Индивидуальный подход.
Даже первоклассники в силу различных причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами, Если всех «стричь под одну гребенку», можно ли рассчитывать на успех в обучении и воспитании каждого ученика? Вот почему надо учитывать интересы и возможности детей при проектировании процесса обучения.
Этими основными принципами мы и руководствовались при проектировании уроков творчества. Очевидно для других условий обучения они могут быть иными.
Печатается по изд.: Волков И.П. Учимтвор-честву//Педагогический поиск. — М., 1987. — С 109-115.
О том, как и что нужно сделать, чтобы урок стал поиском истины учителя и ученика, лабораторией культуры мышления
рассказывает в своей книге «Уроки истории — уроки жизни»1 Татьяна Ивановна Гончарова,
преподаватель ленинградской школы, одна из отмеченных в свое время высшей наградой страны — орденом В.И.Ленина.
Социальный педагог найдет в ее опыте учителя истории нужные для себя приемы в работе с детьми. Гончарова считает, что изучение прошлого, обращение к истории своего народа — это путь познания современности. Ученик, переживая и осмысливая прошлое, его победы и поражения, обязательно сопоставит их с сегодняшним днем. Ее методика поиска истины заставляет ребенка думать, развивает его творческие способности.
В основе методов Т.И.Гончаровой лежат отношения ученика и учителя. Ученик на ее уроке — ее соратник, «человек с большой буквы». Как и учитель, он ищет истину в человеческой истории, в обществе, в отношениях между людьми. Она советует: для успеха важно вовлечь ребенка в самостоятельную творческую работу познания истории своего народа, постоянно придумывая разнообразие форм вовлечения, привлечь к этому процессу родителей.
Новаторством в системе образования стали уроки высокой нравственности учителя русского языка и литературы школы № 516 Санкт-Петербурга Е.Н.Ильина. В практике современной педагогики это воплощение идеи воспитывающего обучения, что, конечно, было не новым в истории отечественного образования; новаторством стала оригинальность подхода к решению воспитательных задач в новых условиях
Ильин решает задачу формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эстетических взглядов, воспитания истинного гражданина своего отечества через образ художественной литературы. Это социальное воспитание средствами искусства, контроль за результатами нравственного и интеллектуального развития личности.
Какие пути и средства, какие условия выбирает учитель для достижения поставленной цели?
У Ильина мы находим приемы «живой этики», перехода «учебного в воспитательное, с некоторой задержкой обратного процесса». Кроме того, проведение воспитательной работы с «исторической партой», когда учитель рассказывает классу о ребятах, которые сидели когда-то за теми же партами, знакомит с их име-
1 См.: Гончарова Т.Н. Уроки истории — уроки жизни. — М., 1980.
нами, мыслями, находками. Некоторые парты имеют целый «список» интересных учеников,
Широко использует Ильин прием «Пишем книгу», когда ученик на время урока становится известным писателем или поэтом. Он анализирует свое творчество, т.е. учитель вовлекает ученика в процесс переживания сотворчества с этим писателем.
При изучении работ драматургов на уроках Ильина разыгрываются фрагменты театрализованных представлений, проводятся дискуссии о творчестве автора, весь класс активно ищет истину в оценке произведения.
Ильин дает ученикам навыки по использованию радио, кино, театра для получения знаний. Он определяет каждому ученику свой темп, свой путь, учитывая возможности каждого в процессе обучения.
Результатом учебного процесса, организованного этим талантливым педагогом, являются глубокие знания учеников.
Для социального педагога книга Ильина «Искусство общения» представляет интерес в плане его опыта общения с учениками. В книге Ильин размышляет о том, что, когда современный подросток мало читает, не пишет стихов, не ведет дневник, в нем гибнет духовность. В практике современных методов изучения литературы, когда «разбор» произведений и писателей привел к отвращению подростков к чтению книг, педагог идет по другому пути.
Он делится опытом, как следует разговаривать с учеником, подчеркивает, что важно уметь это делать не только во время урока.
Различая процесс общения, Ильин выделяет искусство вопроса. При вопросе у ребенка мысль оживает, но при ответе она затухает. Вот здесь и должно проявиться искусство педагога — направить ребенка на путь творчества. Ученики «оживают», когда учитель вместе с ними ищет истину.
В процессе общения учителя и ученика важно, подчеркивает Ильин, помнить об «этике отметки». Отметка, оценка поступка, деятельности ребенка играет особо важную воспитательную роль.
«Этика отметки.Отметки по литературе совсем не такие, как, предположим, по физике, химии; каждую корректирую нравственной школой. Учусь слушать ученика по-толстовски, т.е. слышать его и свой внутренний голос... Улавливать ложные восторги, заранее заготовленную показную убежденность, чужой «румянец», личное отношение, за которым «мнения чужие только святы». О чем думает ученик, когда говорит? Говорит ли, что думает? Или только думает, что сказать для отличной отметки? Отличные, но не личные, радости не приносят. Вы-
соким баллом оценивают даже робкую пытку что-то сказать, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить — уже результат! О трудном спрашивают «трудных» — так их проще заставить работать. Бывает так: комментируя свои ответы, ребята сами ставят себе отметки. Чувство ответственности и требовательности к себе рождается у школьников только доверием учителя»1.
