Молодежь и православие
И сегодня к верующим, согласно социологическим исследованиям, себя относят свыше половины населения страны, причем более всего их среди молодежи 16-19 лет. В этой возрастной группе верующих 65% — больше, чем среди пенсионеров (62%). В 1997 г. считали себя верующими 52% 17-летних и 43-44% 24-31-летних. Однако социологи отмечают отсутствие у большинства молодых верующих внутренней потребности в общении с Богом через посредство Церкви, ее таинств и ее священнослужителей. Об этом свидетельствуют данные о частоте посещений церкви. 1 раз в неделю ходят в храм только 1,5% населения, 1 раз в месяц и чаще — 6-7%, 1 раз в год — 45-47%. Поданным других исследователей, в мае 1997 г. посещали церковь: 1 раз в неделю и чаще только 2%, 1-2 раза в месяц — 7%, несколько раз в году — 23%, очень редко — 41%, никогда — 27%. В марте 1998 г. москвичи в телефонном опросе сообщили о себе, что были в церкви за последний год 1 раз - 11,4%, 2-4 раза - 23,0%, 5-10 раз -20,0%, 11-15 раз - 6,4%, 16-20 раз - 3,0%, более 20 раз — 5,1%, не были ни разу в церкви 27,7% и затруднились дать ответ 3,4% опрошенных. Приведенная информация говорит о том, что население по-прежнему «отлучено от Церкви». Если говорить о содержании веры молодых, то и здесь налицо их йепросвещенность, смесь христианства с суевериями, оккультизмом и т.д. Молодежь в массе своей одинаково верит как в Божий Суд, так и в колдовство и астрологию —
45-49%. Вера в колдовство молоденьких 17-летних девушек достигает 61 %. Например, в 1995 г. в Красноярске молодежь более всего верила в существование знахарей, людей, наводящих порчу, — 62%; в судьбу и предопределенность человеческой жизни — 51,5%, а в бессмертие души и ее существование после смерти — лишь 46%. Если взять только ту часть населения стра-
ны, которая считает себя православной, то и здесь на 1-м месте по распространенности стоит вера в колдовство, порчу и дурной глаз — 47% опрошенных. Далее по убывающей идут следующие предметы веры: бессмертие души — 42%, Воскресение Иисуса Христа — 42%, Божий Суд — 40%, спасение души для вечной жизни — 39%, существование дьявола — 32%, загробная жизнь — 31 %, приход антихриста — 21 %, конец света — 18%.
Описанная картина с очевидностью демонстрирует необходимость религиозного просвещения населения, проведения вероучительного ликбеза. Практически во всех европейских странах
79 Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом
сознании постсоветской России. М; СПб., 2000. С. 7—48.
80 Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 55.
Отец Антоний (Андрей Блум), архимандрит Русской зарубежной православной церкви (в годы войны сидел в нацистском концлагере), в одном из телеинтервью высказался приблизительно так же: «Человеку надо открывать не Церковь, а Бога. Через приобщение к Церкви не обязательно можно приобщиться к Богу. Человек может открыть для себя Бога через Церковь и без нее, самостоятельно. А затем, открыв Бога, открыть и Церковь». А потому, быть может, прав безымянный социолог-прикладник, упомянутый в статье А. Морозова, который говорит, что «если девочка-студентка не знает наизусть «Отче наш» и Символа веры, но не материалистка и в трудную минуту жизни идет не в мечеть, не в кирху, не в синагогу, а в православный храм, — то она православная»81. Можно также согласиться с точкой зрения Ю. Рыжова, который отмечает, что во все века даже начальные богословские познания, не говоря уже об умении читать, были уделом немногих христиан82.
