Практическое сознание

Гидденс использует фрейдовскую интерпретацию природы бессознательного,

но вносит в неё свои соображения. В частности, он вводит понятие практическое

сознание, рассматривая его как центральное в теории структурации. Этого понятия

нет ни в структурных парадигмах, ни в концептуальном аппарате социального

психоанализа, хотя ему наиболее близко понятие "предсознательного". Между тем

оно позволяет дать более тонкую трактовку природы сознания человека и,

соответственно, дать более адекватную интерпретацию его поведению.

По Гидденсу, нет жесткой границы между практическим сознание и сознанием

дискурсивным. Но есть различия между тем, что индивид действительно сделал и

тем, что он мысленно намеревался сделать. Практическое сознание связано с тем,

что, как правило, делается. Кроме того, между дискурсивным сознанием и

бессознательными мотивами существуют барьеры, основанные главным образом на

репрессии. Понятиями дискурсивное сознание, практическое сознание и

бессознательные мотивы социолог предлагает заменить традиционную

психоаналитическую триаду - "Оно", "Я" и "Сверх-Я".

Порядок

Представления о дуальности структуры и стратификационной модели

личности агента позволяют иначе взглянуть на факторы, обеспечивающие и

поддерживающие социальный порядок. В отличие от Парсонса, полагавшего, что

порядок поддерживается усвоенными в ходе социализации ценностями, которые

выступают как мотивационные ориентации личности (см. четырнадцатую тему),

Гидденс считает, что устоявшиеся, типичные образцы социального поведения

детерминированы самим социальным воспроизводством, его рутиной. Рутина -

социальные практики, основанные на бездумном характере повседневного

взаимодействия.

По Гидденсу, рутинизация социальных практик становится условием

социальной стабильности. Она обеспечивает адекватное взаимное восприятие

поступков индивидов и не требует при этом приведение рациональных аргументов.

Гидденс считает, что рутина является важным фактором непрерывности

социального воспроизводства. Если рутинные социальные практики к тому же

освящены традицией, то они ещё сильнее связывают прошлое и настоящее,

обеспечивая преемственность в социальном воспроизводстве.

В условиях современности толчком к дерутинизации могут быть последствия

природных катаклизмов или шок, вызванный от контакта с элементами иной

культуры. При этом не происходит мгновенная иллиминация традиционных

социальных практик. Начинается процесс их замещения новыми практиками, что в

итоге приводит к новой рутине и обновленному социальному порядку.








Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1084;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.