Московское государство в XVI-XVII вв. 2 страница

Для противостояния Ногайской Орде были заложены города Самара, Саратов, Царицын, построена каменная крепость в Астрахани. Несмотря на сложные отношения с Доном, Годунов традиционно выплачивал казакам царское жалованье. Появились новые города в Сибири: Тюмень, Тобольск, Пелым, Березов и др. С именем Годунова связано возведение в Москве Белого города.

Годунов стремился наладить регулярные культурные связи с Европой, хотел организовать в Москве высшую школу с привлечением иностранных преподавателей. Отправил нескольких русских учеников из числа боярских детей за границу: в Любек, Англию, Францию, Австрию. Приглашал на царскую службу и одаривал иностранных врачей, рудознатцев и др. В Москве была построена лютеранская церковь. Это вызывало настороженное отношение к Годунову со стороны населения.

При Годунове были подвергнуты опале многие боярские роды. В 1601 г. в заговоре против него был обвинен Федор Романов (Романовы были сосланы, а сам Федор Никитич с женой насильно пострижены).

Годунов не сумел противостоять социальным катаклизмам первых лет XVII в. голоду, мору 1601 1603 гг., разбойничьей «вольнице», когда один из отрядов, возглавляемый Хлопком Косолапом в 1604 г. подошел к Москве. В 1604 г. столкнулся с военным противоборством Лжедмитрия I. Скоропостижно скончался в апр. 1605 г. После смерти отца присягу москвичей принял его сын Федор Борисович, который был убит весной 1605 г. после вступления Самозванца в Москву.

 

Смута– междинастический период кон. XVI – нач. XVII вв., отмеченный распадом государ­ственности, социальными катаклизмами, неоднократной сменой правителей при вооружен­ном вмешательстве в дела России Польши и Швеции; гражданская война, проходившая под знаком утверждения «настоящего», «природного» царя. Порождена множеством причин, из них существенное значение имели пресечение законной династии, хозяйственное разорение, социальные катаклизмы, казачья вольница, голод и мор 1601–1603 гг. Деформация общественного сознания определялась новым порядком престолонаследия, когда высшую власть получали не Божьим промыслом и не «природные» цари, а по решению Земских соборов. Законный царский трон стал предметом вожделений самозванцев, поль­ского и шведского королевичей, австрийского цесаревича, представителей русской знати.

В 1603 г. в Польше объявился Лжедмитрий I. Годунов немедленно издал грамоту о войне с самозванцем. Осенью 1604 г. Лжедмитрий с польскими отрядами перешел границу Русского государства и направился к Москве. Вместе с ним действовали отряды повстанцев. Власти объявили самозванца боярским сыном Отрепьевым. Смерть Бориса Годунова изменила ситуацию. Начались восстания в юго-западных областях. Лжедмитрий легко овладел столицей и был венчан царской короной. Весной 1606 г. состоялась свадьба Лжедмитрия с Мариной Мнишек, дочерью польского магната Мнишека, сандомирского воеводы. Начались преобразования государственного аппарата по польскому образцу. В беседе с боярами польские послы поставили их в известность о тайных обещаниях, данных Лжедмитрием: распространение на Московию унии, территориальные уступки, завещание русского престола Польше после смер­ти «названного Димитрия».

Вскоре был совершен дворцовый переворот, в нем активную роль играл Василий Шуйский. Лжедмитрий был низложен и убит. Намерение отдать трон Василию Шуйскому не встретило поддержку в народе. В борьбу за престол включился В. В. Голицын – гедиминович, потомок Дмитрия Донского. Голицын неизменно подчеркивал свое происхождение от Александра Невского. Однако на Красной площади народ, подготовленный сторонниками Шуйского, все же «выкрикнул» того на царствие. Он дал боярам крестоцеловальную запись, что не будет прибегать к казням и конфискациям. Принес присягу на польский манер. Последовала грамота от московских бояр, дворян и детей боярских, в которой народу объяснялось свержение Лжедмитрия I, отмечался факт гибели царевича Дмитрия и его погребение в Угличе. Подчеркивалось, что власть захватил черно­книжник, вор и самозванец Гришка Отрепьев. Мать царевича Дмитрия в особой грамоте каялась, что она из страха признала самозванца за сына. Грамоты распространялись в про­винции, люди недоумевали, шли слухи о спасении царевича. Предотвращая хаос, Шуйский торжественно перенес его тело из Углича в Москву; Дмитрий был причислен к лику к лику святых.

