Вспомните из курса «Изобразительное искусство» понятия: перспектива, линейная перспектива, воздушная перспектива.

2. Выделение композици­онного центра (главного, что определяет содержание образа): величиной, цветом, формой, или расположением на листе (в центре).

3. Распо­ложение отдельных изображений относительно друг друга, переда­вая отношения по величине, а действие через изображение движе­ния, динамику отдельных поз, деталей.

4. При изображении пейзажа все эти приемы важны, но при этом особенно важен колорит.

Вывод: Все эти приемы, хотя и наиболее доступны детям (старшим дошкольникам), однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обу­чения со стороны педагога.

 

Вопрос.

Ребёнок испытывает трудности при изображении сюжета. Е.А.Флерина мягко на­звала их «слабостями» детского рисунка. Давайте их рассмотрим.

1. Малыш лист бумаги воспринимает только как горизонтальную плоскость и «раскладывает» предметы-изображения, как на столе. Затем он рисует линией землю. На полосе-линии, изображающей землю, он ставит предметы в ряд. Флёрина назвала это «фризовым» построе­нием рисунка. Иногда ребенок рисует два фриза, две полоски-линии земли, если изображение не умещается на одной линии. Представляя себя участником изображаемых событий, дошколь­ник иногда смотрит на рисунок как бы изнутри и рисует предме­ты, которые далеко от него более мелко внизу листа. Е. А. Флёрина назвала эту особенность «обратной перспективой». Это характерно для детей до 4 лет.

2. С 4 до 6 лет дети чаще всего изображают пространство земли и неба в виде узких полосок вни­зу и вверху листа (Л.А. Раева).

Это связано с особенностями представлений дошкольников: они видят небо над головой, землю внизу, под ногами. Это они и передают в рисунке.

Дети не охватывают взором глубину про­странства, редко фиксируют взглядом пространство неба от края горизонта ввысь небесного купола.

 

Ребенок, живущий в город­ской местности, очень долго не может понять наличие линии горизонта.

3. Трудности изображения пространственных отношений в рисунке. Ребенок должен понять, что нижняя часть листа может изображать горизонтальную плоскость пространства (земля, пол), а верхняя часть - вертикальную плоскость (небо, стены). Линия, разъединяющая плоскости неба и земли, - линия горизонта. Композиция рисунка может быть двухплановой и многоплановой.

4. Искаже­ние пропорциональных отношений при изображении частей пред­мета (у человека слишком длинные руки или ноги, туловище - прямоугольное, широкое или слишком узкое и т.п.) – характерно для младших и старших дошкольников.

5. Искажение при передаче относительной величины предметов (цветок выше дома, человек выше большого дерева и т.п.) - характерно для младших и старших дошкольников.

6. Трудности в передаче действия, движения, динамики, хотя потребность в передаче движения появляется рано. Это связано с трудностью восприятия детьми изменчивой ди­намической формы.

Почему возникают данные трудности?

Причины:

  1. Малый жизненный опыт детей, несовершенство их знаний об окружающем мире.
  2. Слабость восприятия, неумение распределить внимание, охватить взглядом широкое пространство.
  3. Неумение сравнивать, сопоставлять предметы по признакам величины.
  4. Несовершенство зрительного контроля в процессе изобра­жения.

Вывод: Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребен­ком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности.

 

3 вопрос.

Каковы же задачи обучения дошкольников сюжетному рисунку?

1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их дея­тельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатле­ниями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3. Формировать у детей желание и умение принимать от взрос­лого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.

4. Развивать у детей умение замысливать образ, определяя за­ранее содержание и некоторые способы изображения.

5. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

а) приемам создания простейших композиций, т.е. расположению изображений на плоскости листа, сначала на всем листе, ритмично повторяя изображение одних и тех же предметов с не­значительными дополнениями (цветы на лугу, божьи коровки на
листке) - в младшей и средней группе; стимулируя и поощряя изо­бражение одного предмета в разных вариантах, тем самым осваи­вая способы изображения предмета на вариативном уровне – в средней группе; располагая изображения на широкой полосе листа, обозначающей землю, небо, намечая линию горизонта, размещая изображение тех предметов, что ближе - внизу листа, дальше - на­верху; варьируя расположение изображений на листе (или на более широкой, или более узкой полосе, в зависимости от замысла), т.е. подводить детей к осознанному выбору и построению композиций, изображать при этом предметы ближних планов более крупно, дальних - меньшего размера - в старших группах;

б) учить изображать в рисунке главное, т.е. те предметы и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позво­ляют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшие группы);

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаим­ному расположению в пространстве (старшие группы);

г) направлять детей на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но в основном в старших группах).

6. Обучать детей способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.

7. Развивать у ребят понимание зависимости качества изобра­жения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

8. Побуждать детей к самостоятельности, творчеству в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности (компози­ции, колорита и др.).

9. Учить детей чувствовать выразительность образа, побуж­дать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков. Таким образом, задачи сюжетного рисования не сводятся к изо­бразительным задачам, а представляют собой конкретизацию об­щих задач, направляющих педагога на формирование у детей цело­стной деятельности и развития при этом личности дошкольника.

Это общие задачи.

Далее рассмотрим задачи по каждой возрастной группе.

 

 

Анализ программных задач по сюжетно-тематическому рисованию.

Возрастная группа Задачи обучения Тематика
Вторая младшая группа Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, по­вторяя изображение одного предмета или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. Учить располагать изображения по всему листу.   Елочки на нашем участке Неваляш­ки гуляют В траве ползают жучки и червячки Колобок катится по дорожке
Средняя группа 1.Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т.д.). 2. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предме­тов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Неваляшки гуляют Деревья на нашем участке зимой Цыплята гу­ляют по травке Рыбки в аквариуме Цыплёнок и утёнок гуляют на поляне. В осеннем лесу много грибов. Падают, падают листья… Осеннее дерево и ель Зайчик встретился с белочкой Какие зверюшки пришли к домику Снегурочки. Бабушка с внучкой пошли в лес за грибами.
Старшая группа 1. Учить детей создавать сюжетные композиции как на темы окружающей жизни, так и на темы литературных произведе­ний: сказок, рассказов, стихотворений, потешек. 2. Развивать компо­зиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. 3. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных пред­метов, объектов в сюжете (дома большие, а машины маленькие; деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цве­тов). 4. Учить располагать на рисунке предметы, загораживающие друг друга (стоящий впереди предмет, частично загораживает предмет, стоя­щий сзади). «Кого встретил колобок» «Два жадных медвежонка» «Где обедал воробей?» Осеннее дерево и кусты. Снегурочка возле ёлки. Какие автомобили привозят продукты в магазин. К магазину подъехал грузовой автомобиль.  
Подгото-вительная к школе группа 1. Продолжать учить детей размещать изображе­ния на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изобража­емых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек малень­кий, ворона большая и т. п.). 2. Формировать умение строить композицию ри­сунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. 3. Продолжать формировать умение передавать в рисунках как сю­жеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, ска­зок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композици­онного и цветового решения. Осенний клён и ель. Осеннее дерево под ветром и дождём. Стайка воробьёв. Сорока оглянулась. Ворона летит. Автомобиль остановился вечером возле дома. Пожарная машина спешит на пожар. Дед и баба вылепили Снегурочку. Иван-царевич с жар-птицей. Ежиха с ежатами в ельнике. Расцвели красивые цветы. Одуванчики в траве. Цветёт сирень.

 

 

Вопрос.

Исходя из комплекса задач руководства сюжетным рисовани­ем, учитывая трудности освоения этого вида деятельности (особенности восприятия детей) и сложности графического во­площения сюжетного образа, методика работы с детьми должна строиться в двух направлениях:

1. Обогащение детей яркими впечатлениями об окружающем мире: социальных и природных явлениях. Развитие наблюдатель­ности, умения видеть, чувствовать, замечать выразительность формы, пропорций, цвета отдельных предметов, их взаимосвязь и сочетания.

2.Помощь детям в осмыслении средств графического изобра­жения сюжета, в установлении связи между представлениями и способами изображения. Это осуществляется на занятиях по сюжетному рисованию.

