Основные функции культуры

 

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие её функций в жизни общества и человека.

Культура – это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главной функцией культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Ведь кроме культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человеком. Поэтому неслучайно культуру считают социальной памятью человечества. Разрыв же культурной преемственности обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма) со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используется богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человека. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку. Одни из них демонстрируют удивительную способность через культуру, посредством культуры взять лучшее, что накоплено людьми, и поставить себе на службу. Такие общества (в Японии, например) демонстрируют огромный динамизм во многих сферах науки, техники, производства. Другие, не способные использовать познавательную функцию культуры, все еще изобретают велосипед и тем самым обрекают себя на отсталость.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая (от греч. semeion – знак) функция – важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный и письменный) – средство общения людей, литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная, или аксиологическая (от греч. axia - ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Коммуникативная функция культуры состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии, к примеру) или – косвенным (с помощью произведений писателей мы узнаем жизнь прошлых поколений). Поэзия Пушкина, художественные произведения и публицистика Л.Н. Толстого, музыка Чайковского, научные труды Вернадского, Циолковского дают возможность не только оглянуться на прошлое, но и поразмышлять о настоящем и будущем.

Функция социализации выполняет задачу вхождения человека в общество. Сделать из первобытной особи разумного человека, что отличало бы его от животного мира и способствовало его жизни именно в человеческом обществе.

Процесс социализации заключается в усвоении человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих человеку стать им.

Особенно хочется отметить адаптивную (приспособительную: от лат. adaptio – приспособление; ее также иногда называют защитной) и креативную (творческую: от лат. creatio – созидание) функции культуры.

Адаптивная функция состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений – орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии – человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии. Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие, порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни. И не только естественного происхождения (например, СПИД), но и искусственного (скажем, лучевая болезнь). Таким образом, материальная культура, технический прогресс, с одной стороны, снижают угрозу жизни и здоровью людей, а с другой – повышают ее. Функция сопровождается дисфункцией.

Креативная функция культуры состоит в преобразовании и освоении мира. Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над природными явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. Проявляется его любознательность, а не желание защититься. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработаны сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.

В совокупности адаптивная и креативная функции культуры обеспечивают создание «второй природы» (Гегель) – особого искусственного мира, в котором и через который человек совершает социализацию и становится культурным членом общества.

Этими функциями, конечно, не ограничивается роль культуры. В этом вопросе среди ученых нет полного единодушия. В соответствующей литературе можно встретить выделение и ряда других функций. Их множество, т.к. мы уже говорили, что культура – это многофункциональная система.

 

Литература

 

1. Культурология. История мировой культуры [Текст] / ред. А.Н. Маркова. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 326 с.

2. Введение в культурологию [Текст] / ред. В.А. Сапрыкин. Ч.1.- М.: МГИЭМ (ТУ), 1995. –210 с.

 

Структура культуры

 

Культура – это сложная, многоуровневая система. Специалисты, занимающиеся структуированием культуры, предлагают следующую её схему.

Культура подразделяется по её носителю. Выделяется прежде всего мировая и национальная культуры. Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура,в свою очередь, выступает синтезомкультур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, её неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяются материальная и духовная культуры. Однако, надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

Важная особенность материальной культуры состоит в том, что она не сводится ни к материальной жизни общества, ни к материальному производству, ни к материально-преобразующей деятельности. Материальная культура характеризует материальную деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят:

1) культура труда и материального производства,

2) культура быта,

3) культура топоса, т.е. места жительства,

4) культура отношения к собственному телу и к телу другого человека,

5) физическая культура, спорт, гигиена и медицина.

Духовная культура, аналогично материальной, не сводится к духовной деятельности. Духовная культура характеризует эту деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека. Духовная культура включает в себя:

1) познавательную (или интеллектуальную) культуру,

2) нравственную культуру,

3) художественную культуру,

4) правовую культуру,

5) педагогическую культуру,

6) религиозную культуру,

7) философскую культуру.

Есть ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или духовной. Это так называемые синтетические виды культуры. Они представляют собой «вертикальное» сечение культуры, пронизывая всю ее систему. К ним относятся экономическая культура, политическая культура, экологическая культура и эстетическая культура.

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную, или культуру и антикультуру. Такое деление вытекает из соответствующего её воздействия на человека и общество, так как культура как человекоформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.

Культура также делится по признаку актуальности. Актуальная культура - это та, которая находится в массовом обиходе в ту или иную эпоху. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Когда она уходит в прошлое, то становится неактуальной, несовременной для данного времени.

В структуру культуры входят: субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в её ценностях и нормах, и функциональные, которые характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты.

Таким образом, структура культуры является сложным многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.

 

Литература

1. Культурология. История мировой культуры [Текст] / ред. А.Н. Маркова. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 326 с.

2.Введение в культурологию [Текст] / ред. В.А. Сапрыкин. - Ч.1.- М.: МГИЭМ (ТУ), 1995. –210 с.

 








Дата добавления: 2016-04-06; просмотров: 7075;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.