Однако это не успокоило массы. Социальное брожение усиливалось, охватило Рязань, Тверь, Новгород, Поволжье. Крестьяне отказывались признавать «боярского царя». Во главе движения стал Болотников. К нему потянулись холопы, тяглые люди, казаки, мелкие и средние феодалы. Началась расправа с высшими чинами – стольниками, окольничими, боярами. В Москве появились подметные письма, призывающие восстать против Шуйского за истинного государя «Димитрия Ивановича». После победы над отрядом кн. Трубецкого, к Болотникову присоединились отряды дворянина И. Пашкова, воеводы Г. Сунбулова, дворянина П. Ляпунова. Не сумев взять Москву, он отошел к Калуге, затем к Туле, там осенью 1607 г. он был пленен и вскоре убит.

В это время в Стародубе-Северском объявился Лжедмитрий II, поддержанный поляками. К Лжедмитрию присоединились казачьи отряды атамана И. Заруцкого. Одновременно появлялись все новые самозванцы – царе­вич Август в Астрахани, «внук» Ивана Грозного царевич Лаврентий, «сыновья» Федора Ивановича Клементий, Савелий, Семен, Василий, Ерошка, Гаврилка, Мартынка. Осенью 1607 г. Лжедмитрий разгромил войско Шуйского. Весной 1608 г., накопив силы за счет поляков и остат­ков войска Болотникова, самозванец разбил царские войска под Волховом, после чего двинул­ся к Москве и расположился в Тушино (отсюда его название – Тушинский вор). На помощь Лжедмитрию пришел польский отряд Яна Сапеги, двоюродного брата канцлера Литовского. В лагерь Лжедмитрия прибыла Марина Мнишек, признавшая его своим спасенным мужем.

Между тем в Москве усиливались панические настроения, влияние Шуйского падало. В смятении были открыты ворота тушинскому воеводе Плещееву; состоялась присяга Лжедмитрию. Основная масса москвичей заняла скорее выжидательную позицию относительно перспектив победы «царя Димитрия» или «царя Василия». На местах усиливался протест против чинимых тушинцами грабежей и поборов. В стычках тушинцев и царских войск поляки занимали выжидательную позицию, в то время как русские сторонники Лжедмитрия с беспощадной жестокостью умерщвляли взятых в плен сторонников Шуйского. Общая деморализация ослабляла позиции В. Шуйского. Начались т.н. «перелеты» – бег­ства в Тушино и обратно.

Весной 1609 г., заручившись поддержкой сейма, в Россию вторгся Сигизмунд III. В каче­стве повода для вторжения был использован договор Шуйского с королем Швеции, якобы грозивший Польше. Началась осада Смоленска. Сигизмунд призвал поляков из Тушино стать под его знамена. Лжедмитрий II с Мариной Мнишек, опасаясь попасть в плен к Сигизмунду, бежали в Калугу, в Тушино остался ростовский митрополит Филарет, которого Лжедмитрий нарек патриархом.

Делегация тушинцев от имени народа заявила Сигизмунду, что Москва, страж­дущая прав и вольностей, желает царем его сына – Владислава IV. Условия при­глашения закреплялись договором, по которому Владислав принимал православие; сохраня­лись права духовенства, законы менялись с участием бояр и всей земли. Было записано, что «никого не казнить, не осудя прежде с боярами и думными людьми; великих чинов людей не­винно не понижать, а меньших возвышать по заслугам; податей без согласия думных людей не прибавлять».

Скоропостижная смерть Скопина-Шуйского в занятой им Москве еще более дестабилизировало обстановку. Против В. Шуйского в Рязани выступил П. Ляпунов, обвинявший царя в отравлении Скопина-Шуйского. Войско В. Шуйского было разбито поляками. Надеясь воспользоваться чужой по­бедой, к Москве из Калуги двинулся Лжедмитрий II. Московские бояре ориентировались на Тушинского вора с расчетом, что, свергнув с престола В. Шуйского, разорвут связи и с «названным Димитрием», т.е. Лжедмитрием II.

