Тема 2. История развития социологической мысли

1. Предпосылки возникновения социологии.

В первой половине 19 века в Европе произошли те фундаментальные сдвиги в общественном сознании, обусловленные комплексом социально-политических, социально-экономических, научно-технических и теоретических изменений, которые и способствовали появлению социологического знания.

Социально-политические предпосылки: 1. Процесс разделения общества на два антагонистических класса пролетариат и буржуазию. 2. Процесс политической консолидации, приведший к изменению социальной среды.

Социально-экономические предпосылки: 1. Наличие определенного уровня развития капиталистического общества и осознание кризиса феодального общества, препятствующего дальнейшему общественному росту. 2. Рост городов, миграция и отток сельских жителей в центр. 3. Появление мирового рынка. 4. Становление науки Нового времени, связанное с развитием экономики.

Научно-теоретические: 1. Естествознание перестает быть собирательной наукой. 2. Великие научные открытия (основы теоретической механики, сформулированные Галилеем, законы Кеплера, закон сохранения энергии, открытие клетки, изобретение телескопа и микроскопа и др.) расширили мировоззрение общества, что привело к развитию философии того времени 3. Формирование философских теорий, связанных с осмыслением успехов естествознания и социально-политической организации общества. (Бэкона, Гоббса, Локка, Спинозы, Вико и др.).

Предыстория социологии – это прежде всего процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности.

Таким образом, в основании социологии лежат три основные идеи: общества, социального закона (закона прогресса), метода.

Формирование идеи общества

В античности формируются две позиции в объяснении общества: либо как естественного образования (человек - существо по природе и изначально социальное и альтруистическое; вне общества он существовать не может), либо общество - это искусственное образование (человек - существо по природе и изначально асоциальное и эгоистичное; естественное состояние человека - внеобщественное и дообщественное; общество - своего рода искусственный механизм, сконструированный людьми на благо индивидов).

В средневековой Европе понятие «общество» носило конфессиональный характер и объяснялось наднациональной и вненациональной сущностью.

В эпоху Возрождения между обществом и государством ставился знак равенства, общество понималось как искусственное изобретение человеческого разума, результат соглашения между людьми и воли законодателей. Договор выступал как реальный или гипотетический акт создания общества (государства). Общество - сумма составляющих его индивидов, руководствующихся, прежде всего, стремлением к самосохранению и благополучию.

В период раннего капитализма общество понимается как искусственное порождение интеллекта и воли человека. Начинает ощущаться и различие между обществом и государством: их уже противопоставляют друг другу. Общество находится в основе государства.

С начала XIX в. идея общества и социальности проявляется в самых различных формах, становится актуальным прилагательное «общественный», а понятие «Общество» становится мировоззренческой парадигмой. Социология родилась из соединения идеи общества с идеей науки об обществе.

Формирование идеи социального закона (закона прогресса).

Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки было представление о социальном детерминизме, т.е. о том, что в обществе господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими. На этом представлении основывалась вера в то, что наука об обществе способна открывать, формулировать и изучать законы: универсальные, устойчивые и глубинные связи, зависимости и тенденции.

Социология выросла из констатации трех законов, относящихся к социальному развитию: 1) социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер. 2) в его основе лежит рост знания, прежде всего, научного, которое практически реализуется в развитии техники и промышленности. 3) общество в своем развитии совершенствуется, т.е. в нем действует закон прогресса. В середине XVIII в. Появляется рационалистическая теория прогресса, в основе которой лежат успехи человеческого разума, воплощаемые в развитии наук, техники, искусства.

Формирование идеи метода.

В результате научной революции в Европе сформировался новый эталон научности. Его основу составляла ориентация на создание «естественной» науки. При этом под «Естественным» понималось как рациональное, основанное на разуме. Бэкон обосновал метод эксперимента (эмпиризм). Другими характерными чертами научной методологии этой эпохи стали: феноменализм, антителеологизм, стремление к точному измерению изучаемых объектов, активность.

 








Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 1008;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.