наступил период упадка – Средние века. И только теперь начинается возрождение античной образованности, науки, культуры. В Италии сохранилось многое из античного наследия и сюда бежали, спасаясь от турок, образованные люди из Византии. С XIV в. любители античности развивали, в первую очередь в литературе, идеи гуманизма (признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей). Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся Флоренция (центр живописи), Венеция, Милан.
Формировались условия для развития национальных языков и культуры, естественно-научных знаний, науки и искусства (литература Ф. Петрарки, Д. Бокаччо; достижения ученых Н. Коперника, Г. Галлилея, Ф. Бэкона; художников Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и др.). В то же время разрушение традиционного жизненного уклада порождало первые утопические социалистические идеи, представленные Т. Мором, Т. Кампанеллой. Создателем европейского способа книгопечатания считается немец Иоганн Гутенберг, издавший в середине XV в. Библию.
В конце XII–начале XIII вв. в Париже, Оксфорде, Кембридже и других городах Европы появились первые университеты. Формируется университетская наука – схоластика (ее важнейшая черта – безграничная вера в силу разума в процессе познания мира), которая со временем все более становится догмой (ориентировалась на одну только логику, но не на эксперименты). Ее положения считаются непогрешимыми и окончательными. Постоянный культурный университетский обмен приводил к тому, что о национальных достижениях сразу же становилось известно в разных странах. Так, «Декамерон» итальянца Джаванни Бокаччо был быстро переведен на все языки Европы.
В-четвертых, формируется европейский тип государственной власти, вынужденный считаться с обществом и идти с ним на компромиссы. Создавалась обстановка диалога в политической жизни. В Англии в 1215 г. была провозглашена Великая хартия вольностей, нацеленная на защиту свободных людей от произвола властей.
Наступает эпоха сословно-представительных монархий. Именно в этот период начинается практическое осуществление принципа разделения властей и возникают первые парламенты – сословно-представительные органы, значительно ограничивающие власть короля. Ранее всего такой парламент – кортесы появился в Испании (конец XII – начало XIII в.). В 1265 г. парламент начинает свое существование в Англии. В XIV в. парламенты уже были созданы в большинстве стран Западной Европы. За ними постепенно закреплялись законодательные функции и намечалось определенное противостояние с королями.
Впервые в XIII в. в Италии начинают формироваться политические партии (затем – в XIV в. во Франции).
В-пятых, идет жестокая борьба феодальных монархий (королевств) со своеволием многочисленных вассалов, раздробленностью (война Алой и Белой Розы между сторонниками двух ветвей правящей английской династии в XV в.; в результате этой войны Англия потеряла четвертую часть своего населения). У власти появились союзники (бюргеры – Германия, буржуа – Франция). Обостряется классовая борьба (пример – крестьянская война Уота Тайлера и Джона Болла 1381 г. в Англии). Несмотря на поражения, крестьянские восстания ускоряли освобождение крестьян от крепостного права. Помимо того, в середине XIV в. на Европу обрушилась эпидемия чумы («черная смерть»). Наибольший урон чума нанесла простому народу. Так, население Франции сократилось почти вдвое.
В-шестых, полыхают межгосударственные войны. В ходе Столетней войны 1337–1453 гг. между Англией и Францией борьбу французского народа против оккупантов возглавила простая крестьянская девушка Жанна д' Арк, вставшая во главе войск (попала в плен и сожжена англичанами). В результате Реконкисты (отвоевание на Пиренеях христианских территорий) на месте мусульманских владений сложились два королевства – Испания и Португалия.
В-седьмых, начало османских завоеваний, падение Византии в 1453 г. Штурм Константинополя произошел в мае 1453 г. Большинство его защитников пало в бою. В их числе был и последний византийский император Константин XI Палеолог. Мехмед II объявил город своей столицей под названием Стамбул. Так появилась новая агрессивная держава турок-османов. После победы над сербами на Косовом поле в 1389 г. они подчинили Сербию и Болгарию. Вассалом султана стало Крымское ханство.
Еще одной, по счету восьмой, фундаментальной характеристикой европейского средневекового общества была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами культуры средневековья были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью. Все выставлялось напоказ. Так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу.
Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом являлись казни, и, в отношении преступников не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики, и для эмоционального воздействия на зрителей придумывались ужасные и мучительные наказания. Для множества простых людей казни служили развлечением, а средневековые авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь зрелищем истязаний.
