11 страница. Многие вузы и НИИ России становятся организаторами все­российских и международных конференций, на которых ученые делятся опытом

Многие вузы и НИИ России становятся организаторами все­российских и международных конференций, на которых ученые делятся опытом, результатами своей научной работы, ведут дис­куссии по ключевым проблемам исследовательской деятельности. Каждая конференция проводится по определенной тематике, сфор­мулированной в ее названии. Конференция открывается пленар­ным заседанием, на котором обозначаются цели конференции, ставятся задачи в рамках соответствующей тематики. Затем прово­дятся заседания секций, на которые выносятся более конкретные вопросы, связанные с тематикой конференции. На секционных заседаниях заслушиваются доклады участников, проходит их об­суждение, а в конце подводятся итоги работы. Конференция за­канчивается итоговым пленарным заседанием, обобщающим ре­зультаты работы секций. По итогам конференции издаются тези­сы докладов.

Главным органом научной деятельности России стала Россий­ская академия наук (РАН). Она ведет свою историю от Академии наук Петра 1, основанной в 1725 г. В ее состав входят исследова­тельские институты по отраслям научных знаний. Российская ака­демия наук имеет региональные отделения и научные центры в разных частях страны.

Несомненно, заниматься научными исследованиями можно независимо от полученного образования. Но чаще всего человек, решивший профессионально заниматься научной работой, стре­мится получить послевузовское образование в аспирантуре и за­щитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Следующая ступень — учеба в докторантуре и защита диссерта­ции на соискание ученой степени доктора наук. Кандидату наук при условии, что он занимается научно-педагогической деятель­ностью и имеет определенное количество научных и учебно-ме­тодических публикаций, может быть присвоено ученое звание доцента, а доктору наук, на тех же условиях и при наличии науч­ного руководства аспирантами, — ученое звание профессора.

В XX в. усилился процесс дифференциации наук. В рамках «старых» наук появлялись знания, которые сначала обосабливались в от­дельные области внутри базовой науки, а затем выделялись в но­вую науку со своим предметом изучения. Современная наука под­разделяется на отдельные дисциплины, представляющие собой различные области знания. Наука в целом представляет сложную систему, отдельные части которой взаимодействуют между собой, порождая новые подсистемы. Чем дальше развивается наука, тем больше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дис­циплин.


В настоящее время выделяют гуманитарные, естественные и технические науки. Гуманитарные науки изучают человека, обще­ство, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества. К ним относятся социология, психоло­гия, этнография, философия, история, экономика, политология и т.д. Естественные науки исследуют явления материального мира. В число таких наук входят физика, химия, биология, математика, астрономия и др. Технические науки непосредственно обслужива­ют практическую деятельность, создавая основу для совершен­ствования процесса производства. Это материаловедение, элект­роника, информатика и т.д.

Из числа гуманитарных наук можно выделить те, которые изу­чают человека, и те, которые изучают общество. Многие науки рассматривают человека как высшую ступень развития живых орга­низмов на Земле, как субъекта общественно-исторической дея­тельности и культуры. В противоположность другим живым суще­ствам человек представляет продукт собственной материальной и духовной деятельности.

В социологии человек изучается как представитель общества, народа, социального слоя или класса, социальной группы. В пси­хологии он рассматривается как индивид, обладающий своеобраз­ными психофизическими особенностями, устойчивостью психи­ческих процессов и свойств, активностью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации.

Кроме социологии и психологии человека изучают другие гу­манитарные науки: философия, антропология, педагогика. Про­блема человека — это одно из главных звеньев, соединяющих все отрасли научных знаний. Каждая из названных наук рассматрива­ет человека по-своему. Так, философия подходит к этой проблеме в широком историко-теоретическом плане. Она исследует смысл жизни, сущность человека, общие закономерности его развития как биологического и социального существа. Антропология изуча­ет происхождение и эволюцию человека, образование человече­ских рас и т.д. Близость антропологического и социологического подходов к человеку проявилась в образовании социальной антро­пологии — раздела социологии, объектом изучения которого слу­жат примитивные и традиционные системы. Социальная психоло­гия, так же как и социология, изучает человека и его сообщества, но при этом решает ряд только ей присущих проблем. Например, каким образом человек становится личностью, как он может реа­лизовать свои личностные качества, вопросы межличностного об­Щения и взаимодействия и т.д. Педагогика рассматривает вопросы воздействия на индивида в процессе воспитания и образования. Огромный вклад в современное понимание человека и личности внес психоанализ, рассматривающий роль и значение в поведении человека инстинктивных влечений и их взаимодействие с его со­знанием.

