Источник: Введение в культурологию: Курс лек­ций / А.И. Арнольдов, А.Н. Лазарев, Е.Г Балагуш-кин. М., 1993. С. 104-105

индуистского вероучения и культа) и постоянно проживающих вместе с ним или его преемником.

Понятие «церковный институт»,или «институт церкви»нуждается в разъяс­нении. В названии некоторых нетрадиционных сект и культов присутству­ет слово «церковь»: «Церковь сатаны», «Церковь саентологии», «Церковь объединения» и т.д. Причины его появления специалисты видят в реклам­ных и престижных устремлениях их основателей, а также в наличии разветв­ленной организационно-управленческой структуры.

Первые христианские храмы появились еще в I в. н.э.

Церковь — религиозная организация, направляющая жизнь прихожан в соответствии с основными принципами вероучения. Она характеризует не все мировые религии. Правильнее именовать институтом церкви только те организационные структуры и социальные практики, которые относятся к двум традиционным и самым главным христианским религиям — католи­цизму и православию. К примеру, в исламе нет институционального анало­га церкви, как нет и духовенства.

Первоначально в I в. н.э. христианство еще не знало церковной организа­ции. Институт священства заменяли пророки, учителя, апостолы, проповед­ники, которые выходили из числа рядовых верующих и отличались в общей их массе харизмой. По мере сосредоточения руководства в христианских об­щинах в руках пресвитеров, диаконов, а затем епископов формируется инсти­тут священства. Епископы становятся блюстителями веры, пастырями, над­зирающими за прихожанами, а также начинают распоряжаться имуществом христианской общины. По мере роста общин епископы окружали себя долж­ностными лицами, в круг обязанностей которых входила проповедническая деятельность наряду с финансовой, судебной и пр.

В большинстве случаев церковь представляет собой формальную органи­зацию с развитой, иерархически организованной бюрократической струк­турой. В православии таковой системой является: патриарх (глава церкви), митрополит, архиерей, протоирей и пр. Во внутренней структуре таких церк­вей четко выделяется особая профессиональная организация (прослойка) священнослужителей — клир, и, соответственно, существует жесткое раз­граничение на церковников и мирян. Такая структура характерна, напри­мер, для православия и католицизма, но она отсутствует в ряде протестант­ских конфессий (их принцип — «идея всеобщего священства»).

Церковь— это тип религиозной организации со сложной и строго цент­рализованной системой отношений между священнослужителями и верую­щими. Но верующих нельзя уподоблять служащим на предприятии, кото­рые состоят в данной организации, заключают контракт, выполняют пред-

Врезка

Г. Гоббс

Богаво и кесарево

Слово церковь (ecclesia) обозначает в книгах свя­щенного писания разное. Иногда (хотя не часто) оно употребляется в смысле дома божьего, т.е. храма, в котором христиане собирались для со­вершения публичного богослужения, как (1 Кор. 14, 34) «жены ваши и в церквах да молчат», но здесь это метафорически применено к происхо­дившим там собраниям и с тех пор стало приме­няться к самим зданиям в целях различения меж­ду христианскими и языческими храмами. Храм Иерусалима был домом божьим и домом молитвы, и таким же образом всякое здание, посвященное служению Христу, называется домом Христа, по­этому греческие отцы церкви называли такое зда­ние »домом господним», и отсюда перешли в наш язык названия кирха и церковь. Церковь, если слово берется не в смысле дома, означает то же самое, что ecclesia означало в гре­ческих государствах, а именно, собрание граждан, созванное с целью выслушать речь должностного лица, и что в римском государстве называлось concio, как тот, кто выступал с речью, назывался ecclesiastes и concionator. И если такое собрание созывалось законной властью, оно являлось ecclesia legitime законной церковью (Деян. 19,39); если же такое собрание представляло собой шумное и мятежное сборище возбужденных людей, тогда оно являлось «беспорядочной церковью». Иногда под этим словом подразумеваются люди, имеющие право быть членами таких собраний, хотя фактически не собранные, т.е. подразумева­ется совокупность всех христиан, как бы они ни были рассеяны, как там, где сказано (Деян. 8,3), что «Саул терзал церковь», и в этом смысле Хрис­тос назван главой церкви. Иногда же под словом церковь подразумевается лишь определенная часть христиан, как, например, в словах (Колосс. 4,15): «Приветствуйте домашнюю церковь его»;


иногда также подразумеваются лишь избранные, например в следующих словах (Ефес, 5,27): «Слав­ная церковь, не имеющая пятна или порока, свя­тая и непорочная», где подразумевается торже­ствующая церковь или грядущая церковь. Иногда под этим словом подразумевается собрание испо­ведующих христианство независимо от того, ис­кренне ли они исповедуют его или лицемерно, как это следует понимать там, где говорится (Матф. 18,17): «Скажи церкви, а если и церкви не послу­шает, то да будет он тебе как язычник или мытарь». Только в этом последнем смысле можно говорить о церкви как о едином лице, т.е. что она имеет

способность желать, произносить, приказывать, заставлять повиноваться себе, составлять зако­ны или совершать какое бы то ни было другое действие.

В соответствии с этим смыслом я определяю цер­ковь как общество людей, исповедующих хрис­тианскую религию и объединенных в лице одно­го суверена, по приказанию которого они обяза­ны собраться и без разрешения которого они не должны собираться. И так как во всех государ­ствах всякое собрание, не имеющее разрешения гражданского суверена, является незаконным, то точно так и церковь, собравшаяся в каком-либо государстве, запретившем ее собрание, являет­ся незаконным собранием. Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. М., 1965. Т. 2: Левиафан. Гл. XXXIX. С. 459-462, 463,464

писанные обязанности, получают зарплату. Верующие приходят в церковь добровольно, никакого контролируемого членства здесь нет.