Хотя внешне-обрядовая сторона, как выясняется, не так уж и важна для истинного приобщения к православной вере, ее соблюдение чрезвычайно
основы христианского вероучения традиционно преподаются и в частных, и в государственных школах — либо факультативно, либо как обязательный предмет. Только у нас отсутствует понимание необходимости религиозного просвещения. Не осознают необходимости преподавания основ религии прежде всего сами учителя, из которых лишь 7% считают, что покончили с атеизмом. Они боятся увидеть в своем коллективе священника: 44% учителей считают невозможным религиозное образование учащихся общеобразовательных школ совместно с РПЦ, и лишь 31 % учителей относится к такому образованию положительно. Даже с такой формой обучения религии, как факультативные занятия, согласны лишь 43% учителей. Остальные 49% не хотят терпеть даже эту форму обучения в школьных стенах, заявляя, что это частное дело семьи, а еще 6% учителей считают, что такое обучение — это дело самой Церкви. Сравним положение дел в такой стране, как Бельгия, где 89% населения являются католиками: даже здесь с 1 сентября 1997 г. разрешено преподавание Православия в государственных школах французского сообщества. Значительно повредили духовному оздоровлению нашего общества разорительные набеги псевдохристианских и нехристианских миссионеров, предлагавших в качестве духовной жвачки самые примитивные и нелепые ментальные конструкции. По данным правоохранительных органов, в первой половине 1990-х гг. в различные культовые новообразования в России было вовлечено до 5 млн человек. Теперь уже можно кон-
статировать, что иностранные веры в нашей стране не прижились, население в своем большинстве отторгло сектантскую духовную продукцию, демонстрируя «неприятие ныне усиленно пропагандируемых установок общества потребления, индивидуалистических, прагматических ориентации» и высокую степень «приверженности большинства населения, особенно верующих, традиционным российским духовным ценностям, в том числе коллективистским, соборным началам». Не более 1 % населения удалось миссионерам удержать в своих объятиях, о чем свидетельствуют различные данные. Например, в 1995 г. назвали себя верующими 50,5% населения. Из них православными себя считали 42%, просто христианами 7,5%, католиками и протестантами 0,5%, мусульманами 3,3%, буддистами 1 %, верят в Бога, но не разбираются в религиях 3%. Примерно то же было зафиксировано два года спустя, в апреле 1997 г. — 49% жителей России старше 18 лет считали себя православными, 37,4% — не считали себя верующими, 8,3% затруднились ответить, 3,2% назвали себя мусульманами, 0,8% — приверженцами протестантских деноминаций (единственный успех миссионеров), 0,2% — католиками, 0,2% — буддистами, 0,1% — иудаистами, еще 0,8% поделили между собой остальные религии. Однако результаты этих опросов говорят прежде всего о желании называться православными. О реальных последствиях вестернизации по ним судить нельзя, для этого нужны специальные исследования.
Сокращено по источнику: Пейкова З.И. Молодежь, церковь и будущее (www.radonezh.orthodoxy.ru)
81 Морозов А.О. Сколько православных в России // НГ-Религии. 1997. № 10(23.10.).
Рыжов Ю. Социологи не виноваты: Критерии религиозности не разработаны до сих пор // НГ-Религии. 2003. 2 апр.
В7
затруднено в наших условиях. Уничтожение десятков тысяч храмов лишило миллионы людей повседневной практики воцерковления. Даже в Москве, где самое большое число действующих церквей на одного жителя, в главные церковные праздники в храмы не пробиться. Особенно это касается «спальных» районов. Во многих достаточно крупных промышленных городах Подмосковья церквей нет вообще или они находятся далеко от города. Что же говорить о новых городах и поселках Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, где церквей вообще не строили. В таких условиях, справедливо считает Ю.Ю. Синелина, трудно посещать храм не реже одного раза в месяц83.
Подобные трудности возникают также перед причащающимися. Слишком мало священников. К примеру, в Самаре около 30 приходов — священников просто не хватает. До революции 1917 г. в епархии было более тысячи священников сейчас же — не более двухсот. А ведь тогда населения было гораздо меньше. Сегодня люди тянутся к церкви, а священнику физически не хватает времени со всеми поговорить. Священников не хватает и в Мордовии, а потому многие села не имеют храмов. При советской власти духовные семинарии, готовившие квалифицированные кадры, в подавляющем большинстве закрыли. Те, что открылись в последнее десятилетие, в частности в Тобольске, не успевают обеспечить возросшие потребности как сельчан, так и горожан. Храмов открывается много, священников не хватает. Священники в вечном ремонте — безвылазные прорабы. На начало января 2003 г. в Екатеринбургской епархии служит 400 священников и диаконов. За год Епархия пополнилась 30-ю батюшками. Вроде бы и немало в абсолютных цифрах. Но если пересчитать, сколько прихожан приходится на Одного священника... Получается, что священник сегодня должен окормлять около 12 тыс. человек, что просто не реально. Если брать ситуацию, которая была до 1917 г., то тогда один священник приходился примерно на 1 — 2 тыс. жителей. Многие из тех, кто рукополагается, не имеют систематической богословской подготовки, а только — самообразование84.