Москвичи призвали Шуйского сложить царские полномочия, но он ответил отказом. Итогом народного недовольства стало то, что Шуйский в конце концов был насильно пострижен в монахи. В Москве установилось правление семи бояр – семибоярщина. Московские бояре по примеру тушинцев в авг. 1610 г. заключили договор о при­звании Владислава на русский престол. В Москву двинулись поляки во главе с А. Гонсевским (он получил чин боярина и стал фактическим правителем вместо малолетнего Владислава). В Смоленск к Сигизмунду отправился Филарет, Шуйский был увезен в Польшу. На севере часть территории России захватили шведы.

В этих условиях началось формирование Первого земского ополчения, которое возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. В состав ополченцев входили дворяне, дети боярские, стрельцы, служилые казаки, черносошные крестьяне, а также «тушинские» бояре, воеводы и ратные люди из калужского лагеря Лжедмитрия II (сам он к этому времени был убит). Ополчение осадило Москву. 19 марта 1611 г. в городе началось восстание против «семибо­ярщины» и поляков, которые опасались ополчения П. Ляпунова. Казаки осаждали Москву, шведы захватили Новгород, поляки Смоленск. под

В этих тяжелых условиях осенью 1611 г. было сформировано Земское ополчение К. Минина и Д. Пожарского. В авг. 1612 г. оно вошло Москву. 22 октября ополченцы взя­ли Китай-город, 26 октября польский гарнизон в Кремле капитулировал. В февр. 1613 г. на Земском соборе царем был избран Михаил Федорович Романов.

В ходе Смуты ценой больших жертв русскому народу удалось отстоять национальную неза­висимость, однако Россия понесла значительные территориальные потери, уступив Швеции Балтийское побережье по Столбовскому миру 1617 г., а Польше – западные земли со Смоленском и Черниговом по Деулинскому миру 1618 г. Владислав IV не смирился с утра­той своего влияния, в 1617 – 1618 гг. «учинил» поход на Москву, в котором принимали уча­стие запорожские казаки. Он отказался от претензий на русский престол лишь в 1634 г. по Поляновскому миру.

Последствиями Смуты стали утрата старых государственных устоев, ослабление самодер­жавия, мучительный выход из экономического разорения, фрагментация общественного сознания, приспособление к новым социальным формам, сложная политическая эволюция.

 

Болотников Иван Исаевич (?1608) предводитель мощного социального движения времени Смуты. В молодости бежал к казакам, был захвачен татарами, продан в рабство в Турцию на галеры, побывал в Венеции, Польше. Возможно, венный холоп кн. А.А. Телятевского, Болотников был наделен недюжинными военными способностями. В Самборе он познакомился с М. Молчановым, который разыграл перед ним роль спасенного «царя Димитрия» и отправил с письмом к кн. Шаховскому, назначив Болотникова воеводой. Так, в 1606 г. он появился на юго-западной окраине Руси. В июне 1606 г. он оказался во главе движения, требовавшего свержения «боярского царя Василия», передачи власти «царю Дмитрию», вера в реальность существования которого была тогда велика. Социальный состав движения отличался разнообразием, под знамена Болотникова шли тяглые люди, казаки, холопы, мелкие и средние феодалы. Хватали воевод и дьяков, отправляли их к Болотникову в Путивль. Холопы разоряли дома господ, убивали мужчин, насиловали женщин.

В июле 1606 г. Болотников вышел из Путивля на Москву. Он разгромил войско кн. Трубецкого, взял Елец и двинулся к Туле, соединяясь с отрядами рязанских дворян Г. Сумбулова и П. Ляпунова. Из Венева подошел И. Пашков. 23 сентября 1606 г. произошло сражение при устье Угры. Власти представляли его исход как победу над Болотниковым армии под командованием И.И. Шуйского. Независимые источники говорят скорее о поражении бояр. Калуга была занята повстанцами. Болотников нанес поражение царским войскам под Троицком и остановился в Коломенском. Опасаясь его возвышения, Ляпунов и Сунбулов перешли на сторону Шуйского. Царь Василий Шуйский пытался склонить на свою сторону и Болотникова, но тот ответил отказом.

