в медицинской практике.

Придавайте своим идеям наглядность, инсценируйте их. Это делает кино, это делает радио, почему этого не делать нам? - Дейл Карнеги

Если Вы бываете на конференциях, Вы, скорее всего, оказывались в подобной ситуации. Вы сидите на конференции, доктор или представитель фирмы рассказывает о новом препарате. Он представляет кучу фактов об его эффективности, рассказывает об исследованиях, и все выглядит довольно убедительно. Но рядом сидит коллега, который Вам шепчет что-то вроде:

«Был у меня один пациент. Я на нем попробовал этот препарат. Эффект был очень слабый!» К чьему мнению Вы прислушаетесь, докладчика или коллеги? Когда я задавал такой вопрос участникам своих тренингов, многие ответили,

что к мнению коллеги.

Или другая ситуация, с которой сталкивались практически все. К Вам на прием приходит пациент. Вы назначаете ему соответствующее лечение, а он Вам заявляет: «А вот у моего соседа были такие же симптомы, но ему назначили другой препарат». И Вы потом тратите время и силы (порой немалые) чтобы объяснить и убедить, что случаи его и его соседа - разные, и требуют разного лечения.

 

Оба эти примера объединяет одно: в обоих случаях есть рассказанная кем-то история. История одного неудачного использования нового препарата. История соседа пациента. И эта маленькая история успешно противостоит средствам, которые мы традиционно считаем более убедительными. Смотрите: одна история неудачного использования может оказаться более убедительной, чем результаты клинических испытаний, на которые потрачены месяцы работы многих людей. А одна история в голове пациента о том, как лечился его сосед, может оказаться сильнее, чем наши профессиональные знания и опыт.

 

Почему же истории обладают таким воздействием на нас? Вспомните, как мы общаемся между собой. Мы рассказываем истории. Что мы делали, что с нами было, а не просто передаем информацию и факты. Это самый естественный способ передачи информации. При этом истории содержат и факты, и эмоциональный контекст.

 

Например, мы хорошо съездили в отпуск. Что мы поведаем друзьям? Какая была среднесуточная температура воды и воздуха? Сколько точно человек было на пляже? Вряд ли. Скорее, мы расскажем, как было хорошо, куда мы съездили

и что успели посмотреть. А это уже история.

 

Как написала известная писательница Урсула Ле Гуин, «Сюжет - начиная от «Румпельштильцхена»* и заканчивая «Войной и миром» - одно из главных средств познания, изобретенных человеческим разумом. Существовали великие культуры, не знавшие колеса, но не было культур, где не рассказывались бы истории»

 

Литератор и журналист Валерий Панюшкин выразил это так: «Людям нужны истории, сказала Мэрил Стрип. И это действительно так. Мать может положить ребенка спать, не покормив его – нечем. Но невозможно себе представить, чтобы она положила ребенка спать, не рассказав ему что-то. Истории нужны для идентификации в мире. Поэтому сколько люди существуют, они постоянно рассказывают истории про себя, про других»

 

Я не призываю Вас отказаться от изложения фактов в своих выступлениях и начать рассказывать байки. Но история может стать тем носителем, который облегчит восприятие фактов и улучшит их запоминание. Как написал гуру корпоративных историй Stephen Dennig, «...истории не заменяют аналитического мышления, они его дополняют, открывая перед нами новые перспективы и новые миры... Отвлеченный анализ усваивается легче, если он изложен в

форме добротно составленного сюжета».

 

В бизнесе это поняли уже давно. Ведущие мировые компании тратят огромные деньги, чтобы научить своих менеджеров правильно рассказывать истории, и через эти истории воздействовать на своих сотрудников. Хорошие ораторы это тоже давно знают и используют. Попробуем и мы.

 

Не могу сказать, что с детства я был хорошим рассказчиком. Мои истории, в лучшем случае, слушали до третьего предложения. Поэтому уже с того возраста я

старался ничего не рассказывать. И только в зрелом возрасте, уже будучи тренером, я постепенно понял, какую силу имеют истории. Пришлось учиться. Я перерыл гору литературы и интернет-ресурсов, и вот синтез простых техник, который я для себя сделал, и которыми активно пользуюсь на своих выступлениях.

 

Фабула и сюжет. Это основы любой истории. Если перевести это на нормальный язык, то фабула - это те факты, которые мы хотим сообщить, а сюжет - это развитие событий в динамике. И в сюжете же содержатся связи между явлениями и событиями, и отношения между персонажами. Хороший пример, что есть что, приведен в книге английского писателя Эдварда Форстера «Аспекты романа»: «Король умер, потом умерла королева, - это фабула. Король умер, потом от горя умерла королева, - это сюжет». При создании истории, на этом этапе мы выбираем факты, которые хотим передать, определяем хронологию событий и причинно-следственные связи.

 

Части истории. В литературоведении выделяют довольно много частей повествования: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а еще есть пролог и эпилог. Но это для больших произведений, вроде романа. Но история больше похожа на короткий рассказ, и там все проще.

 

Выделяют 3 основные части рассказа: завязку, кульминацию и развязку.
Завязка - событие, с которого начинается действие. Кульминация - часть, в которой события достигают своего апогея. Развязка - чем все закончилось.

 

Продемонстрирую это на очень коротеньком рассказе О’Генри. Однажды он выиграл конкурс на самый короткий рассказ, содержащий все три части, завязку, кульминацию и развязку. Вот весь рассказ: Шофёр закурил и нагнулся над бензобаком, посмотреть, много ли осталось бензина. Покойнику было двадцать три года. Завязкой здесь будет фраза «Шофер закурил...», кульминацией «...и нагнулся посмотреть, много ли осталось бензина», а развязкой «Покойнику было двадцать три года».

 

Для каждой из частей существуют свои рекомендации.

Завязка, также как и вступление в нашем выступлении, призвана привлечь внимание и заставить слушать дальше. Чем короче она будет, тем лучше. Курт Воннегут в одном из своих рассказов рекомендовал по этому поводу: «Начните

настолько близко к финалу, насколько это возможно». То есть ничего лишнего, никаких разглагольствований и лишних деталей. Все, что можно убрать, лучше убрать.

 

Затем мы начинаем двигаться к кульминации, когда напряжение в нашей истории будет максимальным. Каждая наша фраза должна нагнетать напряжение. Если нет - лучше ее не произносить. Пусть наши слушатели из-за этого напряжения ловят каждое слово и мучаются вопросом «А что дальше?». В этом нам поможет прием с красивым названием «перипетия». Словарь иностранных слов определяет

перипетию как «быструю, неожиданную перемену в положении кого-либо или чего-либо; внезапный переворот; развязку романа или драмы». В литературе это прием, когда сюжет неожиданно поворачивает в другую сторону (а то и на все сто восемьдесят градусов). После какого-то неожиданного события все меняется. Белое становиться черным, а персонаж, который казался положительным, оказывается последним негодяем.

 

И когда напряжение достигает наивысшей точки, наступает развязка. И чем неожиданней она будет, тем больший эффект произведет и тем сильнее запомнится. И в завершение не забудем сделать вывод (мораль). Ведь в отличие от застолья, мы рассказывали нашу историю не для того (или, по крайней мере, не только для того) чтобы потешить публику. Мы хотели убедить, заставить задуматься, запомнить. И в конце стоит еще раз это проговорить.

 

Теперь вернемся из литературы в медицину. Какие истории врачи могут рассказать друг другу? Конечно же, истории о пациентах.

 

Рис. 11 Структура истории

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1931;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.