Лекция:. Социально-культурная анимация как форма социальной активности личности

  1. Понятие «анимация» и «социально-культурная анимация»
  2. Общая характеристика основных методов, функций и задач социально-культурной анимации

 

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта – ветер, воздух, душа; animatus – одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

ВТуристском терминологическом словареИ.В. Зорина и В.А. Квартальнова Анимация – это комплекс оперейтинга по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени.

Анимационная деятельность – это деятельность по формированию, продвижению и реализации анимационных программ разного назначения, обеспечивающих интересный и развивающий досуг. Ученые утверждают, что развитие современной цивилизации в наше время зависит уже не столько от научно-технического прогресса, сколько от совершенствования человека. Активное же освоение личностью общественных и производственных отношений зависит напрямую от культурного и нравственного развития. Здесь особое значение приобретает досуг. В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Поэтому специалисту, имеющему дело с организацией свободного времени человека, необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации и растущее количество возможностей организации досуга. Одной из таких молодых отраслей социальной психологии и педагогии становится социально-культурная анимация.

Во второй половине ХХ века термин «анимация» (от латинского anumation – оживлять, воодушевлять, одухотворять) сразу стал использоваться в нескольких значениях:

1) Анимация – художественная деятельность по созданию мультфильмов;

2) Анимация – особый вид культурно-досуговой деятельности, направленной на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству.

Как видно из приведенных определений, одним и тем же термином обозначаются совершенно разные виды деятельности, что ведет к некоторой путанице. Возможно, есть смысл оставить термин «анимация» для создателей анимационных фильмов, а в сфере социально-культурной деятельности использовать понятие «социально-культурная анимация», которое предполагало бы деятельность по формированию, продвижению и реализации досуговых программ разного назначения: от релаксационно-оздоровительных до культурно-образовательных и творческих.

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей социально-культурной деятельности.

Социально-культурная анимация – особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения. Так основной целью социально-культурной анимации станет преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции (профилактика социально-психологических отклонений, например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма др.), реабилитация критических состояний личности и помощь творческой самореализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества (театр, хореография, пластические искусства), в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми. Именно это позволяет сегодня признать социально-культурную анимацию наиболее прогрессивным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Педагогический аспект социально-культурной анимации заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

‑ целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;

‑ стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

‑ создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

- как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;

- как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и, особенно в ее свободное время,

- как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью.

Существует довольно много различных определений понятия социально-культурная анимация, одно из них дает Н. Н. Ярошенко. Социокультурная анимация (animation) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения .

М. Симоно дает такое определение: «Социально-культурная анимация – это область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенные изменения поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов».

Проанализировав определения социально-культурной анимации вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод о том, что объединяющими элементами всех этих определений являются:

- общественные группы или индивиды общества;

- различные методы (социальные, педагогические, психологические и т.д.);

- социальное поведение людей.

Данные элементы свидетельствуют о том, что социально-культурная анимация связана, прежде всего, с социализацией.

И здесь, анимация выступает как своеобразная услуга по организации досуга, преследующая цель ‑ повышение качества обслуживания потребителей досуговых услуг, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения на предприятия социально-культурной сферы.

Социально-культурная анимация охватывает широкое поле деятельности:

- анимационные программы во время приема пищи в условиях проведения стилизованных, уходящих корнями в историю и национальные традиции обедов и банкетов;

- анимационные программы во время экскурсий;

- спортивно-оздоровительные анимационные программы;

- анимационные программы во время туристских походов;

- культурно-исторические праздники, массовые театрализованные зрелища, фестивали, ярмарки и карнавалы;

- музейные анимационные программы с широким спектром возможностей: от культурных инсценировок до исторических реконструкций;

- анимационные программы при организации семейных и корпоративных праздничных мероприятий;

- туристская и гостиничная анимация.