Наук, изучающих общество, тоже довольно много. Их часто называют общественными науками. Социология кроме вопросов Формирования личности изучает ее взаимодействие с другими людьми в рамках больших и малых групп, общества в целом. Эко­номика рассматривает производство, обмен, распределение, по­требление товаров и услуг, поведение людей в сфере экономиче­ских отношений, проблемы влияния государства на экономику. Политология изучает политическую систему общества, особенно­сти власти, устройство и функции государства. Юриспруденция за­нимается юридическими правилами поведения, проблемами пра­вомерного поведения, правонарушения и наказания за них. Куль­турология изучает мир искусства. История исследует процесс исторического развития человечества и отдельных народов.

В науке взаимоотношения между ее субъектами строятся на основе определенной системы этических норм, определяющих, что допустимо, а что непозволительно для ученого. Эти нормы развиваются вместе с наукой, постоянно пополняясь.

Нормы научной этики включают:

1) общечеловеческие моральные требования и запреты (запрет на фальсификацию, намеренное искажение, незаконное, присво ение чужих научных результатов);

2) специфические, характерные этические нормы науки. Прежде всего это бескорыстный поиск и отстаивание истины. В истории науки есть немало примеров подвижничества ученых, которые не отреклись от своих убеждений даже под угрозой смерти.

Иногда бывает трудно сразу определить истинность получен­ного знания. Поэтому нормы научной этики требуют, чтобы зна­ние было новым, логичным и экспериментально обоснованным. Чтобы соблюсти эти правила и не впасть в заблуждение, ученый должен постоянно повышать уровень своих знаний, следить за достижениями своих коллег, приводить четкие доказательства в защиту своих выводов.

Английский социолог Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки:

- универсализм. Изучаемые наукой явления не зависят от ка честв исследователя, поэтому научные результаты, полученные известным ученым, должны быть также досконально проверены, как и результаты исследований молодого ученого;

- общность. Научное знание должно становиться общим досто янием, которым никто не вправе монопольно владеть. Это до стигается путем публикации, обнародования результатов иссле дования;

- бескорыстность. Целью деятельности ученого должен быть поиск истины. Слава и вознаграждение рассматриваются не как стимул научной деятельности, а как следствие научных достиже ний;

- организованный скептицизм. В науке нельзя слепо доверяться авторитету предшественников, насколько бы высоким он ни был. Нужно уважать труд ученых прошлого и своих коллег-современ ников и в то же время критически относиться к результатам их деятельности, поскольку даже самые признанные ученые не за­страхованы от ошибок. Кроме того, ученый должен не только от­стаивать свои убеждения, но и уметь отказываться от них, если неистинность их будет доказана.

Эти нормы нигде не зафиксированы в качестве обязательных. Но если кто-либо будет их игнорировать, то может потерять ува­жение в научной среде.

Указанные нормы определяют отношения ученых в сфере на­уки. Однако наука связана с практической деятельностью, поэто­му немаловажными являются отношения науки в целом и ученого в частности с обществом. Такие отношения ставят вопрос о соци­альной ответственности ученого.

В широком смысле этот вопрос означает: как будут использо­ваться результаты научного поиска, принесут ли они пользу лю­дям? В современном мире научно-технический прогресс часто был обусловлен необходимостью создания новых видов воору­жений. Научные открытия, связанные с военной сферой, нашли применение и в мирной жизни, например ядерная энергия, самолетостроение и т.д. Но сколько бед и разрушений принесли они людям? Поэтому вопрос соотношения истины и добра в на­уке как нельзя более актуален и по сей день. Кто может пору­читься, что новое изобретение не станет оружием в руках «злого гения», недобросовестного политика и не принесет вред челове­честву.

Кроме того, вопросы социальной ответственности ученого за­нимают важнейшее место в таких отраслях науки, как генная ин­женерия, биотехнология, биомедицинские и генетические иссле­дования человека. В настоящее время идет острая дискуссия по поводу нравственно-этических сторон клонирования человека. Часть ученых считают, что клонирование поможет многим семьям об­рести детей. Другие справедливо указывают на нравственные ас­пекты этой проблемы и предостерегают, что клонирование может быть использовано для создания биологических роботов, запро­граммированных солдат, способных на все. Пока еще не до конца понятно, как будет развиваться клонированный человек, будет ли он физически и психически полноценным.