В России выросло несколько, поколений людей, не знающих, что в воскресенье верующие ходят в церковь. Необходимо учитывать и то обстоятельство, справедливо считает Ю.Ю. Синелина85, что от посещения храма, а также причастия, исповеди, утреннего и вечернего правила десятилетиями отучали: ходить в церковь было небезопасно сначала просто для жизни, а затем для спокойной жизни. Храм посещали или пенсионеры, на которых смотрели снисходительно, или люди, способные без страха бросить вызов системе, а таких к тому времени осталось мало. Одновременно в Европе религиозные традиции не только не прерывались, но во многих странах морально поощрялись.
Подъем и падение, кризис и возрождение религиозности в любом обществе и в любую историческую эпоху носит волнообразный характер. Часто такие колебания не зависят от социально-экономических условий, политических режимов, преследования или поощрения верующих, но подчиняются каким-то иным, пока еще до конца не изученным, закономерностям.
К примеру, чем объяснить снижение религиозности в благоприятный период конца XIX в. в сибирских городах России. С количественной и внешне-об-
83 Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социс. 2001. № 7.
84 Православная газета. 2003. 3 февр.
85 Синелина Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения // Социс. 2001. № 7.
рядовой стороны наблюдалось религиозное оживление, а именно: большинство жителей западносибирских городов исповедовали православие (более 80%). Наиболее массовой формой участия городского населения в религиозной жизни было посещение церкви и участие в религиозных праздниках. Большое оживление на городских улицах вызывали крестные ходы. Однако участие многих горожан в отправлении религиозных обрядов было формальным делом, так как религиозность значительных слоев городского населения заметно снизилась. Об этом свидетельствует послание Епископа Томского и Барнаульского Мака-рия в Томскую духовную консисторию (23 августа 1897 г.), где он отмечает, что «при обозрении церквей епархии мною было замечено, что православные простолюдины многих приходов не знают ни символа веры, ни других, самых необходимых для всякого христианина молитвословий; замечено также, что даже некоторые псаломщики недостаточно ознакомлены с христианским веро- и нравоучением, и не знают начальных и утренних молитв, из чего с достоверностью можно заключить, что молитв этих у себя дома они не совершают»86.
С надеждой на возрождение. Да исправится молитва моя...
В 1859 г. духовное ведомство Николая I расследовало проявления религиозной жизни среди 51,5 млн православных в России. Оказалось, что из них причащаются и исповедуются только 68%. «По небрежности» не исповеды-вались и не причащались 6,6%. Для 1,6% причины уклонения признаны «удовлетворительными». Было выявлено до 3 млн скрытых раскольников87. Л. Толстой поделил образованное общество на четыре категории. Первая — очень небольшая группа — люди глубоко религиозные, бывшие раньше масонами, иногда шедшие в монахи. Вторая —люди, исполнявшие по привычке церковные обряды, но в душе совершенно равнодушные к религиозным
6 Алисов Д.А. Церковь в культурном пространстве западносибирского города // Современное общество. Омск, 1999. Вып. 1. С. 187-189. Самарин Ю. Предисловие к первому изданию/А.С. Хомяков. Соч. богословские. СПб., 1991. С. 200.
вопросам (70%). Третья — люди неверующие, официально исполнявшие обряды по необходимости; четвертая — вольтерьянцы, неверующие, открыто выражавшие неверие (2—3%)88.