В нач. декабря 1606 г. произошло сражение под Коломенском, Болотников отступил к Калуге. При деревне Котлы поражение Болотникову нанес племянник царя кн. М.В. Скопин-Шуйский. Болотников отошел к Туле. В июне началась осада Тулы. После более чем 3-месячной осады она была взята. Болотников был схвачен и сослан в Каргополь, в 1608 г. он был убит.

 

Михаил Федорович (1596 – 1645) – первый царь из рода Романовых, старинного русского боярского рода, который вел свое начало от боярина Андрея Ивановича Кобылы. Родоначальником династии считался Никита Романов – брат Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, жены Ивана IV Грозного. После смерти Ивана IV Романовы заняли видное место при дворе. С приходом к власти Бориса Годунова подверглись опале. Сын боярина Федора Никитича Романова (в монашестве – Филарета), Михаил был избран государем всея Руси в 16 лет. До воцарения вместе с матерью жил в костромской вотчине Романовых – Домнино. Позже укрылся от возможных преследований в костромском Ипатьевском монастыре, где узнал о решении Земского собора.

Избрание Михаила в цари «мимо» его отца с местнической точки зрения могло казаться не совсем удобным, несмотря на постриг старшего. По возвращении из польского плена Филарет, будучи патриархом, являлся одновременно «вторым государем» и правил вместе с сыном, но в глазах современников царем был Михаил.

В июле 1613 г. в Успенском соборе Кремля Михаил Федорович венчался на царство, в 1625 г. принял титул самодержца. В 1626 г. после смерти первой жены, Марии Владимировны Долгорукой, он выбрал невесту не из знатной семьи – Евдокию Лукьяновну Стрешневу, дочь можайского дворянина. От этого брака родилось 10 детей, в т. ч. будущий царь Алексей Михайлович. Первоначально не участвовал в управлении, которое осуществляли родственники, с 1619 г. отец, патриарх Филарет. Государственные грамоты писались от имени государя царя и святейшего патриарха Московского и всея Руси. Был заключен Столбовский мир со Швецией (1617 г.), по которому Россия потеряла выход к Балтике. Приостановлена польская интервенция (Деулинское перемирие 1618 г.). Позже попытался вернуть захваченные поляками территории, но война с Польшей (1632 — 1634 гг.) закончилась поражением, и Поляновский мир 1634 г. закрепил за Польшей исконно русские земли.

Михаил Федорович являлся сторонником взаимодействия царской власти с сословно-представительными институтами (Боярская дума, Земский собор). В годы его правления началось повсеместное введение воеводского управления, развернулись сыски тяглых людей, шло «испомещение» на землю вольных казаков, начали создаваться войска «нового строя», развернулось строительство новой оборонительной линии на юге (Белгородская черта). Для подъема экономики, развития промыслов на льготных условиях приглашались иностранные мастера (оружейники, литейщики и др.); так, в 1637 г. голландский купец Виниус получил позволение построить в Туле завод для литья пушек и ядер.

 

Алексей Михайлович (1629 1676) старший сын Михаила Федоровича Романова, царь (с 13 июля 1645 г.). Ребенком на шестом году был посажен за букварь, специально составленный по заказу деда, патриарха Филарета, читал месяцеслов, познавал Деяния апостолов. Позже изучал греческий, польский языки, богословие. Воспитание не исключало общения с иностранцами. В первые годы царствования царь мало участвовал в государственных делах, ими занимались Б. И. Морозов и И. Д. Милославский. Боярин Морозов являлся дядькой (воспитателем), а затем и родственником молодого царя (они были женаты на сестрах).

Первой женой была Мария Ильинична Милославская (1626 1669) дочь боярина Ильи Даниловича Милославского. От этого брака родилось пять сыновей (в т. ч. будущие цари Федор и Иван V Алексеевичи) и восемь дочерей (среди них правительница Софья Алексеевна). За морозовской родней в правительственный аппарат стала проникать родня царицы, среди которой особо выделился царский тесть. Политика властей вызвала возмущение, вылившееся в Московское восстание (1648), а также волнения в южно-российских городах, Сибири, Новгороде, Пскове. С 1649 г. Алексей Михайлович активно включился в дела правления. Сам составлял и редактировал многие указы. Он был сторонником единовластия, жесткого контроля над деятельностью центральных учреждений. Именно при нем сложились основные черты государственного, социально-политического и социально-экономического строя, который господствовал, с известными модификациями, вплоть до 1860-х гг.