2. Общая характеристика основных методов, функций и задач социально-культурной анимации

Опираясь на сущностные свойства социально-культурной анимации, на их содержательные характеристики, можно определить базовую структуру функций социально-культурной анимации:

- функция рекреации – предполагает восстановление и развитие физических и духовных сил человека в процессе отдыха;

- функция релаксации отвечает за восстановление энергетических затрат личности, снятие стрессов, напряжения, за возвращение в состояние душевного равновесия;

- функция коммуникации реализуется как способ «оживления» и «одухотворения» межличностных и межгрупповых отношений, формирует продуктивное общение, обогащает опытом взаимодействия в социуме;

- функция адаптации реализуется как процесс психологического приспособления к новым условиям жизни, социальным нормам и правилам, системе ценностей, способствует развитию навыков ориентирования в социальной среде;

- функция коррекции предполагает реализацию механизма «исправления» внутреннего состояния, а также преодоления отрицательных настроений и эмоций, аномалий в развитии личности;

- функция регенерации реализуется в процессе социокультурной анимации посредством восстановления и накопления положительных эмоций, создания и сохранения хорошего настроения;

- функция реконструкции реализуется посредством воссоздания и воспроизведения забытых ощущений, эмоциональных состояний души; способствует возрождению комфортных состояний души в процессе анимации, а также возобновлению социально-духовных связей личности с обществом [Курило Л.В., с.67].

Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, Н. Н. Ярошенко выделяет следующие:

- человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

- каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

- человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;

- человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

- человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

- человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;

- человек – это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность.

Помимо принципов социально-культурной анимации Н. Н. Ярошенко выделяет также ее задачи:

- комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

- помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

- подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

- выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;

- помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;

- подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.

Задачей социально-культурной анимации является не только изучение условий, которые ведут к тому или иному развитию человека, а также выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций .

Социально-культурная анимация позволяет решить задачи обеспечения условий для всестороннего свободного развития личности, её творческого самовыражения, а также создает условия для эффективного контроля в сфере культуры .

Программное анимационное воздействие на человека во время его досуга в комплексе решает проблему становления, развития, сохранения и восстановления его здоровья: соматического физического, психического и нравственного. Именно эти виды здоровья определяют типологию направлений социокультурной анимации, которая представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 – Типология направлений социокультурной анимации

 

Вид здоровья Тип анимационных программ
Соматическое Туристско-оздоровительная Комплексная
Физическое Спортивно-оздоровительная
Психическое Зрелищно-развлекательная
Нравственное Познавательно-экскурсионная Обучающая Любительская

 

В каждом из вышеперечисленных типах анимационных программ можно использовать различные формы анимационной деятельности, которые представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Типология анимационных занятий

 

Тип анимационных программ Форма анимационной деятельности
Спортивно-оздоровительная Спортивные соревнования, эстафета, спартакиада
Туристско-оздоровительная Поход, слет, туристские соревнования
Познавательно-экскурсионная Обучающая Любительская Экскурсия, лекция, беседа, диспут, краеведческие чтения, викторина, литературно-художественная гостиная, состязания знатоков и пр
Зрелищно-развлекательная   Праздник, конкурс, фестиваль, карнавал, тематические дни, ярмарка, дискотека и др  
Комплексная   Комбинированная экскурсия, праздник-путешествие, поход выходного дня и т.д

 

Данные виды анимационных программ имеют экономический и социальный эффект, который включает в себя:

1. Экономию рабочего времени и снижение затрат на медицинское обслуживание за счет сокращения пребывания в больнице и поликлинике.

2. Сокращение временной нетрудоспособности за счет профилактики заболеваемости;

3. Возрастание объема производства и национального дохода за счет:

- увеличения производительности труда;

- снижения смертности в трудоспособном возрасте .

Методика комплексной оценки социально-культурной ситуации жизнедеятельности личностей, социальных групп основывается на целостном изучении:

а) состояния социальных условий жизнедеятельности личности;

б) психофизического состояния личности (тесты интеллектуального развития, самооценки и др.)