Вопросы и задания

1. Что такое наука? Как она возникла и развивалась?

2. В чем отличие науки от обыденного познания?

3. Каковы функции науки?

4. В каких учреждениях проводится научная деятельность в современ ной России? Какие этапы научной карьеры может пройти ученый?

5. Каковы тенденции развития современной науки? Какие области научных знаний существуют?

6. Какие науки изучают человека и общество? Дайте им характерис тику.

7. В чем проявляются нормы научной этики?

8. Охарактеризуйте взгляд Р. Мертона на этические ценности науки. Как они реализуются в действительности?

9. Советский биолог Н. И. Вавилов сказал: «Мы на крест пойдем, а от своих убеждений не откажемся». Что имел в виду ученый? Как в этих словах проявляется научная этика?

10. Проведите дискуссию на тему «Клонирование человека: биологи ческие и нравственные аспекты». Для подготовки используйте материал периодической печати.

4.4. РЕЛИГИЯ

Религия — это явление общественной жизни, присущее чело­веческому обществу на протяжении всей его истории. До сих пор она охватывает огромные массы людей. Всего в мире существова­ло и существует более пяти тысяч религий.

Общеобязательные элементы религии следующие:

1) признание духовного надмирового Начала — Бога — при чиной бытия всего существующего, в том числе и человека;

2) признание за человеком способности к общению, едине нию с Богом, которое осуществляется через веру. Вера — это не только убежденность в существовании Бога, но и особый образ жизни религиозного человека, соответствующий догмам и запо ведям исповедуемой религии;

3) признание человека не просто биологическим, а в первую очередь духовным существом, обладающим бессмертной душой. Поэтому во всех религиях всегда содержится учение о загробном, посмертном существовании человека.

Таким образом, религия — это форма мировоззрения, одна из сфер духовной жизни общества, социальных групп, индивидов.

Вера — это способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризующие его внутреннее состо­яние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ — система утвердившихся ритуалов, обрядов, рели­гиозных специфических действий. Веру, культ и другие элементы религии объединяет религиозное сознание — совокупность взгля­дов, теорий, представлений, религиозных чувств, традиций, от­ражающих отношение верующих к сверхъестественным силам.

Важнейшую роль в религии выполняют религиозные организа­ции, или объединения. В традиционных религиях выделяют две ос­новные организации — церковь и секту. Церковь в переводе с гре­ческого — Дом Господа. Церковь также означает собрание — широ­кое объединение людей, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией. От­сюда признание права каждого индивида стать членом церкви. В большинстве церквей существует строгое отделение служителей церкви, посвященных в таинство отправления культа и осуществ­ляющих управление церковной деятельностью, от основной мас­сы прихожан, верующих.

Секта возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для нее характерна претензия на исключительность своей роли, избранность, а не­редко — и тенденция к изоляционизму. Институт священства в секте отсутствует, подчеркивается равенство всех членов секты, провозглашается принцип добровольности объединения.

В вопросе происхождения религии можно выделить два проти­воположных подхода: богословско-теологический и научно-мате­риалистический.

Согласно богословско-теологическому подходу человек был со­творен Богом и изначально находился с ним в полном единении. После грехопадения, совершенного первыми людьми Адамом и Евой, этот непосредственный контакт нарушился. Но человек не утратил своего богоподобия, не утратил способности познавать Бога. Стремление и действия человека по восстановлению еди­нения, контакта с Богом и есть религия.

Материалистическая теория следующим образом объясняет воз­никновение религии. Первые религиозные верования появились в эпоху каменного века на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Однако низкий уровень развития произво­дительных сил в этот период обусловил постоянную зависимость людей от природы. Они всегда были во власти грозных сил, непод­властных и непонятных им. Реальных средств, чтобы противостоять силам природы, у древних людей не было, и они вынуждены были обращаться к иллюзорным, воображаемым средствам. Таким обра­зом, религиозные первобытные верования возникли в связи с прак­тическим бессилием людей перед природой, их неспособностью найти реальные средства улучшения своего положения.

Ранними формами религии были тотемизм, магия, фетишизм и анимизм.

Тотемизм — вера в сверхъестественное родство между челове­ческими группами (родами), животным и растительным миром, яв­лениями природы и неодушевленными предметами. Тотем — растение или животное — воспринимался как реальный предок, от кото­рого магическим образом зависели жизнь и благополучие рода в целом и каждого его члена в отдельности.