Было составлено Соборное уложение, введены войска «нового строя», проведена денежная реформа, начат массовый сыск беглых, в интересах отечественного купечества реорганизована система таможенных сборов. С целью упорядочения системы приказов и ограничения влияния боярской аристократии создан специальный «тайный» приказ. Поощрялась промышленная деятельность. Защиту отечественного купечества обеспечивали Таможенный и Новоторговый уставы. Для обучения подьячих при Заиконоспасском монастыре организовна государственная школа. Царь приблизил к себе патриарха Никона, церковные реформы которого породили различные религиозные течения. В стране начался церковный раскол. Растущее вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв царя с патриархом. При А. М. в 1654 г. произошло воссоединение Украины с Россией, что стало причиной русско-польской войны, продолжавшейся 13 лет и закончившейся Андрусовским перемирием (1667 г.). Государство значительно расширило свои пределы на восток и юг. Русскими землепроходцами была открыта Восточная Сибирь. Цари Кахетии и Имеретии, теснимые турками и персами, просили о московском подданстве.

В 1671 г. царь женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной (1651 1694 гг.) дочери боярина Кирилла Полуэктовича Нарышкина. Она воспитывалась в московском доме боярина А. С. Матвеева, где познакомилась с будущим мужем. От этого брака родились сын Петр I и дочь Наталья.

 

Соборное уложение – свод законов. Разработано комиссией во главе с князем Н. И. Одоевским (в составе комиссии князь С. В. Прозоровский, окольничий князь Ф. Ф. Волконский, дьяки Г. Леонтьев, Ф. Грибоедов). Составление проекта при участии выборных людей началось в 1648 г., заняло около 4 месяцев, далее проект обсуждался на Земском соборе. Окончательный текст был утвержден в январе 1649 г. Источники Уложения – судебники, указные книги приказов, царские указы, думские приговоры, челобитные выборных людей, решения Земских соборов; были использованы также византийское законодательство и Литовский статут.

Уложение регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Многие статьи посвящены защите чести и достоинства. Действовало до 1832 г. Это был первый русский законодательный памятник, изданный типографским способом, переведенный почти на все европейские языки.

 

Крепостничество – система феодального хозяйства и права, выступало как форма внеэкономического принуждения, которое характеризовалось юридическим прикреплением крестьян к земле, их гражданской недееспособностью, правом феодала отчуждать крестьян без земли. В России начало его юридического оформления было положено Судебниками 1497 и 1550 гг. Окончательное прикрепление крестьян к земле связано с Соборным уложением 1649 г. – сыск беглых крестьян стал бессрочным. Имущество крестьянина было признано собственностью помещика. Крепостные не могли отныне свободно распоряжаться собственной личностью: они потеряли право поступать в холопство. Еще более строгие наказания были установлены для беглых черносошных и дворцовых крестьян, это объяснялось повышенной заботой об уплате государственных податей – тягла. Уложение 1649 г. фактически закрепостило и посадских людей, прикрепив их к местам проживания. Посадским людям впредь было запрещено покидать свои общины и даже переходить в другие посады.

В XVII в. в экономической и социальной жизни России наблюдается противоречие. С одной стороны зарождаются элементы буржуазного уклада, появляются первые мануфактуры, начинается формирование рынка. С другой стороны Россия окончательно становится крепостнической страной, подневольный труд начинает распространяться на сферу промышленного производства. Российское общество оставалось традиционным, отставание от Европы накапливалось. В то же время именно в XVII в. была подготовлена база для форсированной модернизации петровской эпохи.

Начало распада барщинной системы при развитии товарно-денежных отношений означало постепенное разложение феодализма. Оно обозначилось во 2-й пол. XVIII в. и проявлялось в росте денежного оброка, месячине, отходничестве, использовании наемного труда, организа­ции мануфактур в поместьях, появлении слоя «капиталистых крестьян». Кризисные явления усилились в 1-й пол. XIX в. Отменено в 1861 г.

 

Переяславская Рада– собрание представителей украинского народа, созванное гетма­ном Б. Хмельницким и принявшее в 1654 г. решение о воссоединении Украины с Россией.