в) состояния социально-психологических отношений в процессе совместной деятельности (социометрия, интерперсональная диагностика Т. Лири и др.);

г) ценностно-смысловых отношений личности.

д) перспективные программы социально-культурной анимации (работа с населением локального территориально-культурного образования; анимация в монородительских семьях, с талантливыми, одаренными детьми; анимационная работа по месту жительства и др.)

Таким образом, социально-культурная анимация выполняет роль стимулирования полноценной рекреационной, досуговой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы посредством воодушевления, одухотворения. Этот вид деятельности уже стал неотъемлемой частью жизни современного человека.

 


Лекция: «Рекреативно-анимационные программы: Сущность и типология»

Рекреация предполагает включение человека в специфические, обогащающие личность виды деятельности. Данное обстоятельство и является основным существенным отличием рекреационной деятельности от досуговой, поскольку досуговая деятельность не обладает ярко выраженной ценностной ориентацией, так как в нее могут включаться как позитивные, так и негативные, разрушающие личность виды активности (например, хулиганство). Однако рекреационными являются лишь виды деятельности, создающие оздоровляющий, восстанавливающий эффект, то есть конструктивные, положительные, социально оправданные виды занятий. Рекреационная деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами.

В «Энциклопедии туризма» рекреация определяется как «1) расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных и эмоциональных); 2) любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил; З) наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд; 4) перестройка организма и человеческих популяций, обеспечивающая возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды».

Понятие «рекреация» тесно связано с понятием «отдых».

Отдых –это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности человека (например, медики считает наиболее продуктивным отдыхом сон)[1]. Таким образом, досуг является лишь частью отдыха, поскольку не включает время на сон и другие непреложные затраты, которые можно назвать отдыхом.

В человеческой деятельности интерес представляет культурный досуг, который можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно-организационный.

С понятием «досуг» в наше время очень тесно связано понятие «анимация».

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связано с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности. Это разнообразие сказывается не только в гостиничном бизнесе, при формировании туристских маршрутов, но и вообще в организации досуга людей в современной жизни: Поэтому можно говорить об анимационных программах городских и муниципальных, клубных и парковых, производственных и в учебных заведений. Здесь мы будем говорить о рекреационной, туристской и гостиничной анимации, поэтому разграничим эти понятия.

 

 

Рисунок 1 – Типология анимации[2]

 

Рекреационная анимация –вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводиться как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями. Это дает нам право утверждать, что понятие «рекреационная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».

Туристская анимация –это разновидность туристской деятельности, осуществляемой на туристском предприятии (туркомплексе, отеле) на транспортном средстве (круизном теплоходе, поезде, автобусе и т.д.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и т.д.), которая вовлекает туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга. Другими словами, туристская анимация – это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как национальность, возраст, пол, численность (индивидуальная, групповая, массовая), а также активность участия туристов.

Туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):

Первый тип. Анимационные туристские маршруты –целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках.

В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа является ценообразующим фактором в турпродукте. Обычно такие программы предназначены для индивидуальных туристов или однородных туристских групп, объединенных общим интересом (профессиональным, хобби).

К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, турпоездки по казино-центрам, расположенным в разных странах, организованные для любителей игры в казино.

Второй тип. Дополнительные анимационные услугив технологических перерывах – программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, и действующие в обстоятельствах, обусловленных переездами, задержками в пути и в случаях непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах), а также в случае отсутствия снега на горнолыжных курортах и т.д.

Третий тип. Гостиничная анимация –комплексная рекреационная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и совместном их участии в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса. Этот вид анимации преследует цель реализации новой философии гостиничного обслуживания – повышения качества и предоставления услуг и уровня удовлетворенности туриста отдыхом. В маркетинговой стратегии гостиницы такая анимация используется как одна из основных привлекательных услуг.

