Искусство эпохи Эллинизма. Периодизация. Характеристика. Основные памятники.

Можно выделить 3 периода эллинизма как целостной системы: 1) 334—281 гг. до н. э.— образование империи Александра Македонского и ее распад в результате войн диадохов; 2) 280 г. до н. э.— середина II в. до н. э.— период зрелости эллинизма развивался в последнее столетие существования. 3) Середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э. — период упадка эллинизма и его гибели.

Отмечают отход в III—II веках до н. э. от возвышенно-прекрасных образов греческой классики в сторону индивидуального и лирического. В эпоху эллинизма имела место множественность художественных направлений, одни из которых оказывались связанными с утверждением внутреннего покоя, другие — с «суровой любовью к року».

Среди произведений монументальной скульптуры эллинистической Греции, утратившей свою ведущую экономическую и политическую роль, выделяется один из самых замечательных памятников эпохи — «Ника Самофракийская» (ок. 190 г. до н. э., Париж, Лувр). Статуя была воздвигнута на острове Самофракия в честь морской победы над флотом сирийского царя. Несмотря на сильные повреждения, эта величавая статуя богини Победы и теперь поражает огромной жизненной силой. Весь ее облик, стройная мощная фигура, уверенно устремленная навстречу порывистому ветру, могучим волнам, каждая складка трепещущей одежды полны ликующего чувства победы. Мраморный нос корабля, на который как бы слетела Ника, служил ей постаментом. В древности статуя стояла на вершине скалы. О ее подножие с шумом разбивались волны, морской ветер звенел и, казалось, развевал складки плаща богини. За влажными одеждами ощущалось ее сильное прекрасное тело, и словно торжествующие могучие и гордые мраморные крылья вырисовывались на фоне лазурного неба. Неразрывно связанная с окружающим пейзажем, статуя требовала обхода ее со всех сторон. Каждая из точек зрения давала новый аспект раскрытия монументального, глубоко патетического жизнеутверждающего образа.
Наиболее близкая к традициям искусства высокой классики статуя Афродиты Мелосской (ок. 120 г. до н. э., Париж, Лувр) приписывается Александру (или Агесандру). Огромная сила эстетического воздействия этого идеально прекрасного образа, в котором выражено представление о свободной гармоничной личности. Возвышенная красота Афродиты Мелосской, поразительное мастерство обработки мрамора связывают ее с самыми прогрессивными традициями классики. Но богатство пластического решения, контраст обнаженного тела и драпировок ее одежды, усиливающих впечатление монументальности, и, главное, сама постановка фигуры в винтообразном движении с легким наклоном торса порождены новым временем.
Важный шаг по сравнению с классикой делает искусство эллинизма в области портрета. Сохраняя свойственные классическому периоду принципы типизации, художники значительно сильнее индивидуализируют черты внешнего облика и душевного состояния модели. Образ неизвестного философа, так называемый Сенека (3—2 вв. до н. э., Неаполь, Национальный музей) дай в момент остроэмоционального напряжения, раскрывающего трагический надлом, который характеризует не только героя, но и кризисный дух эпохи.








Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1362;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.