Теории и модели демократии. Демократический режим.
Самое простое определение демократии – это власть народа. Согласно определению американских просветителей, демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. Современные демократии наследуют многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличаются от них.
Современные теоретические модели демократии базируются преимущественно на политических идеях Нового времени, Просвещения (Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Токвиль). Правда, сегодня появляются концепции демократии, критически относящиеся к мировоззренческим истокам современности, - дискурсивная демократия, теледемократия, кибердемократия, - но пока они находятся на периферии, занимают маргинальное положение в современной демократической теории и практике.
Все многообразие теоретических моделей современной демократии тяготеет к двум основным теоретическим парадигмам, сформированным классиками политической мысли 16-19 веков. Речь идет о либерально – демократической и радикально – демократической теориях (схема 3).
Схема 3.
Либерально – демократическая и радикально – демократическая теория демократии.
Либерально – демократическая теория | Радикально – демократическая теория |
-морально автономный индивид -суверенитет личности -общество как сумма индивидов -интерес всех -плюрализм интересов -первенство права -свобода человека -первенство прав человека -представительная демократия, выборы -свободный мандат -разделение властей -подчинение меньшинства большинству с защитой прав меньшинства. | -социальный человек -суверенитет народа -органическое общество -общий интерес -единство интересов -первенство общего блага -свобода гражданина -единство прав и обязанностей -непосредственная демократия -императивный мандат -разделение функций -подчинение меньшинства большинству. |
В либерально – демократических концепциях свобода человека означала моральную автономию рационально определять свою жизнь и правила общения с другими людьми, которые не должны нарушать его индивидуальных прав. Государство, возникающее на основе договора между людьми ограничивается правом. Таким образом, данная демократическая парадигма основывалась на предпосылке автономного индивида, общество при этом трактовалось как сумма свободных индивидов, а общественный интерес – как интерес всех. Частная жизнь здесь цениться больше, чем жизнь общественная, а право выше, чем общественное благо. Концепция либерально – демократического толка допускают лишь “ограниченное государство”, государство “ночного сторожа”. Такое государство не возможно без договора между людьми, а представители государства избираются населением. Свобода в таком государстве ограничена только законом, а само государство должно строится по принципу разделения властей. Правомерный при голосовании принцип решения по большинству голосов дополняется принципом защиты прав меньшинства.
Либерально – демократическая и радикально – демократическая парадигмы представлены здесь лишь в самом общем и огрубленном виде, но они позволяют увидеть за внешним многообразием существующих современных моделей демократии единство в истоках. Опишем некоторые наиболее распространенные и используемые сегодня в политической науке теоретические модели демократии.
Модель конкурентной элитистской демократии. Основателями данной модели демократии можно считать Макса Вебера и Йозефа Шумпетера. Главное, что было использовано в политологии, - это определение демократии через систему верований в легитимность существующего политического порядка на основе права, приверженность всех правилам политической игры.
Шумпетер дал классическую формулировку демократии как конкуренции между двумя или более группами элит за власть на более или менее регулярных и открытых выборах. Она стала одной из основных при выборе переменных в сравнительном исследовании демократических систем. Он определял новую концепцию демократии: “Демократический метод – это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей”.
Обосновывая данную концепцию, он видел ее преимущества в том, что касается легко проверяемых эмпирических вещей – наличия или отсутствия демократической процедуры. Классическая теория демократии не содержала такого критерия, так как воле и благу народа могли служить и недемократические режимы и правительства.
Модель демократии Липсета – Лернера. Эту модель демократии иногда определяют как “политико – модеонизационную теорию”.
Демократия в этой модели выступает, прежде всего, результатом развития ряда социальных и экономических условий. Если Лернер делал акцент на деятельности различных элитных групп, на наличие развитых средств массовой коммуникации, то Липсет -–на конкуренции элит, поддержки населением существующих правил политической игры и эффективности действия демократий как условия стабильности и поддержки режима.
Собственно концепциолизация демократии в данной модели отражает следующие ее основные характеристики: политико-культурные, политико-структурные, политико-институциональные, политико – партисипаторские.
Так, Липсет определяет демократию как политическую систему, которая имеет постоянные конституционные возможности для замены правящих лиц. Ученый выделяет необходимые условия:
- система верований, легитимизирующих демократическую систему и отдельные ее институты;
- некоторый набор политических лидеров, осуществляющих управление;
- одна или больше групп лидеров вне правительства.
В этом смысле политическая система демократии считается стабильной, если в ней существует ценностная система верований, позволяющих мирно осуществить “игру” власти.
Модель “полиархической демократии” Роберта Даля. Эта модель следует общей направленности либеральной демократической теории, но в ней более подробно анализируется набор условий, определяющих действительную, а не формальную демократию.
Для более строгой концептуализации Даль избирает два основных измерения политических систем: степень оппозиционности и уровень политического участия населения в выборе элит. Полиархия у Даля не тождественна демократии.
Во – первых, если демократия является идеальным типом политических систем, то полиархия характеризует реальный тип.
Во – вторых, полиархия является подобно демократии качественным признаком политических систем и вместе с тем их измерением.
В – третьих, поскольку полиархия не совпадает с демократией, то ее характеристика как демократического режима ограничивается лишь наиболее общими институциональными требованиями.
В – четвертых, полиархия как термин применяется для характеристики всей национальной системы, а не отдельных ее уровней.