Следствием Люблинской унии 1569 г. стала ко­лонизация Польшей украинских земель, рост числа фольварков, эксплуатация украинских крестьян. Усилилась экспансия католической церкви, получившей обширные земельные владения на Украине. Засилье поляков вызывало недовольство, центрами сплочения являлись братства, объединявшие население вокруг православных соборов. Православная шляхта, высказывавшаяся против поляков, оттеснялась властями от занятия «урядов» (госу­дарственных чинов), подвергалась гонениям. Православным священникам запрещалось вести службу на родном языке. Социальное движение за свободу поддерживало казачество – Запорожская Сечь. С 1572 г. для охраны южных и восточных границ польское правительство принимало на службу реестровых казаков, которые считались как бы официальными; войско реестровых казаков возглавлял гетман, они назывались «низовыми». Реестр постоянно менялся, казачество добивалось его увеличения, что давало некоторые при­вилегии. Поляки видели в Сечи угрозу, но нуждались в казаках. После подавления казачьего выступления 1638 г. наступило некоторое затишье. Спустя 10 лет новое восстание возглавил Богдан Хмельницкий. Польский шляхтич разграбил его родовой хутор Субботов под Чигирином. Полководческий талант Хмельницкого проявился в ходе освободительной борьбы. В мае 1648 г. в битвах у урочища Желтые воды, а также под Корсунем восставшие наголову разгромили армию ко­ронного гетмана Потоцкого. Летом 1648 г. восстание переросло в освободительную войну. Измена крымского хана привела к утрате благоприятных перспектив, при этом Хмельницкий заключил т. н. Зборовский трактат, устанавливавший реестр в 40 тыс. человек (документ не решал основных задач, но содержал ряд статей, выгодных восставшим). Еще летом 1648 г. казацкая старшина обратилась за помощью к Русскому государству. Однако опасение новой войны с Польшей, неясность относительно характера движения на Украине оттягивали решение Москвы. И только в окт. 1653 г. Земский собор в Москве принял решение о вос­соединении Украины с Россией. На Украину отправилось посольство во главе с боярином Бутурлиным. Рада в Переяславле 8 янв. 1654 г. высказалась за вхождение Украины в состав России. Москва устанавливала сюзеренитет над Левобережной Украиной, жители которой в тот период видели в России опору в борьбе за свержение польского господства и защиту от Турции и Крыма. Важное значение имели особенности Русского государства и правитель­ственная политика в отношении Украины (более слабый крепостнический гнет, наличие казачьих районов, предоставление убежища спасавшимся украинским крестьянам и казакам, создание специальной области из переселенцев).

В состав России вошла лишь Левобережная Украина – земли Киевская, Черниговская и Брацлавская. Правобережная Украина, оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до разделов Польши. Будучи включенным в состав России, где были сильны монархические тенденции, украинское гетманство оказалось в сложном положении. Отношения с Россией оформлялись в виде т.н. «статей» (Мартовские 1654 г., Переяславские 1659 г., Московские 1665 г., Глуховские 1669 г.). Решения Переяславской Рады были закреплены Андрусовским перемирием России с Польшей 1667 г. Однако в международно-правовом отношении земли, воссоединенные с Россией на П. Р., еще не воспринимались как часть России. После измены Мазепы Петр I пытался трактовать украинские земли как русские. Однако уже в 1727 г. по­следовал указ о передаче малороссийских дел как относящихся к отдельному государству из Сената в Иностранную коллегию.

 

Войско Донское – военно-политическое объединение казаков на Нижнем Дону с конца XVI в., на всей территории Дона с 1620-х гг. К 1502 г. относят обращение Ивана III к княгине Аграфене Рязанской «велеть казнити» тех, кто «пойдет самодурью на Дон, в молодчество». Однако поток на юг все возрастал. К 1548 г. относится упоминание об «остроге» у Волго-Донской Переволоке, 1549 г. датирована грамота, содержащая первое упоминание о «донских каза­ках» (в 1570 г. последовала грамота за службу «казакам и атаманам»). С сер. XVI в. боевые действия казаков московские власти считали службой, передавали им казенные средства, в 1581 г. обратилась с требованием совместно «промышлять» против крымских татар. С Дона казаки осуществляли выходы на Волгу, воева­ли с Астраханью, Азовом, нападали на турок, разоряли ногайские улусы; вместе с Иваном IV Грозным сражались за Казань, принимали участие в Ливонской войне.