Магия — это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явления природы, животных или че­ловека. Исполнителями магических обрядов обычно становятся зна­хари, гадатели, колдуны, ведуны, ведьмы.

Фетишизм — это поклонение неодушевленным предметам, ко­торым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонения — фетишами — могут быть любые предметы есте­ственного или искусственного происхождения.

Анимизм (от лат. anima — душа, дух) — вера в духовные сущно­сти, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Наиболее ранней формой анимизма была вера в духов. Высшей формой развития анимизма является вера в существование души, которая может переселяться в других людей, животных, расте­ния, предметы.

В период древней истории господствующей формой религии было язычество, представлявшее собой обожествление сил приро­ды. Язычество — это политеизм, т.е. многобожие. Каждый бог счи­тался покровителем какой-либо сферы жизнедеятельности чело­века. На смену язычеству пришли монотеистические мировые ре­лигии (монотеизм — единобожие).

Мировые религии — понятие, которое применяется по отно­шению к буддизму, христианству и исламу. Они появились в пери­оды формирования «мировых империй», когда возникла потреб­ность сплочения входящих в их состав многочисленных наций.

Исповедующим такую религию свойственен сильно выражен - ный прозелитизм, т.е. стремление обратить в свою веру лиц друго­го вероисповедания, горячая преданность вновь принятой вере и пропагандистская активность. Их проповеди носят межэтнический характер и обращены к представителям разных социальных групп. Мировые религии проповедуют идею равенства и братства лю­дей, что и обусловило их широкое распространение.

Самая древняя из трех мировых религий — буддизм, возник­ший в Индии в VI в. до н.э., основателем которой был Будда. Этим именем назвался царевич Гаутама. В 29 лет он ушел из дома и стал отшельником. Шесть лет он бродил по долинам реки Ганг, беседовал с мудрецами и проповедниками, вел аскетический об­раз жизни. К 35 годам у Гаутамы появилось предчувствие близкого открытия истины, и он погрузился в медитацию, в которой пре­бывал без еды и питья, по разным версиям, от четырех до семи недель. В процессе медитации он достиг просветления и стал Буд­дой, которому были открыты все законы мироздания. Впослед­ствии Будда в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.

Согласно учению Будды жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание. Поэтому жаль человека, кото­рый из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудно­стей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за материаль­ными благами.

Эти идеи Будды были сформулированы в виде четырех ос­новных положений его учения:

1) сущность жизни есть страдание;

2) причина страданий — желания, привязанности, страсти;

3) чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать же лания, привязанности и страсти;

4) для этого необходимо жить по законам правильного поведе ния и нравственного знания, через которое достигается нирвана.

Нирвана в переводе с санскрита означает «затухание», «угаса­ние». Этим понятием обозначается полное исчезновение, осво­бождение от земных уз, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет никаких желаний и стра­стей. В этом состоянии угасают все чувства человека, а вместе с ними и окружающий мир. «Мудрые, — говорил Будда, — угаса­ют, как лампады».

В буддистском учении в процессе его развития появилась идея о двух путях спасения: хинаяна и махаяна.

Хинаяна — монашеская форма буддизма: Будда почитается не как божество, а как человек — великий учитель, указавший лю­дям путь к спасению; состояние нирваны может достигнуть толь­ко монах в процессе монашеской жизни.

Основная идея махаяны заключается в том, что спастись (до­стичь нирваны) может не только монах, как утверждает хинаяна, но и любой мирянин, стремящийся к духовному совершенству, соблюдающий обеты, возносящий молитвы, прибегающий к по­мощи монахов и одаривающий их.

Христианство возникло в I в. н. э. Основу христианства состав­ляет учение о богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, спаси­теле мира, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть за грехи человеческие, воскрес и вознесся на небо. В буду­щем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Основная идея христианства — спасение человека от того, что порождает несчастья, страдания, болезни, войны, все зло в мире. Причиной зла в христианстве считается грех, т.е. акт личности, направленный против совести, Бога, против нравственного зако­на, который дан только человеку среди мира живых существ.

