Исследования черт темперамента у взрослых.
В подавляющем большинстве работ используются схема и методики Г.Айзенка. оценивается экстра-интроверсия и нейротицизм или близкие к ним свойства: социабельность, активность и т.д. меньше исследован психотицизм (характеризует агрессивность, холодность, эгоцентричность, отсутствие эмпатии и т.п.).
Психогенетические исследования, суммированные Пломиным с соавторами, показали отчетливое, хотя и не очень высокое влияние наследственности. Коэффициент наследуемости по экстраверсии выше, по нейротизму примерно тот же, что свидетельствует о хорошей воспроизводимости результатов. В некоторых работах получено очень низкое сходство ДЗ – более чем вдвое ниже сходства МЗ, что говорит, по-видимому, о неаддитивном типе наследования. Обобщенные оценки наследуемости, полученные объединением различных близнецовых работ, дают около 40% генетической вариативности для экстраверсии и около 30% - для нейротизма.
Согласованность результатов исследований нейротизма низе, чем в данных по экстраверсии. Причиной могут быть и различия в разных версиях этой шкалы (что неизбежно при адаптации методики к разным популяциям), и большая межпопуляционная вариативность по эмоциональности в сравнении с экстраверсией и т.д.
Метод приемных детей дал в разных работах различающиеся результаты. Корреляции детей по экстраверсии и нейротизму и с биологическими родителями, и с усыновителями невысоки. Правда, в большинстве случаев сходство с биологическими родителями все же немного выше, чем с усыновителями. Суммируя эти данные Лоэлин приходит к выводу о том, что гены ответственны за 35-39% вариативности оценок экстраверсии; от 1 до 19% дисперсии определяется общей средой, 46-63% - индивидуальной средой, генотип – средовыми взаимодействиями и ошибкой измерения. Некоторую роль (4%) играет специфическая среда МЗ.
По психотизму картина чуть иная. Самый высокий коэффициент наследуемости ниже, чем в двух предыдущих чертах. По данным австралийского близнецового исследования, генетические факторы определяют 36-50% дисперсии оценок психотизма. 20-40% зависят от индивидуальной среды и 24-30% - от ошибки измерения. Столь же широки различия и в оценках средовых влияний для всех трех черт.
Вероятные влияния среды на результаты генетических исследований темперамента проанализированы Егоровой и Семеновым. Они обнаружили отчетливую зависимость оценок внутрипарного сходства по эмоциональному статусу от распределения ролей в паре: наличие лидера и ведомого снижало внутрипарное сходство и по самооценке, и по экспертным оценкам второго близнеца и матери. Такая же картина получена и по показателям нейротизма. Однако для экстраверсии внутрипарные отношения оказались несущественными, в обоих типах пар МЗ более похожи, чем ДЗ.
Многие динамические характеристики поведения человека формируются под большим или меньшим влиянием факторов наследственности, причем это влияние обнаруживается уже на первом году жизни. Относительно же генетических влияний на экстраверсию и нейротицизм можно сделать два вывода:
1) Обе черты обнаруживают умеренную наследуемость, причем в экстраверсии ее влияние, очевидно, несколько выше, чем в нейротизме.
2) Классический близнецовый метод дает более высокие оценки наследуемости, чем семейный и метод приемных детей. Это расхождение м.б. отчасти следствием не-аддитивного генетического компонента, особенно в вариативности оценок экстраверсии.
Существенную роль могут играть и специфические особенности диадических взаимодействий в парах близнецов и сиблингов, однако они оказывают, по-видимому, разное влияние на разные характеристики индивидуальности.
В работах, анализирующих результаты психогенетических исследований когнитивных функций и личностных характеристик, иногда отмечается целесообразность изучения более простых признаков, к которым чаще всего относят сенсорные пороги и скорость двигательных реакций. Простые признаки – более удобный и перспективный объект генетического исследования. Двигательные функции позволяют достаточно точно задавать, менять, контролировать условия их реализации. Контур их регуляции достаточно хорошо изучен, поэтому экспериментатор может избирательно влиять на те или иные звенья функциональной системы. Помимо самой двигательной сферы (включающей и такие специфически человеческие формы, как речевые движения и письмо), с помощью двигательных реакций тестируются и изучаются особенности темперамента, сенсорные функции, психофизиологические и интеллектуальные характеристики и т.д.
Индивидуальные характеристики двигательных реакций коррелируют с психометрическими оценками интеллекта. Эта связь выше, если измеряется время реакции выбора, а не простой двигательной. И с увеличением числа альтернатив корреляция увеличивается (наиболее отчетливо – у лиц с низким IQ).
Двигательные реакции имеют несколько особенностей, важных для психогенетического исследования: отчетливо фиксируемая тренируемость и, как следствие этого, возможность реализации одного и того же движения на разных уровнях регуляции: осознанной (произвольной) и автоматизированной. Нейрофизиологическое обеспечение движения в этих случаях оказывается разным, поэтому исследователь поучает уникальную возможность оценить генотип-средовые соотношения в изменчивости признака (движения), остающегося фенотипически одним и тем же, но меняющего свои внутренние – психологические и физиологические – механизмы.
С.Б.Малыхом предложена классификация исследований с выделением четырех их групп:
1. Сложные поведенческие навыки – ходьба, почерк, спортивные навыки, мимика и пантомимика.
Возраст, в котором дети начинают самостоятельно ходить, определяется и генетическими, и средовыми факторами, причем влияния среды, по-видимому, имеют несколько большее значение. Могут сказываться неблагоприятные обстоятельства внутриутробного развития.
Спортивная деятельность – ее успешность зависит от очень многих факторов – морфологических, физиологических, психологических, причем значимость каждого из них различна в разных видах спорта. Анализ родословных выдающихся спортсменов обнаруживает и достаточно отчетливое семейное сходство. В целом работы позволяют считать, что наследственные факторы играют существенную роль в спортивных достижениях.
Мимика и пантомимика – непроизвольные движения мимики имеют более высокую генетическую обусловленность.
Но произвольная саморегуляция может менять соотношение генетических и средовых детерминант в изменчивости движений.
Почерк близнецов исследовал еще Гальтон, который отметил широкий диапазон внутрипарных различий почерка – от очень похожих до вполне различимых, и пришел к выводу о том, что почерк соблизнецов путают в редких случаях. Последующие работы не дали надежного ответа. Непохожими оказались почерки разлученных МЗ. Общая динамика и темп письма чаще обнаруживают влияние факторов наследственности, чем детали почерка.
2. Стандартизованные двигательные пробы объединяет признаки, получаемые в стандартизованных двигательных пробах. В этой группе признаков, характеризующих темп двигательных реакций человека, соотношение генетических и средовых детерминант зависит, очевидно, и от типа движения (простое или сложное), и от предельных скоростных возможностей человека.
3.Физиологичесие системы обеспечения мышечной деятельности
4. Нейрофизиологический уровень обеспечения движений. Признаки, относящиеся к физиологическим системам обеспечения движений: характеристики дыхания и кровообращения. Особенности функционирования мышечного аппарата, аэробная и анаэробная работоспособность и т.д. Максимальное потребление кислорода (МПК) оказывается прогностичным признаком, своеобразным «генетическим маркером». Генетически заданным оказался и другой механизм энергетического обеспечения мышечной активности – анаэробные процессы.
Дата добавления: 2016-04-02; просмотров: 1553;