Иоахим Флорский (1132-1202).

Очевидно, это фигура менее известна. И главная причина этого в том, что он не создал движения. Вернее, движение то он создал, но… Он тоже был монахом, настоятелем монастыря, был человеком личной святости. Именно поэтому его и не осудили как еретика. Но созданное им движение не было институциализировано римской Церковью. Уж слишком много там было сказано такого, что явно не попадало в орбиту церковного мышления, явно выбивалось. Но и осудить такого человека было невозможно. Его авторитет был очень высок. он был лично святой человек. И получается так, что святым его не признали, опять-таки за мысль.

Иоахим Флорским является не просто типично средневековым мыслителем, но и типично западным христианским мыслителем. Настолько же типично западным, насколько и Блаженный Августин.

Для христианского Запада характерна историчность. Западное христианство исторично. «Новый человек» - идея, впервые сформулированная Амбросием Медиоланским, является своего рода экзистенцией для западной христианской культуры. Активная деятельность церкви в истории, изменяющийся мир, движение в истории. Здесь своего рода волюнтаристические мысли: воля к Воле, отношение между Богом и человеком.

Иоахим Флорский в этом смысле - ярчайший представитель западной культуры, но не такой официальный, как Блаженный Августин, мышление которого тоже было глубоко историчным. И как раз на фоне из сопоставления можно увидеть и неофициальность Иоахима по отношению к римскому католицизму, хотя Иоахим есть его дитя, и пограничность его историософии для средневековой цивилизации. Т.е. это Средние века, которые уже выходят за свои собственные пределы. Об этом пишет сам Иоахим, но не как о Средних веках, а как о чём-то другом. Он осмысливает историю в других категориях.

Историософия. Это мистическое смысловое постижение истории.

Какой смысл стоит за историческими событиями? Здесь сразу надо отделить философию от историософии. В философии много мыслителей, которые размышляют об истории. Они не являются мистиками. Они являются историософами. Например, Карл Маркс. У него своя философия истории: классы сражаются, идёт делёж собственности, борьба, революции, формации и т.д. В истории, по Марксу, никакой тайны нет. Есть и другие взгляды на историю. Например, у Вольтера и др. У них тоже нет никакой тайны в истории. С точки зрения философии истории, в истории есть некая внутренняя логика. Либо, как считал Толстой, никакой логики нет, это просто совокупность случайностей человеческих амбиций. Но в любом случае, тайны никакой нет.

Откуда может появиться тайна? Она может появиться, когда в истории символизируются какие-то сверхисторические события, если во времени проявляется, просвечивается вечность.

Иоахим Флорский является автором именно мистического и диалектического понимания истории. Через противоречие определённая история двигается.

Он остаётся средневековым и церковным мыслителем в том смысле, что материалом для построения и интерпретации истории для него является, в первую очередь, Священное Писание. Это символизируется и самими названиями его работ: «Десятиструнная псалтырь», «Согласование Ветхого и Нового Завета», «Комментарии к Апокалипсису».

В «Десятиструнной псалтыри» он рассматривает псалмы, извлекает музыку псалмов. «Согласование Ветхого и Нового Завета» - это вход в его систему. Апокалипсис - это конец мира. Когда придёт этот апокалипсис?

Иоахим даёт свои ответы. Основной его богословской, мистической интуицией является то, что основным субъектом истории является Бог. Бог Сам делает историю. И Бог для Иоахима - это христианский Бог. Это Отец, Сын и Святой Дух. Их триединство.

Сущность истории представляет собой самораскрытие Божества в мире. И троичной структуре Божества соответствует троичная структура мирового процесса. До Рождества Христова мы видим Откровение Бога-Отца по преимуществу. От Рождества Христова, практически, до момента, в котором творил сам Иоахим, - это Откровение в истории Бога-Сына. И наконец, вот уже грядёт, Иоахим уже пытался вычислить, в буквальном смысле этого слова, когда же начнётся эра Святого Духа.

Итак, Бог - творец истории. История - есть Откровение Бога, самораскрытие Его. Сначала Бог раскрывается как Отец, затем Бог раскрывается как Сын, и грядёт Его самораскрытие как Духа Святого. Соответственно откровение Бога о Себе как об Отце дано нам, в первую очередь, в Ветхом Завете. Откровение Бога о Себе как о Сыне дано нам в Новом Завете, в Евангелие. Откровение Бога о Духе Святом будет дано в Вечном Евангелие, которое ещё не проповедано, но которое латентным образом содержится и в Ветхом Завете и в Новом Завете. Иоахим и пытается вычленить содержание этого Вечного Евангелие.

Что характерно для этих эр, для этих глобальных эпох всемирной истории?

Для них характерны качественно различные типы отношений между, во-первых, Богом и человеком, во-вторых, между человеком и человеком. Т.е., в первую очередь, богочеловеческие отношения различаются в этих эрах, а как следствие, различаются и человеческие отношения.