 

Л.А.Раева предлагает следующую последовательность работы по сюжетному рисованию.

1. Определение темы изображения педаго­гом (желательно вместе с детьми). Смотрите «Принципы отбора тем».

2. Этап специальной подго­товки к занятию. Цель: расширить и уточнить представления детей.

Здесь можно использовать чтение, беседы, рассматривание иллюстраций и т.п.

В основе всех методов - специально организованные наблюде­ния, предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Как правило, «живые» впечатления (труд взрослых, родной город или поселок, весенняя природа и т.п.) дополняются чтением ху­дожественной литературы, просмотром диафильмов, встречами-беседами с людьми тех или иных профессий, слушанием музыки, беседами и т.п.

Наблюдения должны быть неоднократными, последнее максимально приближено к моменту изображения.

Наряду с фронтальными наблюдениями следует проводить подгрупповые и индивидуальные (обогащение индивидуальных замыслов).

В зависимости от конкретных задач занятия, опыта детей оп­ределяются содержание и методика наблюдения. В сюжетном ри­совании нужно передать внешний вид отдельных предметов (форму, строение, пропорциональные отношения, цвет), отноше­ния, взаимодействие их по сюжету, расположение этих предметов в пространстве.

Следовательно, это и будет содержанием наблюдения. По мере освоения детьми разнообразных способов изображения их внимание фиксируется на всех изобразительных признаках: пространственном расположении разнообразных предметов, ко­лорите, движении и т.д.

В процессе наблюдения целесообразно использо­вать игровые приемы:

- видоискатель, «фотоаппарат» (коробка с отверстиями с противоположных сторон). Такой видоискатель помогает ограничивать воспринимаемое пространство, количест­во объектов; наглядно показывает рас­положение предметов (одного за другим) на «картине». Это помо­гает детям более сознательно воспринять пространство в натуре и лучше понять способ его изображения на плоскости в виде широ­кой полосы. Рассматривание пейзажа дает дошкольникам воз­можность убедиться в том, что небо (которое они чаще видят над головой и поэтому представляют его в виде плоскости, парал­лельной земле, и изображают в виде плоскости сверху листа) яв­ляется задним фоном для всех предметов, возвышающихся над землей. Если в пейзаже видна линия горизонта, то дети легко вос­принимают ее и сознательно переносят в свой рисунок, доводят плоскость неба до линии земли. Дети, играя с «фотоаппаратом» - видоискателем, обращают внимание на видимое уменьшение предметов дальнего плана.

- полезны игры-сравнения «На что похоже?» (облака);

- придумывание загадок про наблюдаемое и др.

После наблюдения, а затем параллельно с ним полезно рас­сматривать подлинники и репродукции известных картин, в ко­торых отражены подобные явления (Левитан «Золотая осень», Герасимов «Пчелы звенят», Саврасов «Грачи прилетели» и т.п.). Лучше осознаются изобразительно-выразительные средства.

 

Приёмы для установления связи между представлением пространства и способами его передачи в рисунке (Л.А.Раева).

1. С младшего возраста следует формулировать темы рисунков как сюжетные («цветы растут на поляне»). Предлагая детям цветной лист бумаги, надо сразу гово­рить: «Это зеленая лужайка. Нарисуем на ней цветы (цыплят, жу­ков и т.п.)» или «Голубой лист - небо, нарисуем на нем облака» и т.п. Такие приемы помогают учить ребят располагать изображе­ние на всей плоскости листа.

2. Предварительное планирование на листе места расположения отдельных изображений (применяется в момент наблюдения и в пер­вой части занятия, в беседе при формировании замысла). В старших группах целесообразно на листе бумаги спланиро­вать будущий рисунок — расположение отдельных изображений.

3. Выделение главного в рисунке. Осознав главное, основное в теме, ребенок ставит на первое место изображение основного действия. В неко­торых случаях (где это возможно) с него и начинает свой рисунок. Ребенок в центре листа изображает основных персо­нажей, основное действие, заполняя в дальнейшем рисунок второ­степенными деталями.








Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 2474;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.