Справедливость в отношениях людей.
2. Анализ текста «Гильдебранд о добродетели и привычке»
«Путать легкость, действительно являющуюся подлинным признаком добродетели, с легкостью привычки – это опасная ошибка. Значение термина «привычный» в том и другом случаях совершенно разное. Поскольку этот момент чрезвычайно важен для правильного понимания добродетели, мы кратко исследуем различные типы привычки и ее отношение к нравственности, в особенности к добродетелям.
«…» некоторые действия, первоначально контролируемые волей, впоследствии переходят на уровень чисто животной спонтанности. … «Привычное» означает здесь то, что эти действия выполняются не совсем осознанно, … автоматически «…» Поступки в строгом смысле не могут совершаться подобным образом. Они обязательно контролируются волей … Точно так же добродетели не являются привычками. «…» Легкость, с которой щедрый человек раздает милостыню, несомненно отличается от автоматизма действий, которые выполняются без актуализации нашей воли и даже без сознательного восприятия их осуществления.
То же самое касается легкости совершения тех действий, которые мы столь долго выполняли, что полностью овладели ими. «…» Очевидно, абсурдно полагать, что щедрый человек без труда совершает акт подаяния потому, что он достиг в этом большого умения благодаря постоянным упражнениям. «…» Поступки в строгом смысле – это не дело умения или техники. Легкость, с которой совершается нравственный поступок, явно отличается о той легкости, которая является результатом навыка. Поступки в подлинном смысле этого слова исключают понятие навыка. Мы видим это, когда обращаем внимание не на их технические, подчиненные аспекты, а на их ценностноответное ядро. «…» Приспосабливание является другим типичным результатом привычки. «…» Привычка, имеющая решающую роль в нашем физическом существовании, имеет здесь характер приспосабливания, которое делает возможными вещи, невозможные до этого или требовавшие больших усилий. «…» Нетрудно видеть радикальное различие между «легкостью», являющейся следствием приспосабливания, и «легкостью» добродетели. «…» Для успеха приспосабливания нет необходимости в какой-то особой нравственной позиции. Легкость, характеризующая добродетель, является результатом переизбытка любви. Таким образом, эта легкость явно отличается от легкости, являющейся следствием привыкания. Приспосабливание не имеет ничего общего с нашей нравственной жизнью».
(Гильдебранд Д. фон. Этика. СПб.: Алетейя; Ступени, 2001. С. 455–465.)
Контрольные вопросы
1. Чем добродетель отличается от привычки? Какую аргументацию приводит автор текста?
2. Легко ли совершаются моральные действия?
Вариант 27
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 624;