Другими типичными чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными, прекрасными и возвышающими всех – детей и взрослых, мужчин и женщин.
Это время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения.
Развитие стран Востока.Восток в это время был представлен, как и в период древности, цивилизациями циклического типа. Он также отличается своеобразием эволюционных черт.
Во-первых, продолжалось циклическое повторение периодов становления, усиления и краха власти и социума. Так, только в раннем средневековье на территории Индии было более двух десятков государств, которые распадались, затем снова формировались. Крупным образованием становится Делийский султанат, объединивший в рамках мусульманского государства в XIII в. значительную часть Индии. Несмотря на распространение ислама, основная масса населения осталась верной индуизму. Борьба индуизма и ислама, несовместимость жизненных обычаев, норм поведения, определяемых этими религиями, вела к ослаблению султаната.
Во-вторых, преобладание государственной власти-собственности над частной, жесткий приоритет государства и вертикальных связей в обществе. Государство как институт противостояло частному собственнику, видя в его чрезмерном усилении угрозу для своего существования (в том числе – доходов казны) и для стабильности структуры в целом (пример, китайские реформы канцлера Ван-Аньши).
Характерной особенностью восточных цивилизаций была военно-ленная система землевладения. В Османской империи, империи Великих Моголов при сохранении собственности государства на землю и жаловании ее служилым людям, последние должны были сами нести службу в войсках султана, шаха, представлять определенное число конников в зависимости от доходности своих земель.
Суть восточных взаимоотношений была однозначной: все государственное первично, а частное – вторично. Никто из восточных собственников никогда не мыслил себя иначе, как покорным власти подданным. Если ситуация выходила из нормы, то в ход пускался механизм реформ, экспроприировавший зарвавшихся собственников.
Несколько иначе развивалась в этот период Япония. Здесь со временем центральная власть ослабевала, росла роль феодальной знати и частных владений. Правители провинций стремились добиться полной самостоятельности. В целях борьбы с восставшими и недопущения уходов с земли крестьян их владельцы стали создавать отряды воинов-рыцарей. С течением времени последние стали превращаться в замкнутое сословие воинов-самураев (буси). Самураи были воинами, которые получали от правителя области или другого знатного человека землю за свою службу. Таким образом, в Японии возникли порядки, напоминающие феодальные.
В основе жизни самурая лежали законы бусидо («Путь воина») – своеобразный кодекс воинской этики, свод норм поведения, включающий в себя прежде всего классическую конфуцианскую идею верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь. Самурай, отправляясь в поход, давал три клятвы: забыть свой дом, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. Стойким обычаем было самоубийство самурая после гибели господина. Между группировками самураев шли беспрерывные войны. Они подрывали хозяйство и целостность страны. С конца XII в. начинается история правлений в стране сегунов (главнокомандующих), оттеснивших от власти императоров.
Одновременно с этим государство выступало главным гарантом стабильности в обществе. В Китае важное внимание уделялось проблеме подготовки и принципам комплектования кадров чиновников в соответствии с требованиями конфуцианства: выдвижение мудрых и способных, за которых отвечали те, кто их рекомендовал; конкурс претендентов на должность (система экзаменов).
В-третьих, консерватизм социальной структуры, основой которой стала система замкнутых корпоративных общин. Традиционный восточный социум был не в меньшей мере, нежели государство, заинтересован в сохранении устойчивой консервативной стабильности.
Так, в Индии кастовая система, освященная индуизмом, была основой социальной структуры. Принадлежность к той или иной касте была связана с рождения человека и определяла его статус на всю его жизнь. Эта система выдержала проверку временем. Появление в XIII в. исламских государств в Индии не смогло изменить индуистско-кастового общества. Индия отвергла ислам и в основном осталась индийско-индуистской страной.
В-четвертых, расширение влияния религиозных систем (индо-буддизма, ислама, этико-идеологической системы конфуцианства и др.). Причем, каждая религия по-своему формировала ментальность человека и общества. Так, в Индии в противовес буддизму шло постепенное реформирование и восстановление древней брахманистской религии, на основе которой возникает индуизм. В индуизме отсутствовала церковная иерархия и церковный аппарат. Каждый брахман по праву рождения становился духовным наставником верующих, которым под страхом гнева богов предписывалось ему повиноваться. Индуизм постепенно вытеснил буддизм, который получил распространение в основном за пределами Индии.