Один из основных догматов христианства — учение о троице. Его суть заключается в том, что Бог — не только личное суще­ство, но и духовная сущность. Он выступает в трех лицах (ипоста­сях) — Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Все три лица состав­ляют единую Святую Троицу, нераздельную в своей сущности. Бог-Отец не рождается и не исходит от другого лица. Им из ниче­го созданы мир видимый и мир невидимый, первый человек Адам и из его ребра первая женщина Ева. Сотворив человека, Бог рас­пространил на него свой промысел, свою заботу. Творец сохраня­ет людей, пресекает зло. Он предопределил спасение людей через своего Сына, воплощенного в богочеловека Иисуса Христа. Хрис­тос — тоже истинный Бог, существующий «прежде всех век». Тре­тьей ипостасью является Дух Святой. Он вместе с Отцом и Сыном породил духовную жизнь человека, внушил людям страх Божий, даровал благочестие и вдохновение, способность познания и муд­рость.

Вероучение христианства изложено в Библии, которая состоит из двух частей — Ветхого Завета, или Священного писания, и Нового Завета. В них представлена история человечества, начиная с сотворения мира и человека и кончая описанием конца света в Апокалипсисе. Граница между Ветхим и Новым Заветами — рож­дение Иисуса Христа. Это событие положило начало Новой эре.

Разновидности христианства составляют православие, католи­цизм и протестантизм.

Православие в переводе с греческого — «правильное учение». Это означает признание в качестве истинных только тех положе­ний вероучения, которые были утверждены первыми семью Все­ленскими Соборами (в IV—VIII вв.). В XI в. Римско-католическая церковь в одностороннем порядке внесла в общецерковное испо­ведование веры принципиально новое положение о Святой Трои­це, что послужило одной из причин «Великого раскола». Восточ­ные церкви с того времени стали называться православными, а все западные епархии, подчиненные Риму, оказались в Римско- католической (или просто католической) церкви.

Главные положения православия (догматы) зафиксированы в двух источниках: Священном писании (Библии) и Священном предании (положениях Вселенских и поместных Соборов IV— VIII вв., трудах церковных авторитетов того времени, называемых «святыми отцами», древней богослужебной практике). Основу пра­вославия составляет Никео-Царьградский символ веры. Это учение о Троице, предусматривающее веру в исхождение Святого Духа только от Бога-Отца, догматы Боговоплощения, искупления, вос­кресения и вознесения Иисуса Христа как богочеловека, призна­ние святости единой апостольской церкви, необходимости кре­щения и упование на грядущее общее воскресение мертвых.

Хотя все христианские вероисповедания основываются на Биб­лии, понимание ее учения в целом различно у христианских вет­вей. Критерием верного понимания Священного писания для ка­толиков выступает в конечном счете слово Папы, для протестан­тов — убеждение основателя данной конфессии, для православ­ных — Священное предание.

Православие отличается от западного христианства (католи­цизма и протестантизма) также своим толкованием понятия «Цар­ствие Божие». Западное христианство понимает Царствие Божие как место, где христианин, чьи грехи искуплены Христом, полу­чит от Бога после всеобщего воскресения возможность бесконеч - ного блаженства. Православие под Царствием Божиим (спасени­ем) понимает не награду за добрые дела, а состояние души, очи­щенной от всякого зла.

В отличие от православия, которое признает решения только первых семи Вселенских Соборов, католицизм продолжал разви­вать свою догматику на последующих Соборах. Поэтому основу учения католической церкви составляет не только Священное писание, но и Священное предание, которое образуют постанов­ления 21 собора, а также официальные документы главы католи­ческой церкви — Папы Римского.

Важной чертой католицизма, отличающей его от православия, выступает догмат об исхождении Святого Духа не только от Бога - Отца, но и от Бога-Сына. Православное учит, что души людей в загробном мире попадают в рай или ад. Католическая церковь сфор­мулировала догмат о чистилище, в которое попадают души греш­ников, не получившие прощения в земной жизни, но и не отя­гощенные смертными грехами. Они горят там в очищающем огне.

С догматом о чистилище связано учение о запасе добрых дел. Согласно ему церковь располагает запасом «добрых дел». Этот за­пас накопился у церкви за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Церковь рас­поряжается этим запасом «добрых дел» по своему усмотрению и распределяет их среди тех, кто в них нуждается. На основе этого учения в Средние века была широко распространена практика продажи индульгенций — папских грамот об отпущении грехов.

Специфической особенностью католицизма выступает также положение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Он провозглашается наместником Христа на земле, преемником апостола Петра, который, по христианскому преданию, был пер­вым римским епископом. В развитие этих положений на I Вати­канском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского. Иначе говоря, во всех официальных документах, в публичных выступлениях устами Папы говорит сам Бог.

