В процессе изучения окружающего мира. Познавательные (дидактические) игры

 

Познавательные (дидактические) игры. Игра – активный метод обучения, суть которого в освоении информации, деятельности, социальной роли через особую имитационную форму ее трансформации.

Для младших школьников характерна интеграция двух ведущих видов деятельности: из дошкольного детства трансформируется игра, которая дополняется систематическим усвоением знаний и способов действий – учением. Так как установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована, то на начальных этапах учителю очень помогут дидактические игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму. Впоследствии игры помогут обеспечить формирование навыков учебной работы.

Значение игрового метода:

стимулирующее (стимулирование мотивации, эмоциональной включенности и познавательного интереса);

образовательное (расширение объема информации, использование информации в другой форме, осознание практического использования знаний, формирование конкретных предметных умений);

развивающее (развитие воображения, памяти; навыков критического мышления, принятия решений и коммуникации, развитие лидерских качеств);

воспитывающее (воспитание нравственных качеств личности, изменение установок, социальных ценностей, эмпатия интересов других участников игры);

релаксационное (снижение физических и психических нагрузок, создание положительного эмоционального подъема);

диагностическое (осознание уровня собственной образованности, оценка преподавателем приобретенных умений и навыков).

У игры есть своя структура – ее композиция, процессуальная и операциональная основа, наличие необходимых для конкретной игры структурных игровых единиц, их взаиморасположение.

Выделяют следующие структурные компоненты игры.

Дидактическая (обучающая) задача формулируется в соответствии с программой, с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности школьников. Дидактическая задача определяется учителем и отражает его обучающую деятельность.

Игровая задача осуществляется в игровой деятельности, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.

Игровые действия (операции) составляют основу игры. Игра – всегда реальное действие и подобие настоящего действия. Действия в игре – это разнообразные двигательные реалии, приспособленные либо к целям, правилам, либо к игровым аксессуарам, игрушкам. Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Правила игры – предписания, устанавливающие логический порядок игры. Через правила учитель доводит до детей свои педагогические требования, регулирует ход игры. Их содержание и направленность обусловлены задачами, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, направляют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, придумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей.

Средства игры: пространство, речь, аксессуары. Игровое пространство, в котором протекают все игровые действия, определяется ее правилами. Язык участников игры продиктован ее сюжетом. Аксессуары (предметы, необходимые для игры), костюмы, атрибуты также заложены в фабуле игры.

Эффективное использование познавательной игры в процессе обучения предполагает не только знание педагогом возможностей и структуры игры, но и владение технологией ее организации.

В технологии учебного процесса на основе игры можно выделить четыре этапа:

1. Ориентация. Учитель представляет изучаемую тему, дидактическую задачу, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются, дает характеристику игровых правил, имитации, общего хода игры.

2. Подготовка к проведению.Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых действиях и процедурах, правилах подсчета очков. Идет распределение ролей между участниками игры, проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.

3. Проведение игры.Учитель организует проведение самой игры, по ходу фиксируя игровые действия, разъясняя ситуации затруднения.

4. Обсуждение игры (итог). Учитель дает обзорную характеристику хода игры. Обсуждаются возникшие трудности. Педагог побуждает детей к рефлексии – анализу своих собственных действий, поступков, мотивов, учит соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Особое внимание уделяется сопоставлению имитации с соответствующими явлениями реального мира природы (социума).

 








Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 1011;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.