Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания – это закон диалектического развития, который отражает повторяемость на высших стадиях развития свойств низших стадий.
Развитие согласно этому закону идёт по спирали. Т.е. уходит в сторону или изменяет направление, но потом возвращается, но не в ту же точку, а рядом.
Отрицание – это суждение, отвергающее предыдущее суждение.
Отрицание отрицания – это суждение, отвергающее второе суждение и приводящее к возвращению признания частичной справедливости первого суждения.
Отрицание отрицания можно усмотреть в следующей мысли: «Враг моего врага – мой друг». Эта мысль содержит в себе сразу три суждения.
Первое суждение «Есть я».
Второе суждение: «Имеется второй человек, который мне – враг, т.е. он отрицательно относится ко мне». (В этом примере – игра слов «отрицательно» и «отрицание».)
И, наконец, третье суждение: «Имеется третий человек, который второму – враг, т.е. отрицательно относится ко второму».
Их объединение – это исходная мысль: «Враг моего врага – мой друг, т.е. третий человек положительно относится ко мне».
Закон отрицания отрицания сформулировал Гегелем. Другая формулировка этого закона звучит так: «Тезис – Антитезис – Синтез». Эти названия даны Гегелем, и вместе называются гегелевской триадой.
Синтез – это объединяющее созидание. Синтез – это более глубокое утверждение, которое снимает противоречие первоначальных противоположных утверждений.
Не следует, как это изредка делают, мистифицировать эту гегелевскую триаду.
Можно найти повторяемость не только через двукратное отрицание, но и, наверно, через трёхкратное, четырёхкратное. Другое дело, что при этом воспроизведение исходных черт будет всё более и более слабым. Ярче всего оно проявляется при двухкратном отрицании. Это и подметил Гегель.
Отношение к естествознанию.
Есть ли отрицание отрицания в самой природе?
Ответ. Отрицание отрицания производится только в познающем сознании.
О самой же природе можно сказать следующее.
Природа сама себя не познаёт. Она существует «в себе». Природа такова, что при всё более глубоком отражении любой её части в познающем сознании в этом сознании становится возможным
1) выдвижение некоторого утверждения на первом шаге познания
2) выдвижение противоположного утверждения на втором шаге
3) выдвижение утверждения, снимающего противоречие первых двух утверждений.
Закон отрицание отрицания – это закон развития следов отражения природы в познающем сознании.
Заключение
На этом рассмотрение нами категорий диалектического материализма и их связи с естествознанием заканчивается.
Хотя нерассмотренными остаётся ещё много важных философских категорий диалектики. Для многих из них Гегель подыскал замечательные связи.
Например, для формы и содержания Гегель сказал так: «Форма содержательна, а содержание оформлено». Или такое: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно».
Основополагающим трудом по диалектическому материализму в его связи с естествознанием является «Диалектика природы» Фридриха Энгельса.
Это прекрасно написанное в литературном отношении философско-естественнонаучное произведение, восхищающее своей стройностью и логичностью.
Чтение этой работы доставляет удовольствие, а знакомство с ней является обязательным для всякого человека, интересующегося или работающего в области естественных наук.
Стиль представленного выше изложения несколько нетипичен для философской литературы. Возможность подачи философского учения в виде набора точных и кратких формулировок свидетельствует о высоком уровне разработанности этого учения и его зрелости к настоящему моменту.
Представленное в настоящем кратком изложении имеет одно небольшое отличие от того, что написано у Энгельса.
Энгельс заимствовал диалектику у Гегеля.
Гегель был объективным идеалистом и считал природу саморазвитием мирового духа, который стремится познать сам себя.
Вследствие этого у Гегеля диалектика была также присуща природе, как она была присуща мышлению. Потому что и то, и другое – мировой дух.
У Энгельса основой всего стал не дух, а материя. Но место диалектики в природе сохранилось.
В советское время на вопрос: Есть ли диалектика в природе? – полагался ответ такой. Диалектика присуща образам в сознании, но поскольку образы являются отражением окружающего мира, то значит, диалектика есть и в окружающем мире.
Настоящее изложение исходит из того, что диалектика – это способ существования и изменения образов объективной действительности в познающем мышлении.
Диалектика, согласно первоначальному смыслу, – это искусство ведения спора, искусство рассуждать. Если природу никто не воспринимает, никто не познаёт, то природа существует «сама в себе», и поэтому о диалектике говорить бессмысленно.
Диалектичность возникает всякий раз, когда неизбежно ограниченное сознание пытается понять безграничную сложность внешней по отношению к нему природы.
Если гибнет биологическая оболочка, то гибнет и несомое ею сознание.
Вместе с сознанием исчезает и диалектика. А природа остаётся. Существуя «в себе».
В заключении – шутка, которая точно воспроизводит логику объяснения, почему в отсутствии наблюдателя нет диалектики в природе:
– Вопросы есть?
– У матросов нет вопросов. Потому что нет матросов.
НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Отношение естествознания и философии
Отличие науки от искусства
Предпосылки религиозности
О сверхъестественном
Вопросы без ответа
Как отличить науку от лженауки?
Нынешнее состояние отечественной науки
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1693;