Гостиничная анимация – понятие наиболее узкое из трех рассматриваемых, поскольку предполагает только организацию досуга в местах размещения туристов: туркомплексах, отелях, гостиницах, турбазах и др. Иными словами, гостиничная анимация – это досуговая деятельность, предлагаемая гостиницами, отелями, туристскими комплексами. Это наиболее значимая часть туристской анимации. Анимационные программы различаются при разной организации отдыха (в клубах, гостиницах разной целевой направленности и разной величины).

Виды анимации как элементы анимационных программ.

С точки зрения системного подхода туристская анимация – это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении времени, развлечении Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совершенно разный смысл: для одних отдых – это путешествие, для других – чтение книг, прогулка по лесу, рыбалка и т.д. Соответственно спросу и мотивации путешествий в практике туристского обслуживания складываются следующие виды анимации,удовлетворяющие различные потребности туристов (отдыхающих):

- анимация в движении –удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

- анимация через переживание –удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

- анимация через общение –удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

- анимация через успокоение –удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;

- культурная анимация –удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

- творческая анимация –удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество[3].

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ. Поэтому мы вправе называть их рекреативно-анимационными программами. Рекреативно-анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимация – это своеобразная услуга по организации и проведению досуговых программ, преследующая цель – повышение качества обслуживания, и в то же время – это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения гостей и их знакомых в социально-культурные учереждения.

Конечной целью анимации является удовлетворенность человека отдыхом – его хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил. В этом заключаются важнейшие рекреационные функции анимации.

На протяжении всей истории существования человечества прослеживаются связи развлечений и досуговой деятельности, от самых древних времен до наших дней, но предпосылками возникновения рекреативно-анимационных программ в их современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации, в соответствии с рисунком 2.

Реалии повседневной жизни (повседневности) Последствия повседневности Реакция людей на повседневность как источник рождения туристского спроса на анимационные услуги
   
Индустриализация Урбанизация   Повсеместное техническое окружение Экологическое загрязнение Монотонность труда Увеличение жизненных нагрузок Физическая и психическая утомляемость Нехватка времени и сил на творчество и любимое дело Повышенная плотность населения Разрыв с природой Усталость от городской суеты Множественность случайных связей   Желание: – уехать из города на природу; – разнообразить впечатления, прикоснуться к духовным ценностям; – познать и увидеть новых людей; – двигаться и развиваться; – общения, соревнования и т.д.
       

Рис. 2. Предпосылки возникновения анимации

 

«Следствием быстрого технического развития (индустриализации) являются такие факторы, как повсеместное техническое окружение и экологическое загрязнение, монотонность труда, физическая и психическая утомляемость, нехватка времени и сил на творчество и любимое дело (хобби). Урбанизация также создала различные негативные последствия: повышенную плотность городского населения, увеличенные жизненные нагрузки, усталость от множественности случайных, поверхностных (анонимных) человеческих контактов в городской среде.

Реакцией на эти негативные последствия является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого – повышенный спрос на такие услуги, как различные виды спортивно-самодеятельного туризма, хобби-туры, экологические природоориентированные прогулки, экскурсионно-развлекательные программы, спортивно-увеселительные и лечебно-восстановительные услуги. Таким образом, изменение уклада, стиля жизни современного человека, характера его трудовой деятельности в связи с индустриализацией и урбанизацией привело к изменению его потребностей в отдыхе и, соответственно, к изменению содержания досуга.

Организация такого отдыха связана с формированием и реализацией таких программ развлечений (рекреативно-анимационных программ), которые бы отвлекали человека от повседневных жизненных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни».

Итак, рекреативно-анимационные программы – это комплексные досуговые программы, которые дают возможность отдохнуть от повседневных жизненных проблем, проводят эмоциональную разрядку, нейтрализуют негативные стороны повседневной жизни, посредством использования различных видов анимации.

По содержанию досуговую анимацию подразделяют: на познавательную, ценностно-ориентированную, практически-преобразующую, творческую.