Различие в этих отношениях можно попытаться сформулировать одним словом. История в свете самораскрытия Божества, как оно представлено Иоахимом Флорским, представляет собой прогресс в сознании и реализации свободы отношений между Богом и человеком, человеком и человеком. (Так смысл истории интерпретирует Гегель).

Конечно, понятийно описать ту или иную эру сложно. Поэтому Иоахим единство и различие эр Отца, Сына и Святого духа описывает при помощи триад, состоящих из понятий-мифологем, из смысло-образов: звёзды, заря, день; вера, знание, созерцание. Их много.

Смысл движения от эпохи к эпохе состоит в том, что уровень свободы отношений между Богом и человеком возрастает. Свобода не есть хаос, с христианской точки зрения, и здесь Иоахим является христианским мыслителем. Свобода предполагает и самоограничение ради другого. Как сказал Христос, что нет больше любви, как если кто отдаст душу свою за друга. И в этом смысле прогресс в реализации свободы отношений между Богом и человеком является одновременно прогрессом возрастания меры любовности в их отношениях. Мы видим, что ветхозаветный Бог - это Бог-повелитель по преимуществу. Бог новозаветный - это Бог, который проповедует определённое братство. А в эпоху Святого Духа отношения между людьми и отношения между Богом и людьми станут ещё более духовными. Так считает Иоахим Флорский.

Если отношение человека к Богу было рабским в эпоху Ветхого Завета, то в Эпоху Нового Завета оно становится сыновьим (Сын человеческий). А в эпоху Святого Духа оно будет дружеским. Рабы - сыны - друзья.

И так же меняются отношения между людьми: рабы - сыны - друзья. Основание в Евангелие есть. Сам Христос говорит: «Вы называете меня Господом и учителем, и это точно так. Я тоже не называю вас больше рабами, я называю вас друзьями». Т.е. сам Христос даёт такое обетование.

Наступление эры Святого духа Иоахим мыслил внутриисторически, т.е. эта эра должна наступить внутри истории. Это являлось предметом критики. Это своего рода хилиазм, считали критики. Это своего рода предрайское состояние, почти райское состояние наступает внутри истории. Иоахим сам считал, что где-то в 1260 году, это он как-то вычислил, должна начаться эра Святого Духа. Это явно критикуемая вещь, поскольку Сам Христос говорил, что нам не дано знать никаких времён и сроков, а только Отец это знает.

Иоахим Флорский был современником Папы Римского Иннокентия III. Иоахим умер. Эра Святого духа в 1260 году не началась. Никаких изменений не произошло. Но Средневековье подошло к своему концу. И Иоахим почувствовал этот запах в духовной атмосфере, что всё заканчивается. Как говорит Гегель, «дух эпохи, выраженный в мыслях», так и Иоахим выразил в мыслях дух эпохи завершающегося Средневековья. Наступила новая эпоха, началась Реформация. Так что, у Иоахима Флорского видны явные предпосылки к тому, чтобы римский католицизм не лучшим образом к нему относился.

Значение Иоахима Флорского:

- он почувствовал завершение Средних веков;

- более фундаментально то, что если сравнить Иоахима с Блаженным Августином, то у Августина тоже была историософия, которая до сих пор является фундаментальным моментом. У Августина история начинается с грехопадения. И ничего хорошего в истории нет, за исключением воплощения Иисуса Христа и создания им Церкви. Получается концепция двух градов (земного и небесного), и Церковь - это своего рода корабль, который несётся по бурным водам истории к её концу. Задача - пройти к этому концу. С точки зрения Августина, прогресс никакого нет. Скорее, зло прогрессирует, максимум в прогрессе зла - апокалипсис. Общий взгляд Августина на историю, скорее, пессимистический. И он в данном случае - классический средневековый мыслитель. А у Иоахима взгляд на историю оптимистический. Было плохо, стало лучше, но будет ещё лучше. Здесь основание новоевропейской веры в прогресс. Правда, в новой Европе прогресс без Бога, прогресс сам по себе. Происхождение новоевропейской утопии коренится в христианской философии позднего Средневековья, у Иоахима. Вопрос в том, что будет отличать новоевропейский утопизм от мистики и историософии Иоахима Флорского? Отличать будет то, кто будет являться субъектом истории. Для Иоахима субъектом истории является Сам Бог. А для всех утопистов субъектом истории, т.е. делателем будет являться сам человек.

Иоахим Флотский - очень яркое явление в средневековой мысли и истории, которое подчёркивает, что средневековье завершается. Само осознание того, что грядёт что-то новое и лучшее вызревает внутри Церкви. Влияние Иоахима Флорского было очень большим, но не официальным, а подспудным, в т.ч. во многих мистических сектах и внутри самой Реформации. Он был своего рода предтече Реформации.

 








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1265;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.