Либретто, программа – основа создания хореографического произведения

Работа над любым хореографическим произведением начинается с замысла, с написания программы этого произведения.

Программа и либретто - это не одно и то же. Либретто - это краткое изложение действия, описание уже готового хореографического произведения, в котором есть лишь необходимый материал, нужный зри­телю. Однако в балетоведческих работах употребляется именно слово "либретто".

В программе автор излагает сюжет, определяет время и место действия, раскрывает в общих чертах образы и характеры героев. Удачно задуманная и написанная программа, играет большую роль для последующих этапов работы балетмейстера и композитора. В том случае, если в основу сюжета автор программы берет литературное произведение, он обязан не только сохранить сюжет и образы первоисточника, сохра­нить характер и стиль, но и найти соответствующее решение сюжета в хореографическом жанре. В связи с этим автору программы приходится иногда менять место действия, идти на сокращения и дополнения, если они не искажают характер и идею произведения.

Развитие образа и характера, конфликт - все это должно «ра­ботать» на идею, на основную мысль, заложенную в программе.

Неисчерпаемый источник для танцевальных произведений - сама жизнь. В окружающей действительности неисчислимое множество харак­теров и образов, жизненных явлений, которые могут стать основой сю­жета, тогда автор сам волен определить, в каком жанре хореографии его сочинение будет раскрыто наиболее полно. Окружающая действитель­ность помогает балетмейстеру при создании образов наших современников.

Автору программы следует всегда помнить, что танец в хореог­рафическом произведении – это в первую очередь средство создания образа: именно танец должен раскрывать тему, идею спектакля, его сюжетные коллизии. Поэтому крайне важно при выборе сюжета мысленно видеть средства его сценического воплощения в хореографическом про­изведении.

Основа будущей работы закладывается автором программы. Он соз­дает основу драматургии будущего хореографического произведения, он должен уметь в образах героев раскрыть образ эпохи, образ современ­ника, выявить типичные черты и черты индивидуальные, свойственные только данному герою, данному персонажу,

Автором программы, либретто гложет быть любой творческий чело­век, знающий специфику хореографического искусства, чаще всего им является балетмейстер.

Композиционный план хореографического произведения

Композиционный план - это развернутый хореографический сце­нарий будущего балетного спектакля или концертного номера, вклю­чающий в себя режиссерскую разработку хореографической программы: сюжетная основа, идея и тема, место, время действия, музыкальный материал, рисунок танца, хореографический текст, костюмы и декорации, освещение и бутафория все мельчайшие детали будущего хореографического произведения.

В нем разрабатывается сюжетная основа, говорится, какими средствами на сцене будут раскрываться образы действующих лиц, как будут рас­крыты идея и тема. В композиционном плане указывается место, время действия эпизода или сцены, костюмы и декорации, освещение, все мельчайшие детали будущего хореографического произведения. При про­чтении композиционного плана перед нами должна возникнуть картина будущего хореографического произведения.

Прежде чем приступить к работе, автор композиционного плана должен изучить материал, который берется в основу сюжета программы. Изучение жизни, быта народа, национальных черт, обычаев и обрядов также поможет балетмейстеру-автору композиционного плана. Культура народа, социально-экономические условия его жизни – все это важно знать и использовать в работе над произведением. Большое вни­мание следует обратить на литературные источники, исторические, ар­хивные материалы.

Заложенная в программе схема будущего хореографического про­изведения, находит в композиционном плане свое развитие: хореогра­фические образы приобретают зримые черты, разрабатывается действие, через которое раскрываются характеры героев.

Автор композиционного плана должен донести через действие, через сценические образы идею произведения, создать эмоциональную атмосферу, образный строй. Он также должен указать примерную дли­тельность, хронометраж, номера отдельных его частей. Длительность номера может указываться в секундах или количестве тактов, музыкальный размер.

Изучение различных материалов, необходимых балетмейстеру для написания композиционного плана, для работы над сочинением хореографического произведения, питает его творческую фантазию и находит от­ражение в композиционном плане. В композиционном плане видна также и технология балетмейстерской работы.

Методика составления композиционного плана.

1. Название работы

Вступительные пояснения: место и время действия, на материале какого танца построено произведение, для какой возрастной категории предназначен, количество участников-исполнителей, название музыкального материала, его автор и т.д.

2. Идея произведения

3. Тема произведения

4. Задача произведения

5. Либретто произведения

6. Описание или эскизы декораций, оформление сцены

7. Освещение

8. Описание или эскизы костюмов

9. Сюжет, краткое содержание действия, исходя из основного закона драматургии /по тактам/

10. Описание рисунка танца /по тактам/

11. Описание движений и комбинаций.








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 9314;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.