Римская католическая церковь самый древний и мощный церковный институт на земле, подчиняющий своему влиянию верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Прибалтике, в западных областях Белоруссии, Украины, в латиноамериканских государствах. В 1990 г. насчитывалось до 900 млн ее приверженцев.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, рези­денция которого — Ватикан.

Русская православная церковь в ны­нешнем виде сложилась к 1448 г. Она разделена на несколько автокефальных церквей. Богословские основы опреде­лились в Византии в IX—XI вв. В Рос­ сийской Федерации православные со­ставляют большую часть верующих. Существует также Русская зарубежная церковь.

Управление всей конфессиональной системой внутри каждой из этих церквей осуществляется особым институциональным органом — папством в католичестве и патриархией в православии.

Кроме того, в рамках той и другой функционируют частные институты, или социальные практики. Это прежде всего богослужебный институт, ин­ститут литургии и проповеди, институт паствы и клира, институт крещения и некоторые другие, а также учебные заведения, религиозные братства, мо­настыри, религиозные ордена.

Секты.Одним из религиозных институтов выступает секта. Она возни­кает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужи­телей на основе изменения вероучения и культа. Среди отличительных черт института секты специалисты отмечают:

♦ ограниченное число последователей;

♦ контролируемое членство;

 

♦ изолированность от мирской жизни;

♦ оппозиционность к официальной церкви и властям; « непримиримость к инакомыслящим;

♦ претензия на избранность;

♦ отсутствие деления на священнослужителей и мирян.

Сектанты претендуют на особый сакральный статус — быть «избранны­ми», «детьми бога», «чистыми» (т.е. освободившимися от земной греховно­сти). Институт сектантства призван реализовать царство божье «здесь и те­перь». Типичным примером является секта «Свидетели Иеговы». Для ее представителей характерен «отказ от мира» — жесткая изоляция от окружа­ющих, даже от верующих православной церкви, моральная строгость и ас­кетизм (запрет на «развлечения»), вера в скорое пришествие на землю спа­сителя и уверенность в неизбежной гибели всех, не принявших сектантско­го учения, в «последней битве» — армагедон.

В отличие от церкви секта не требует долгого самосовершенствования, со­вершения морального подвига и через нравственное изменение своей приро-

ды постепенного приближения к подлинному идеалу христианина. Секта ре­волюционна, она предлагает все сразу, требуя идеологической преданности и воинственности. Создавая иллюзию достижения идеального состояния через 1,5, 10 лет, внушая приближение через такой-то срок конца света, секта воз­действует на низменные чувства людей: панический страх, склонность к суе­вериям, скрытый мистицизм, желание сделать нечто без усилий и побыстрее.

Правда, среди них существует другой тип сект. Их называют рационали­стическими. Они уповают не на божественное вмешательство свыше, а на собственные усилия по рациональному ведению хозяйства, пропагандируя религиозно-нравственный образ жизни. Такова секта шейкеров, которая раньше славилась своими мастерскими и превосходно налаженным сель­ским хозяйством.

В 1999 г. в России существовало более 6 тыс. всевозможных религиозных сект. В России в конце 1990-х гг. насчитывалось 10 тыс. (в Москве — 2 тыс.) организованных сатанистов, которые перед вступлением в секту обязаны были пройти специальные обряды, в которые входило поджигание церквей и человеческие жертвоприношения. Некоторые музыкальные группы, осо­бенно тяжелого рока, являются, по мнению некоторых специалистов, фи­лиалами сатанинских сект, а вербовка новых членов происходит прямо во время концертов и молодежных тусовок — в зале и за кулисами.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА

Если вера — основа религиозной гносеологии, то грех — одна из главных категорий религиозной этики, в которой грех воспринимается как мораль­ное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога. Понятие «греха» выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как бы физической заразы или нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов — табу). Теология выделяет «первородный» грех первых людей, последствия которого наследуются их потомками.

Парной категорией по отношению к греху является покаяние,которое осуществлялось в исповеди. Исповедь(покаяние) является в христианстве таинством — раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения («отпущение грехов») именем Христа. В православии ис­поведующийся может получить разрешение, прощение, полное отпущение своих грехов не через свою молитву, а только через молитвусвященника. Молитвой именует обращение верующего к божеству. Но в исповеди молит­ся не верующий, а иерей или поп. В этом и состоит суть очистительного та­инства покаяния, которое приравнивается ко «второму крещению».

Грехи и прегрешения накапливаются не в душе или разуме, сознании или подсознании, а на совести. Совестьвыступает внутренним критерием доб­родетели. Она представляет внутреннюю убежденность в том, что является добром и злом, осознание нравственной ответственности за свое поведение.

Отпущение греховимело разные формы.Это могли быть не только пожерт­вования в пользу церкви, но также молитвы, посты и участие в паломниче­ствах. Кроме того, каждый прихожанин имел возможность вместо духовно­го покаяния уплачивать денежный штраф. Именно эта форма привела к широко известной практике индульгенций.


 

Исповедь — один из религиозных ритуалов

Индульгенция(от лат. indulgentia — милость) в католической церкви пред­ставляет собой полное или частичное отпущение грехов, а также свидетель­ство об этом. Начиная с XII в. духовенство превратило индульгенции в при­быльный бизнес. Оно обменивало свидетельства об отпущении грехов на деньги. Торговля индульгенцией стала массовым источником обогащения духовенства.

Врезка








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 687;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.