 

 

  Рекреационная анимация    
               
Досуговая анимация (с местными жителями)     Туристская анимация
           
Познавательная анимация   Ценностно-ориентированная анимация   Практически-преобразующая анимация   Творческая анимация
                     

 

Рис. 3. Типология досуговой анимации

Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ритуалах и т.д.

Ценностноориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.

Творческое начало присуще всем видам и формам досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.

Содержательный аспект социальных функций досуговой анимации реализуется в зависимости от реального состояния конкретного социально-культурного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой. Структура государственного устройства определяет ценностноориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге. При этом под последним понимается не просто свободное, т.е. праздное, время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

Досуговая анимация является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки. Поскольку досуговая анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.

Из трех главных рекреационных функций досуговая анимация призвана выполнять прямым образом две функции – спортивно-оздорови-тельную и познавательную. «В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции анимации:

1. Адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой.

2. Компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни.

3. Стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность.

4. Оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни.

5. Информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.

6. Образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире.

7. Совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование.

8. Рекламную, дающую возможность через анимационные программы сделать туриста носителем рекламы о стране, регионе, городе и т.д.

9. Гедонистическую (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Такое разнообразие функций анимационного сервиса обусловило и многообразие видов досуговой анимации, а также большую разновидность анимационных программ и мероприятий» [2, с. 19].

Социальные функции досуговой анимации таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, досуговая анимация влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие досуговой анимации следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профессиональную подготовку. Современный специалист социально-культурного учреждения – «это высокопрофессиональный организатор досуга». Прежде всего, следует сказать здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе с людьми на досуге, об осознании своего высокого призвания. К сожалению, весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сторону этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподнятая атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы и музыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и т.д.), ошибочно полагают, что они буквально созданы для этой профессии. Умение стимулировать, направлять деятельность людей, вовремя замечать и подхватывать их полезную инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно полезными видами деятельности – основа профессионального мастерства.

Практическая деятельность социально-культурного учреждения строится по направлениям работы, при этом используются различные средства достижения цели. Исходя из этого, можно назвать функции, направления и средства. Осуществляя эти функции, социально-культурное учреждение выполняет свое общественное предназначение. Этот процесс не что иное, как осуществление определенным образом упорядоченных досуговых анимационных программ, создаваемых по определенной тематике, с глубоким общественно значимым содержанием.

Выполняя ту или иную функцию, социально-культурное учреждение, во-первых, выступает как пространственно-организационная база информационно-просветительной, художественно-публицистической и культурно-развлекательной деятельности. Во-вторых, организует и проводит воспитательно-просветительные акции по инициативе и при участии актива, членов клубных объединений. В содержательном отношении именно эта отрасль деятельности социально-культурного учреждения наиболее многопланова и содержательно насыщенна. Эта же часть деятельности охватывает самую массовую аудиторию, на которой «замыкается» деятельность не только социально-культурного учреждения, но и всех организаций, заинтересованных в создании конкретной анимационной программы.

Создание, консолидация организационных, творческих, исполнительских, пропагандистских, поисково-исследовательских и иных задач, которые не могут быть строго «уложены» в перечисленные функции, но также весьма важны. Это относится в первую очередь к праздничным и обрядовым программам. Их задача – «общественное оформление узловых точек» на жизненном пути личности или коллектива.

Целостную систему досуговой анимации следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система досуговой анимации включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются самостоятельными системами: это сеть социально-культурных учреждений разных типов (клубных учреждений, парков культуры и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе, ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего звена; научные, средние и высшие учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Самым эффективным институтом в досуговой анимации является социально-культурное учреждение клубного типа. В учреждениях культуры клубного типа досуговая анимация становится систематической и приобретает творческий характер. Поведение человека в сфере досуга, обусловленное его менталитетом, позволяет сделать вывод о том, что в досуговой анимации личность предстает именно такой, какой она могла бы стать при других обстоятельствах.









Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 17364;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.049 сек.