Успенский собор Московского Кремля.

Это православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, с 1991 года Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси .

Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.

Первый каменный собор на месте нынешнего был построен в начале XIV века, в княжение Ивана I (Ивана Калиты): в 1326 г. на месте деревянного храма был заложен белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор, постройка 1326—1327 годов) — первый каменный храм Москвы, во исполнение пожелания Митрополита Киевского и всея Руси Петра, незадолго до этого переехавшего в Москву.

Это был четырёхстолпный, трёхапсидный, трёхпритворный, одноглавый храм, построенный по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (построенный в 1230—1234 годах Георгиевский собор стал вершиной владимиро-суздальского зодчества и последней белокаменной постройкой перед монголо-татарским нашествием). Храм был построен в характерной для этого времени технике: кладка из грубо обработанных квадров белого камня сочеталась с гладкотёсаными элементами архитектурного декора. Храм был увенчан кокошниками.

Успенский собор Ивана Калиты. Реконструкция С. В. Заграевского Успенский собор в XIX веке. Картина Генри Чарльза Брюэра Вид с южной стороны

 

 

При Иване III храм перестал соответствовать статусу кафедрального собора крепнувшего централизованного Московского государства. Вероятно, предназначенный к сносу храм перестали ремонтировать, и он сильно обветшал, что и нашло отражение в летописях. Летом 1471 года «митрополит Филипп стал усердно помышлять о постройке нового каменного соборного храма в Москве.

30 апреля 1471 года состоялась закладка нового собора. Начатое строительство не было закончено, так как доведённый до сводов храм обрушился после землетрясения («труса»), случившегося в Москве 20 мая 1474 года. Летописец свидетельствует: «бысть трус во граде Москве и церковь св. Богородицы, сделана бысть уже до верхних камор, падеся в 1 час ночи, и храми все потрясошася, яко и земли поколебатися».

Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который, полностью разобрав остатки прежнего строения, воздвиг существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. Храм был освящён 12 августа 1479 года митрополитом Геронтием.

Новый храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом (из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы; остальные — круглые — столпы также выполнены из кирпича, но облицованы белым камнем).

Первоначальные росписи собора были выполнены в период с 1482 по 1515 год. В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1642—1644 годы собор был расписан заново, но сохранились фрагменты первоначальных росписей, являющиеся древнейшим дошедшим до нас образцом фресковой живописи на территории Кремля.

Собор имеет монолитный лаконичный облик. Единство здания подчёркнуто равным делением фасадов с помощью ЛОПАТОК[11]. На гладких стенах — узкие окна и АРКАТУРНЫЙ ПОЯС[12]. АПСИДЫ[13] собора относительно невысоки и прикрыты с юга и с севера ПИЛОНАМИ[14]. пилонами. Собор украшен пятью мощными главами, смещёнными к востоку. Современники отмечали, что здание смотрится «аки един камень».

Внутренний объём собора поделён на 12 равновеликих квадратов столпами. Круглые столпы в основном пространстве дают ощущение огромного зала.

Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине. Применялась в строительстве Византии и Древней Руси.

Об исключительной значимости белого камня не только для древнерусской архитектуры, но и для истории Древней Руси

Христианство пришло на Русь из Византии, но там церковное строительство велось из плинфы или в смешанной технике Плинфа (от греч. πλίνθος — «плита») — характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, ширина которого примерно равнялась длине (могла достигать . Применялась в строительстве Византии и Древней Руси.

Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор, вид с юго-востока
Страна Россия
Город Москва, Кремль, Соборная площадь
Конфессия Православие
Епархия Московская
Автор проекта Аристотель Фиораванти
Архитектор Фиораванти, Аристотель
Строительство 1475—1479 годы годы
Статус Охраняется государством
Состояние Действующий

 

 


 

 

[3] Аркбута́н (фр. arc-boutant) — наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб, расположенный за пределами основного объёма здания. Применение аркбутанов позволяет значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания, увеличить оконные проёмы, а также пролёты сводов.

Традиционно аркбутаны связывают с готической архитектурой, хотя в замаскированном виде они применялись ещё в византийских и романских сооружениях. Однако в XII веке аркбутаны, по-прежнему выполняя функцию распределения нагрузки, превратились в специально выставленный напоказ декоративный элемент и использовались в таких известных сооружениях, как Шартрский собор, Собор Парижской Богоматери, Собор в Бове, Реймсский собор и др.

 

[4] Проблемы происхождения искусства// Электронный источник:

http://bukvi.ru/obshestvo/kulturologia/problemy-proisxozhdeniya-iskusstva.html








Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1815;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.