К настоящему времени численность верующих, кажется, стабилизировалась: не отмечается ни резкого снижения, ни возрастания. Уже в конце 1990-х гг. инерция «религиозного бума» была исчерпана, церковь приняла тех, кто в силу различного рода запретов «не шел по дороге к храму» и уровень религиозности в стране стабилизировался. По данным социологического мониторинга Аналитического центра ИСПИ РАН, соотношение религиозного и нерелигиозного населения приняло устойчивый характер и составляет примерно 2:189. Всплеск религиозности 1994—1995 гг. сменился его понижением уже в 1997 г.90 Социологические исследования, репрезентативные в масштабах России, свидетельствуют о постепенной стабилизации уровня религиозности в конце 1990-х гг.91 Полученные И.Г. Каргиной92 данные подтверждают выводы других исследователей о бурном росте числа христианских организаций с начала 1990-х г. и некоторой стабилизации этого процесса во второй половине этого десятилетия.
Процессы, которые социологи наблюдают в современной России, во многом присущи и другим странам. По данным опубликованного в 2004 г. исследования BRG, большинство невоцерковленных американцев — молодые неженатые мужчины. В то же время социологи обнаружили, что 17% не посещающих церковь респондентов верят в Христа. В 1991 г. 39 млн жителей США заявляли, что не ходят в церковь, тогда как сегодня нецерковных людей в США насчитывается уже 75 млн. 13 лет назад 21% взрослых американцев посещали церковь только в случае свадьбы или похорон, а также на Пасху и Рождество, а в настоящее время таких уже 34%. По мнению президента BRG Джорджа Варны, для многих американцев посещение церкви противоречит как современной культуре, так и их собственной интуиции. «Нецерковныелюди — это не просто люди ленивые или страдающие от недостатка информации, — убежден Варна. — Они просто абсолютно не интересуются церковной жизнью. Новая богослужебная музыка не привлечет их в церкви, потому что молитва не входит в их планы. Более удобные церковные скамьи — тоже, потому что они все равно чувствуют себя комфортно на диванах и в креслах. Церковь не может эффективно конкурировать с современным миром и тем, что он предлагает человеку»93.
Волнообразные процессы роста и падения религиозности характерны для многих стран, втом числе для США. Причиной могут выступать социальные потрясения и катаклизмы. К примеру, после террористических атак 11 сентября 2001 г. религиозность общества, поданным опросов, возросла в 2 раза. Хотя накануне, т.е. полгода ранее, 55% американцев были убеждены, что роль религии уменьшается94. По мнению американцев, влияние религии на
S8 Семенкин Н.С. Философия богоискательства. М., 1986. С. 20—21.
89 Покосов В.В. Динамика уровня религиозности населения // Наука. Политика. Предприниматель
ство. 2001 № 1-2 (7-8).
90 Кавтарадзе Д.Н., Овсянников А.А. Влияние религиозного сознания на экологичность россиян //
Гуманитарный экологический журнал. Т. 2. Вып. 1. 2000. С. 76-82.
91 Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996. С. 226.
92 Каргина ИГ. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111-118.
93 Религия и СМИ. 2004. 7.05.
94 Washington ProFile. 24 декабря 2001 г. - #15(123).
жизнь США в настоящее время достигло беспрецедентных размеров. 78% жителей Соединенных Штатов считают, что роль религии в жизни общества растет. Это самый высокий показатель за последние 40 лет. При этом на 60% выросли продажи Библии и Корана, примерно на 28% выросли продажи религиозной периодики, резко увеличились аудитории религиозных радио-и телепрограмм, а также посещаемость религиозных интернет-сайтов.
Показательно, что подавляющее большинство американцев, считающих что влияние на жизнь растет, принадлежит к среднему классу Америки, и, как правило, живет в небольших городках. Жители крупных городов, как показывают исследования, более равнодушны и, в тоже время, более толерантны
к религии. Большинство американцев считают наиболее симпатичными и гуманными религиями христианство, иудаизм и буддизм. Значительно менее популярны ислам и атеизм. Как это ни странно, но хуже всего к исламу отно сятся афроамериканцы, среди которых довольно популярно движение «Черных мусульман». Но чем моложе, образованней и состоятельней человек, тем больше он знает об исламе и лучше к нему относится95.