Протестантизм возник в Северной Европе в начале XVI в. в ходе Реформации, в рамках которой антифеодальные выступле­ния широких народных масс и движение нарождающейся буржу­азии приобрели религиозную окраску. От католицизма откололась значительная часть верующих, образовавших новое направление западного христианства. Протестанты отвергают догмат о спаса­ющей роли церкви и настаивают на личной связи человека и Бога. Поэтому они отрицают роль священников как посредников между человеком и Богом. Единственным источником учения в протестантизме признается Священное писание. Авторитет Свя­щенного предания отвергается. Библия, по мнению протестан­тов, должна переводиться на национальные языки. Самостоя­тельное чтение и толкование Библии считается обязанностью каждого верующего.

Одним из принципов протестантизма является положение о всеобщем священстве. Каждый христианин, будучи крещенным, получает посвящение на общение с Богом, право проповедовать, совершать богослужение. Служитель культа в протестантизме ли­шен права исповедовать и отпускать грехи. Большинство протес­тантских церквей не признает поклонения святым, почитания мощей, икон, скульптурных изображений.

Важный принцип протестантизма ■*- положение о том, что спа­сение человека достигается не добрыми делами, а только исклю­чительно личной верой в Бога. Вследствие грехопадения человек утратил способность совершать добро. Поэтому он не может за­служить спасение своими добрыми делами. Спасение — результат избранности человека, божественного вмешательства. В протестан­тизме культ, обряды и облик церкви удешевляются и упрощаются. Отвергаются элементы помпезности и роскоши в богослужении, убранстве храма, одежде священнослужителей. Богослужение сво­дится к проповеди пастора, совместной молитве и совместному пению псалмов на родном языке. Структура построения протес­тантской церкви отличается демократизмом. Она выстраивается снизу вверх на фундаменте общего собрания всех членов общины (секты), где каждый может принять участие в обсуждении как богословских, так и материальных вопросов.

Протестантизм имеет ряд течений. Одним из направлений ран­ней Реформации западной церкви стало лютеранство. Лидером этого направления был католический священник Мартин Лютер (1483—1546), который в 1517 г. обнародовал 95 тезисов, обосно­вывающих необходимость реформ католицизма. Основная цель лю­теранского учения направлена на разрушение власти церкви. Лю­тер перевел Библию на немецкий язык, и каждый верующий по­лучил возможность ее самостоятельно читать и толковать. Лютер отверг господство церковной власти над светской и выдвинул лозунг подчинения церкви государству.

Следующее направление протестантизма — кальвинизм. Его ос­нователем был французский теолог Жан Кальвин (1509—1564). Он наиболее последовательно выражал буржуазную направлен­ность Реформации, интересы и настроения борющейся за власть буржуазии. В центре его учения стоит доктрина об абсолютном предопределении, согласно которой все люди делятся на избран­ных и осужденных. Ни своей верой, ни добрыми делами человек не может повлиять на свою судьбу. Профессиональные успехи в торговле и предпринимательстве, накопление богатства служат свидетельством избранности данного человека. Другим важным те­зисом кальвинизма стало провозглашение необходимости пови­новения народа законной власти.

Третьей крупной разновидностью протестантизма выступает ан­гликанство. Оно по своей структуре и вероисповеданию ближе других направлений реформаторства стоит к Римско-католичес­кой церкви. Это направление сохранило католическую обрядность и церковную иерархию. В его доктрине наряду с католическим учением о спасающей роли церкви существует положение о спа­сении личной верой.

Англиканская церковь является государственной. Ее глава — английский монарх.

Ислам — самая молодая из всех мировых религий, возникшая в конце VI в. в Аравии. Одним из важнейших хозяйственных и духовных центров Аравии того времени была Мекка, в которой располагалась святыня, почитавшаяся большинством племен, — языческий храм Кааба, окруженный изваяниями различных пле­менных богов. Именно в Мекке были произнесены первые пропо­веди новой религии — ислама — его основателем пророком Му­хаммедом. В 610 г. он выступил с проповедью учения о едином боге, которое назвал исламом (в переводе с арабского — «покор­ность», «предание себя богу»). Последователи ислама — мусуль­мане — «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле, служить ему в ожидании конца мира, судного дня и установления царства справедливости и мира на Земле.








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 3716;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.