На основании характеристики, присутствующей уже в популистской модели демократии Даль формулирует правило, гласящее, что из существующих вариантов политических курсов выбирают тот, которому отдано предпочтение большинства членов общества. Полиархическая процедура принятия решения, основанная на данном правиле, регламентируется следующими условиями:
- каждый член данной организации может голосовать;
- при подсчете голосов сделанный каждым выбор имеет одинаковый вес;
- победившим объявляется вариант, получивший наибольшее число голосов;
- каждый участник голосования может включать предпочитаемый им вариант в число выносимых на голосование;
- каждый участник голосования располагает идентичной информацией об имеющихся вариантах;
- варианты получившие большее число голосов, заменяют любые варианты, получившие меньшее количество голосов;
- распоряжения выборных официальных лиц выполняются.
Экономическая модель демократии Энтони Даунса. Данная модель демократии сформировалась в политической науке и активно используется сегодня в сравнительной политологии. Она явилась результатом экспансии экономического метода на различные отрасли социального исследования в 50-е годы.
В своей модели демократии он акцентировал внимание на деятельности правительства в связи с электоральным поведением и общественным мнением.
Цель, которую он поставил перед собой, состояла в том, чтобы “дать правило поведения в демократической системе управления и обнаружить его смысл”. Пытаясь сконструировать модель рационального политического поведения, он и строит свою экономическую теорию демократии.
Прежде всего, отметим, что экономическая модель демократии базируется на идее рациональности политического поведения. Рациональное повеление является предсказуемым. При таком подходе политика рассматривается в виде рынка. Две основные посылки экономической теории демократии в этой связи являются важными: 1. “каждое правительство пытается максимизировать политическую поддержку”, 2. “каждый гражданин пытается рационально максимизировать полезность результата своего действия”.
Итак, демократический процесс управления предлагает:
1. периодические выборы,
2.соперничество между двумя или более партиями,
3. борьбу партий за голоса избирателей,
4. что победившая на выборах партия управляет правительством без посредства парламента до следующих выборов,
5.невмешательство в право оппозиции выражать себя и организовывать кампании и запрет на изменение периодичности выборов.
Демократическая модель “прав человека”. Начиная с 70-х годов так называемые электоральные модели демократии подвергаются все большей критике за электоральный редукционализм, за акцент на институциональных условиях демократии, за минимализм в отношении идеи прав человека. Возникает значительный интерес к правам человека как основной переменной сравнительного изучения демократий и в целом политических систем.
Согласно демократической модели “прав человека”:
- реальная власть принадлежит избранным должностным лицам и лицам , ими назначенным.
- исполнительная власть конституционно ограничена и ответственна перед другими государственными институтами.
- результаты выборов не предопределены.
- культурные, этнические, религиозные и иные меньшинства, равно как и традиционно находящиеся в выгодном положении большинство, не ограничены в выражении своих интересов в политическом процессе и в использовании своего языка и культуры.
- граждане имеют множество постоянных каналов и средств выражения своих интересов и ценностей.
- граждане имеют свободный доступ к альтернативным источникам информации.
- индивиды обладают основными свободами: веры, мнения, дискуссии, речи, публикаций, собраний, демонстраций и петиций.
- граждане политически равны перед законом.
- правление закона защищает граждан от несправедливых: ареста, ссылки, пыток и чрезмерного вмешательства в их личную жизнь.
Представленная модель демократии широко используется для анализа уровня развития прав человека, свободы и демократии.
Следует заметить, что концепция прав человека сегодня приобрела универсальное значение.
Институциональная модель “интегративной демократии”.
Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму.
1. Существование в обществе множество интересов и широкого спектра возможностей их выражения и реализации.
2. Гарантированный доступ групп к политическим институтам.
3. Всеобщее избирательное право.
4. Контроль представительных институтов за деятельностью правительства.
5. Согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.
6. Разрешение возникающих конфликтов мирным путем.
7. Признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.
Демократия возникает и сохраняется при наличии определенных условий. 1. Это высокий уровень экономического развития. 2. Это наличие толерантности в обществе, уважение прав политического меньшинства. 3. Это согласие общества таких базовых ценностей как права человека, право собственности, уважение чести и достоинства личности. 4. Это ориентации значительной части населения на политическое участие или, говоря другими словами, доминирование активисткой культуры.
Заключение.
Понятие “политический режим” раскрывает функциональный аспект политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.
Основными типами политических режимов являются тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Наряду с общепринятой типологизацией существуют типологии политических режимов, разработанные Далем и Блонделем. Некоторые исследователи выделяют в качестве определенной разновидности гибридные режимы, характеризующиеся сочетанием черт авторитаризма и демократии.
Одним из наиболее многозначных понятий политической науки является демократия. В истории политической мысли выделяются две основные трактовки демократии: либерально – демократическая и радикально – демократическая. Среди современных теоретических моделей демократии можно отметить: модель конкурентной элитистской демократии, модель Липсета – Лернера, модель “ полиархической демократии” Даля, экономическую модель Даунса, демократическую модель “прав человека”, модель “интегративной демократии”.
Список используемой литературы.
- М. А. Василика “Политология” Учебник, М.: Гардарики 2005.
- В. П. Пугачев “Политология. Справочник студента”. М.: Филологическое общество “СЛОВО”, ООО Фирма “Издательство АСТ”, 1999.
- В. А. Мальцев “Основы политологии”, Учебник для вузов – М.: ИТРК РСПП, 1998.
- К. С. Гаджиев “Политология” Учебник – М.: Высшее образование, 2005.
- А. А. Радугина “Политология”.
- В. А. Мельник “Политология”.
- В. С. Дробышевский, Л. А. Смирнов “Политология”.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 6889;