В Китае в период раннего феодализма господствующие позиции занимает конфуцианство, ставшее фактически идеологией патриархальной монархии. Конфуцианство оправдывало иерархические и патриархальные «пять отношений»: между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями. Специального конфуцианского жречества в Китае не было. Правилам исполнения обрядов обычно сына учил отец. Конфуцианство поддерживало культ императора, его предков, но считало, что император должен управлять страной через конфуциански образованных чиновников. Для них был предусмотрен трудный государственный экзамен. Только после его сдачи можно было получить государственную должность.
В-пятых, это противодействие экономической, политической и ментальной экспансии Европы. Так было во времена крестовых походов европейцев, так было и в последующие столетия.
В-шестых, своеобразная и яркая восточная культура в период средневековья. Цивилизациями Востока создавались огромные духовные и материальные ценности. Это относится к достижениям астрономии, медицины, литературы, философии, что было на порядок выше европейской науки того времени.
В-седьмых, господство транзитной торговли, кочевой образ жизни. Торговые связи по Великому шелковому пути шли по трансаравийской дороге вдоль моря и соединяли европейские страны с Индией, Китаем и другими восточными государствами. Зачастую, покидая привычные места своего обитания и вступая в тесный контакт с земледельцами, тем более становясь правителями завоеванных земледельческих стран, кочевники слезали с коней и переставали быть кочевниками, во всяком случае с лице своих потомков.
Образование монгольской державы.В начале XIII в. на востоке Азии возникло мощное в военном отношении государство монголов, со временем увеличившее свою территорию от Тихого океана до Восточной Европы. Столица – Каракорум (в Монголии, недалеко от нынешней ее столицы Улан-Батора). Основой экономики было кочевое скотоводство. Чингисхан и его потомки создали мощнейшую армия того времени, основу которой составляла маневренная легкая конница.
В ходе объединения племен было истреблено родственное монголам племя татар. Отметим, что соседние народы называли татарами всех монголов. В Европе их называли так в связи с тем, что они напоминали выходцев из ада (по-гречески ад – тартарос). Чингисхан начинал свои войны всего лишь с 13 тыс. воинов. К концу его жизни монголы подчинили себе 720 народов. По опросам многих журналистов, Чингисхан назван «человеком второго тысячелетия», оказавшим огромное влияние на ход мирового развития.
С 1211 г. Чингисхан начал свои завоевания с нападения на Китай (в 1215 г. занят Пекин), за 1219–1221 гг. была превращена в руины цветущая Средняя Азия и разбито государство Хорезм-шахов. Монголы были этносом, обладавшим, по терминологии Л.Н. Гумилева, неслыханным до того запасом пассионарной энергии. Благодаря организации и энергии народ численностью около одного миллиона человек подчинил себе территории с населением в 100 миллионов человек. Монгольская экспансия XIII в. имела огромное влияние на развитие человечества. Ее можно сравнить с варварскими нашествиями V в., которые опрокинули Римскую империю и положили конец Древнему миру. Монголы были номадами (кочевниками) и рассматривали оседлое население как объект грабежа. В последние десятилетия XIII в. Китай окончательно оказался под властью монголов, а великий хан Хубилай стал китайским императором монгольской династии Юань (1280–1368). Это было едва ли не самое тяжелое время для Китая. Под властью монгольской династии Китай находился более столетия. Жестокое угнетение и ограбление населения завоевателями не раз вызывали восстания. В XIV в. в результате мощного народного движения власть монголов была свергнута. Вождем восстания был крестьянин Чжу Юаньчжан. Он был провозглашен Сыном Неба. Началось правление династии Мин (1368– 1644).
Восток Средневековья являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизненный уровень там вплоть до XVIII в. был выше, чем на Западе, города по своей численности превосходили европейские.
Вопросы и задания
1. Какие исторические источники о средневековой европейской и восточной государственной и общественной жизни вы знаете?
2. Что такое феодальная иерархия? Как она создавалась?
3. Что привлекало деятелей Возрождения в культуре античности? Почему они считали Средневековье «темным» периодом в истории Европы и как пытались примирить христианство и античное наследие?
4. В чем особенности средневековой картины мира?
5. Какие внешние и внутренние противоречия ослабляли Византию и почему эта мощная держава погибла?
6. В чем сходство и различие восточных конфессиональных систем?
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 2311;