Романтика и высокий пафос романа Б. Васильева

«В списках не значился»

В военной прозе 70-х годов углубился психологический ана­лиз характеров, поставленных в экстремальные условия, обост­рился интерес к нравственным проблемам. Усиление реалисти­ческих тенденций дополняется возрождением романтического пафоса.

Борис Васильев

 

Реализм и романтика тесно переплелись в повестях «А зори здесь тихие…» Б.Васильева, «Пастух и пастушка» В.Ас­тафьева. Высокий героический пафос пронизывает страшное в своей обнаженной правде произведение Б.Васильева (1924 – 2013) «В списках не значился» (1974).

 

Фото Великой Отечественной войны

 

Николай Плужников прибыл в Брестский гарнизон вечером накануне войны. Его еще не успели занести в списки личного со­става, и когда началась война, он мог бы уйти вместе с беженцами. Но Плужников сражается даже тогда, когда погибают все защит­ники крепости. Несколько месяцев этот мужественный юноша не давал фашистам спокойно жить: взрывал, стрелял, появлялся в самых неожиданных местах и убивал врагов. И когда лишенный пищи, воды, боеприпасов, он вышел из подземных казематов на свет, то перед врагами предстал седой, ослепший старик. А в этот день Коле исполнилось 20 лет. Даже фашисты преклонились перед мужеством советского солдата, отдав ему воинскую честь.

Николай Плужников умер непокоренным, смертью смерть по­прав. Б.Васильев не задается вопросом, почему так упорно, зная, что один в поле не воин, сражается с врагом Николай Плужни­ков — совсем еще юный, не успевший пожить человек. Он рисует сам факт героического поведения, не видя ему альтернативы. Все защитники Брестской крепости сражаются героически. Б.Ва­сильев продолжил в 70-е годы ту героико-романтическую линию, которая зародилась в военной прозе в первые годы войны («Радуга» В.Василевской, «Непокоренные» Б.Горбатова).

 

9. Художественно-документальная проза о войне («Я из огненной дерев­ни» А. Адамовича, И. Брыля, В. Колесника,

«Блокадная книга» А. Адамови­ча и Д. Гранина)

Еще одна тенденция в изображении Великой Отечественной войны связана с художественно-документальной прозой, кото­рая основывается на магнитофонных записях и рассказах оче­видцев.Такая — «магнитофонная» — проза зародилась в Белару­си. Первым произведением ее была книга «Я из огненной дерев­ни» А.Адамовича, И.Брыля, В.Колесника, воссоздающая тра­гедию Хатыни.

Алесь Адамович

Страшные годы ленинградской блокады во всей неприкрытой жестокости и натурализме, позволяющие понять, как это было, что чувствовал, когда еще мог чувствовать, голодный человек, встали на страницах «Блокадной книги» А.Адамови­ча и Д.Гранина. Война, прошедшая через судьбу страны, не поща­дила ни мужчин, ни женщин. О женских судьбах — книга С.Алек­сиевич «У войны не женское лицо».

 

Фото Великой Отечественной войны

 

Проза о Великой Отечественной войне — самая мощная и крупная тематическая ветвь русской и советской литературы. От внешнего изображения войны она пришла к постижению глу­боких внутренних процессов, происходивших в сознании и пси­хологии человека, поставленного в экстремальные военные об­стоятельства.

Фото Великой Отечественной войны

 








Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 1267;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.