В XVII в. власть войска на Дону признавали Запорожская Сечь, Польша. Внутренняя жизнь определялась условиями выживания, разъединенностью общин, образом жизни, связанным с получением военной добычи, занятием промыслами, торговлей. Важное значение имели принципы отношений с центральной властью, которая с 1623 г. через Посольский приказ ведала делами на Дону. Источником существования в XVI – XVII вв. являлась добыча. Богатая добыча и дорогая одежда для казаков служили доказательством их значимости. С 1570 г. казаки стали получать царское жалованье - деньги, хлеб, сукно, се­литру, свинец; с 1613 г. жалованье поступало достаточно регулярно. К присяге было приведено в 1676 г. В 1644 г. основан Черкасск. До нач. XVIII в. В. Д. пользовалось широкой автономией, имело самоуправление: войско­вой круг, выборные исполнительные органы.

В нач. XVIII в. принято решение о переписи казаков. После поражения Булавинского вос­стания (1707 – 1709) часть казачества во главе с атаманом И. Ф. Некрасовым ушла с Дона на Кубань. Этих казаков называли «некрасовцы»; осно­вав военное братство, они осуществляли рейды на север (Харьков, Тамбов, Пенза и др.). Около 1740 г. 1600 семей отправились морем в Добруджу, основали на Дунае ряд городков.

В 1709 г. появился войсковой герб. Потемкин учредил на Дону войсковую канцелярию. В 1775 г. принят первый акт об уравнивании казачьих офицеров с армейскими. В 1798, 1802, 1812, 1835, 1845 и 1848 гг. были приняты акты, которые, в частности, предоставляли офицерам право на получение потомственного (для имевших чин выше хорунжего) и личного (до хорунжего) дворянства. Екатерина II в 1793 г. утвердила карту Войска Донского, в 1795 и 1796 гг. устанавливались межи между Доном и соседними губерния­ми.

Задачи оптимизации управления привели к организации в 1819 г. специального Комитета об устройстве (он был ликвидирован в 1835 г.; одновременно учреж­далось «Положение об управлении войском Донским»; в 1838 г. утвержден проект станичного юрта). В 1857 г. образовано Управление иррегулярных войск, в 1879 г. – Главное управление казачьих войск. Проводились переселения казаков, в частности, на Сунжинскую и Лабинскую линии (1845 – 1847).

Существуют различные концепции происхождения казачества. Часть из них соотносится с т. н. «миграционной теорией», другие имеют в основе автохтонную теорию, некоторые являют собой попытку их синтеза. В лит. существуют различные представления о казаках: особый этнос, социальная общность, соединение этнических и сословных начал. Русское (славянское) происхождение возводится к времени хазар, предками донских казаков по­лагают бродников. Изучение истории донского казачества началось с трудов А. И. Ригельмана, военного инженера XVIII в., автора «Истории или повествования о донских казаках» и «Летописного повествования о Малой России, ее народе и казаках вообще». В XIX в. по­ явились «Историческое описание Земли Войска Донского» и «Статистическое описание Земли донских казаков» В. Д. Сухорукова.

 

Никон (1605 1681) патриарх времени церковного раскола (в миру Минов Никита). Родился в крестьянской семье. Был священником, затем монахом, игуменом Кожеозерской пустыни. После знакомства с царем Алексеем Михайловичем был посвящен в сан архимандрита московского Новоспасского монастыря. С 1652 г. патриарх Московский и всея Руси, в 1654 г. начал проведение церковных реформ, в соответствии с которыми менялся порядок богослужения, исправлялись тексты богослужебных книг, вводились др. новшества.

Никон добивался освобождения церкви от светской власти, независимости патриарха в церковных делах и права духовного контроля над царской властью. Алексей Михайлович, видимо, признавал за патриархом только право увещевать царя. По мнению ряда историков, это косвенно подтверждается переносом в Успенский Собор с Соловков мощей митрополита Филиппа, обличавшего Ивана IV Грозного и задушенного Малютой Скуратовым. Светская власть как бы приносила покаяние в содеянном. Но претензии Никона стать своего рода «московским папой», были царем резко отвергнуты. Алексей Михайлович исходил при этом из примата царской власти.








Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 691;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.