Постановка и решение проблемы первоосновы мира (Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты.

Задача, возникшая перед первыми философами, заключалась в объяснении природы, космоса. Что есть все, т.е. что лежит в основе мира - первый философский вопрос. Как соотносится единое (первоначало мира) со многим (вещами, предметами мира). Первые попытки ответов на этот вопрос дают греческие натурфилософы, объясняющие мир через природную субстанцию (Милетская школа и др.):

1. Фалес (представитель Милетской школы): полагает, что все есть вода (вода - универсальная субстанция, начало мира). Из воды происходит земля (путем сгущения), огонь (свечение над водой), воздух (путем испарения), а из этих субстанций - все остальное (многое, разнообразные вещи). Фалес впервые поставил вопрос о соотношении Единого и многого, но выразил свои размышления не через форму понятий, а образов (вода — это образ, а не логическое понятие, на основе которого можно было бы делать суждения и умозаключения).

2. Анаксимандр (представитель Милетской школы): начало всего - апейрон, т.е. беспредельная, неопределенная, неуничтожимая, все объемлющая и всем управляющая субстанция (нечто абстрактное). Из апейрона происходят 4 субстанции (земля, огонь, воздух, вода), однако Анаксимандр не может объяснить, как это происходит. Позднее немецкий философ Гегель назвал Анаксимандра первым философом, который попытался мыслить абстрактно.

3. Анаксимен (представитель Милетской школы, ученик Анаксимандра): упростил идею апейрона как беспредельного начала до стихии воздуха (тоже беспредельного, на его взгляд). В философии этот шаг называют «заземлением» апейрона. Воздух — первооснова мира, это тоже пока что образ, но не понятие.

4. Пифагор (основатель пифагорейской школы, совмещающей в себе философию, науку и мистику). По мысли Пифагора, в основе вещей лежит не какое-то природное начало (вода, воздух и пр.), а число, познать мир - значит познать управляющие им числа. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние.

5. Анаксагор: создатель учения о вечных элементах мира - "семенах" (или "гомеомериях", т.е. однородных частичках), которые включают в себя всю полноту мировых качеств и управляются космическим Умом (Нусом). Анаксагор в своей философии отразил идею Логоса, порядка (Ума), который упорядочивает мир (элементы бытия).

6. Эмпедокл: создатель учения о четырех стихиях, которые образуют "корни" вещей, так называемое архе (первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир). Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Источником движения, происходящего в природе, являются не сами "корни", так как они неизменны, а две противоположные силы - Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло. Из борьбы Любви и Ненависти возникают и разрушаются вещи, таким образом, объясняется мир.

7. Гераклит:основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики.Диалектика - это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений.Символом движения является огонь. «Все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил Гераклит. Еще одна диалектическая идея — борьба, "вражда" противоположностей. Гераклит был изобретателем идеи борьбы противоположностей как конструктивного философского начала. В изображении Гераклита борьба, распря, война имеют глубинное отношение к рождению, возникновению, расцвету, т.е. к самой жизни. "Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей... и что все возникает через вражду и взаимообразно». Идея становления Гераклита все же не расходится с идеей неизменного Космоса, ведь движение и изменение существует лишь в рамках неизменного целого (Космоса).

Элеатская школа: Парменид(6 в. до н.э.), его ученик Зенон (6-5 вв. до н.э.).

Заслуга: открытие понятийного мышления, философской логики. До Парменида Фалес и др. мыслили мир смыслообразами, а не понятиями. В смыслообразе нет логики, из него невозможно вывести следствия. Понятие — это первичный кирпичик логического мышления. На основе понятия можно построить суждение, из суждений вывести умозаключения, потом гипотезы, теории. Все это является основой науки. Поэтому Парменид — прародитель научного мышления в его понятийной форме.

Идеи Парменида:

1. В основе истинного познания лежит разум, логика, а не чувство и мнение (мнение неоднозначно, часто обманчиво, логика же строго однозначна).

2. Существует только то, что мыслимо. То, чего помыслить нельзя, того нет (нельзя помыслить абракадабру, значит, ее и нет). Отсюда заключение Парменида: бытие есть, а небытия нет. Парменид впервые вывел тождество бытия и мышления: мыслимо только то, что есть.

3. Бытие – первое абстрактное логическое понятие, выражающее идею единого и исключающее множественность вещей, явлений, состояний. Так же, как формальная логика абстрактна и не учитывает многообразия вещей, их состояний, так и понятие бытия Парменида предельно абстрактно. Единственное, что можно сказать о нем, это то, что бытие «есть», а поскольку небытия нет, то бытие по определению целостно, вечно, неизменно, однородно. Парменид представлял свое бытие в виде совершенного сверхплотного шара, каждая его точка равноудалена от центра.

4. Кроме бытия нет ничего, даже небытия, поскольку небытие предполагает пустоту, неоднородность, изменение, движение.

5. Движение невозможно, так как нет небытия и пустоты. Апории Зенона (трудноразрешимые проблемы) доказывают невозможность движения:

А) «Летящая стрела»: летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, то есть покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть не существует момента времени, в котором стрела совершает движение.

Б) «Дихотомия»: чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности.

Дихотомии выражают противоречие между логическим (понятийным) мышлением и самим миром, между «путем истины» и «путем мнения». Все аргументы, что движение есть, что мы ходим, передвигаемся, по мнению Парменида и Зенона относятся к «пути мнения». Логически мир выглядит как единое, неделимое бытие.

Вывод: Парменид открыл возможность понятийного, теоретического мышления, и строго следуя логике, пришел к противоречию: отрицанию реального мира с его движением и развитием.

Атомизм Демокрита(5-4 в. до н.э.).

Основная заслуга: вернул в мир движение, преодолел абстрактность и безжизненность системы Парменида.

Идеи Демокрита:

1. Существуют мельчайшие, далее неделимые, однородные, вечные материальные частицы – атомы (от слова - неделимый).

2. Атомов много, они разной формы (с крючочками, вогнутые, выгнутые, шероховатые и пр.).

3. Помимо атомов есть пустота, пространство, в котором сцепляются и разъединяются атомы. Как раз из-за отсутствия небытия, пустоты у Парменида было невозможно движение, многообразие мира.

4. Движение атомов происходит не случайно, но строго по законам необходимости (детерминизма). Демокрит - первый создатель детерминистского учения (учения об определенности сущего, мира, о взаимосвязи причины и следствия).

5. Количественное и качественное соотношение атомов составляет многообразие мира. Сцепление атомов приводит к возникновению вещи, разъединение — к разрушению. Атомы никуда не исчезают, они просто переходят во взаимодействие с другими атомами. Атомы похожи на элементы конструктора «Лего»: они вечны и неразрушимы, из них можно собрать любую вещь (корабль, самолет, машину и пр.).

6.Все вещи, даже душа и мышление объясняются материалистически – движениями и связями определенных атомов.

Вывод: Демокрит взял за основу понятие единого бытия Парменида, назвав его атомом. Только этих атомов много, они находятся в пространстве и взаимодействуют между собой. Таким образом, Демокрит сумел объяснить взаимодействие Единого и многого, не потеряв в этом объяснении реальный мир. Его считают первым материалистом и создателем детерминистского учения.








Дата добавления: 2015-11-06; просмотров: 6556;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.