R Ф TTI Новизна методики донецкого учителя В.Ф.ШатаЛ0ва в том что он Сумел заинтересовать ребенка
в умственном труде, воспитать стремление к знаниям, пробудить уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
В.Ф. Шаталову удалось предоставить ученику условия работать в полную силу, дать такую интеллектуальную нагрузку, которая обогащала бы его ум и развивала желание познать окружающий мир. Важно, по мнению Шаталова, воспитать стремление познавать, научить самостоятельно овладевать знаниями, которые необходимы цивилизованному человеку.
Для достижения этой цели Шаталов изменил систему преподавания. Он разделил учебные материал на крупные блоки, использовал листы с опорными сигналами, подбирал домашнее задание отдельно каждому ученику в зависимости от уровня его подготовленности и знаний. Разработанные им листы учета знаний контролировались самим ребенком, что давало возможность каждому видеть свои результаты и перспективы учения.
Интересным так же является построение В.Ф.Шаталовым урока по принципу разделения учеников на группы, пары при освоении знаний.
Новаторской стала и работа народного учителя, директ0ра школы-интерната г. Владивостока Николая Николаевича Дубинина3, который в процессе перевоспитания малолетних правонарушителей выдвинул в качестве главного пути воспитание интереса к занятиям, к учению, что должно помочь подростку стать личностью.
Учитывая, что без индивидуального подхода достичь этого невозможно, был выбран путь воспитания через искусство.
Каждый воспитанник был вовлечен в какой-то из его видов: хор, пение, танцы, живопись. Педагогический коллектив школы организовывал декады искусств, в подготовке которых принимали участие все воспитанники. Ребята занимались исследования-
1 Ильин Е.Н. Искусство общения//Педагогический поиск. — М., 1990. — С. 222.
2 См.: Шаталов В.Ф. Точка опоры. —М., 1987. Эксперимент продолжается. — М., 1990. Он же. Куда и как исчезли тройки? — М., 1989,
3 См.: Дубинин Н.Н. Если не я, то кто же?//Учительская газета. 1987. 10 октября.
267ми, построили собственными руками космодром, где запускали
ракеты.
В этой школе вместо классов были созданы разновозрастные отряды, объединяющие ребят с IV по VII класс. Организация детского самоуправления давала возможность каждому воспитаннику выбирать для себя сферу творчества в соответствии с его реальными способностями, самому решать, где принимать участие: в труде, искусстве, в спорте или в техническом творчестве. Принятие такого решения способствовало самоутверждению личности.
Педагогическим коллективом был проведен эксперимент по укреплению здоровья воспитанников. Были разработаны систематические оздоровительные меры для каждого возраста и для каждого воспитанника.
Директор Азовской школы М.П.Щетинин1 поставил перед педагогическим коллективом цель —
формировать физически и нравственно здоровых людей, развивать у детей их задатки и способности, воспитывать достойных граждан, которые смогли бы найти свое место в жизни и обществе. Исходя из этого, педагоги изменили всю систему преподавания, весь учебно-воспитательный процесс, разработали систему эстетического, физического и умственного развития личности ребенка, сосредоточив внимание прежде всего на социальных проблемах каждого ученика, его воспитании в семье.
Вся учебно-воспитательная работа школы фокусировалась на деятельности «кафедр», а также на системе занятий ребят по интересам во второй половине учебного дня.
М.П.Щетинин ввел в практику педагогов школы «метод погружения», когда функции учителя выполняли «консультанты» из ребят; положительные результаты достигались в работе с небольшими группами учеников по 4—5 человек.
Важным было то, что практиковались задания персонально для каждого ученика. Специально составленное расписание предполагало чередование умственной нагрузки ребят: через час учебного времени «левополушарных» предметов (математика, язык, физика, история) включали один час «правополушарных» (музыка, изо, хореография, физкультура).
Работа директора школы, его эксперимент захватил весь педагогический коллектив, но главным было то, что атмосферой творчества, поиска были охвачены не только учителя, но и все ученики.
В практике учителей-новаторов1 их педагогическая техника базируется на плодотворных психологических механизмах; учитель не просто сообщает знания, он думает вместе с учениками, спорит и ведет за собой, готов прислушаться к любой точке зрения.
В.А.Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором школы» охарактеризовал учение как процесс «сложнейших человеческих взаимоотношений». Во время его знаменитых «уроков жизни слова» педагог добивался от учеников активного деятельного творчества. Духовный контакт с ребенком, умение передать ему свои чувства, мысли, ощущения, умение организовать общение «от ребенка» — в этом выражалось сотворчество Сухомлинского с детьми.
Вопросы и задания
1. Какие социальные проблемы поднимают педагоги-новаторы?
2. И.П.Волков и его опыт «учить творчеству».
3. Что из их опыта может использовать в своей работе социальный педагог?
Литература к лекции
1. Инновационное обучение, стратегия и практика. — М., 1994.
2. Ильин ЕМ. Искусство общения. — М., 1990.
3. Ильин Е.Н. Рождение урока. — М., 1986.
4. Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителей-новато-ров//Учителю о педагогической технике. — М., 1987.
5. Педагогический поиск. — М., 1987.
6. Шаталов В.Ф. Точка опоры. — М., 1987.
7. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. — М., 1980.
8. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки? — М., 1989.
9. Шаталов В.Ф. Объять необъятное: записки педагога. —М., 1986.
10. Волков ИМ. Учим творчеству/ДТедагогический поиск. — М., 1987. — С. 109-115.
1 См.: Щетинин М.П. Объять необъятное: записки педагога. — М., 1989. 268
1 См.: Кан-Калик В.А. Педагогическое общение в работе учителе и •новаторов// Учителю о педагогической технике. — М., 1987. — С. 49.
Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 1315;