В Англии только основные церкви (конфессии) теряют еженедельно около 1 500 прихожан. Римско-католическая церковь с 1980 г. потеряла их 600 тыс. Из Англиканской уходят примерно 600 прихожан еженедельно, а на ее богослужениях не присутствует и миллиона человек, что вдвое меньше, нежели 50 лет тому назад. После того, как в 1992 г. Генеральный Синод принял решение о посвящении женщин в духовный сан, Англиканскую церковь покинуло около 500 священников.
Чехию тамошние социологи относят к наиболее секуляризированым европейским странам — почти половина респондентов (48%) в исследовании Д. Гампловой96 ответила, что никогда не бывает на богослужениях. Секуляри-зованность определялась социологами не только по внешне-обрядовым признакам, но и по уровню самоидентификации себя с определенной конфессией. Так вот, оказалось, что «вне конфессий», т.е. не указали свое вероисповедание 45,9% респондентов. Тот факт, что человек не отнес себя ни к какому вероисповеданию, по мнению социологов, свидетельствует об отсутствии христианского взгляда на мир. Еще более мрачные итоги в западноевропейских странах: в Великобритании, Франции, Германии показатель достигает отметки в 69%. О том, что никогда не ходят на богослужения, сообщили 50,3% респондентов во Франции, 54,2% в Великобритании, 56,3% в России и даже 60,1% в Нидерландах. Для сравнения: в Соединенных Штатах, Германии и Австрии такие ответы дала лишь 'Д часть респондентов97. Треть американцев и даже половина швейцарцев, напротив, ответили, что участвуют в богослужениях каждую неделю. Среди тех чехов, кто ходит на богослужения и в то же время относит себя к какому-либо вероисповеданию, преобладают люди старшего возраста; среди молодежи интерес к церковной жизни слабее. Указывают свое
95 Washington ProFile. 24 декабря 2001 г. - #15(123)
96 ГампловаД. Программа социальных исследований — 1999 // Социс. 2002. № 7. С. 78-86.
97 Там же.
вероисповедание и посещают богослужения прежде всего респонденты из небольших населенных пунктов, а также имеющие низкий уровень образования. Результаты исследования 1998 г. свидетельствуют, что сдержанное отношение к традиционным церквам и христианству не означает, что чехи отвергают существование сверхъестественного. Примерно лишь один человек из ста однозначно отрицал не только существование Бога, духа или сверхъестественной силы, но и конкретные проявления сверхъестественного в жизни; 66,1% респондентов ответили, что некоторые предсказатели обладают способностью предвидения будущего; 45,3% признались, что верят в силу амулетов, и столько же — в гороскопы. Данные 1998 г. соответствуют результатам некоторых более ранних исследований религиозности, согласно которым в европейских обществах сохраняется довольно высокий уровень веры в сверхъестественное. Таким образом, чешские респонденты скорее отрицали традиционные религиозные системы и организованные религии, нежели сверхъестественное вообще. Сегодня верующими себя считают около 60% россиян. Поданным ВЦИОМ эта цифра почти вдвое больше, нежели в 1989 г. Опрос почти что 250 тыс. человек, проведенный Русским социально-экономическим агентством в 81 регионе страны (т.е. практически во всех, за исключением Северного Кавказа и Камчатки) в конце 1998 г. зафиксировал, что верит в Бога 60% населения, 21% признают «существование некоей внешней силы», но их «не привлекают традиционные религии»; и лишь 16% абсолютно равнодушны к вере98. Последняя цифра ничтожно мала для страны, в которой атеизм семь десятилетий был активно насаждаемой религией. Малейшее отступление от него грозило серьезными санкциями (отчислением из учебного заведения, увольнением с работы и т.п.).
Таким образом, судя по имеющимся данным, можно говорить скорее о религиозном ренессансе, в особенности на фоне падения интереса к религии в западных странах, нежели о религиозном кризисе в России. Религия стала культурным фоном жизнедеятельности даже для неверующих. В общественном мнении значимость религиозных вопросов опережает политические, экономические, социальные проблемы.
98 Возьмитель А.А. Религия, религиозность и образ жизни (www.seminaria.bel.ru).
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 664;