Концепция социетального обществаТ. Парсонса

Новая интерпретация гражданского общества была представлена американским социологом Талкоттом Парсонсом (1902—1979). Используя

структурно-функциональный подход, он понимает общество как систему, входящую в природную среду и стремящуюся к самосохранению, поддержанию внутри себя основных параметров, которые задают его организованность. Система может сохраниться, только постоянно преодолевая хаотические воздействия со стороны среды. Для этого гражданское общество создает внутри себя сложную и разветвленную структуру подсистем, а внутри подсистем — структуру социальных институтов. Подсистемы сосредоточены на выполнении определенных функций: экономическая подсистема осуществляет адаптацию общества к природной среде, политическая — целеполагание, нормативная —интеграцию общества, культурная задает смысл поступкам людей, т. е. производит легитимацию. Социальные и поэтические институты — это элементы подсистем, которые соответствуют государственным учреждениям и институтам гражданского общества. Действуя в рамках социального или политического института, мы начинаем подчиняться соответствующим правилам игры.

Социетальное общество современная версия гражданского общества, основанного на синтезе индивидуализма и коллективизма традиции и модерна с акцентом на принципы солидарности и социальной интеграции. Назначение социетального общества состоит в том, чтобы интегрировать дифференцированную социальную систему путем институционализации культурных ценностей в качестве соииально-приемлемых и социально применимых норм.

По его мнению, в результате трех современных революций: промышленной, демократической и образовательной, возникла новая модель дифференциации социетального сообщества на культурную, экономическую и политическую подсистемы. Каждая из подсистем обособилась и создала собственные институты. Промышленная революция, произошедшая в Англии, завершила тенденции раннекапиталистического развития, привела к небывалому расширению общественного разделения труда и обособила экономическое общество от государства. Политическая революция, центром которой была Франция, создала новый тип солидарности, результатом которого стал общенациональный коллектив (нация), члены которого в дополнении к гражданским правам получили и политические. Образовательная революция последовательно освобождает социальную структуру от шаблонов и стратификации, основанных на происхождении человека, а университет как центральный институциональный комплекс этой революции обеспечивает выработку модели социальной организации, основанной на солидарности. С окончанием образовательной революции происходит завершение процесса обособления гражданского общества (социетального сообщества).

Социетальное сообщество понимается Т. Парсонсом в двояком

смысле. В нормативном контексте он подразумевает под ним систему легитимного устройства, образованную в результате институционализации культурных ценностей в нормы права. В функциональном смысле общество — единая, взаимосвязанная и организованная сущность, общность граждан корпоративного типа, основанная на консенсусе. Социетальное общество определяет рамки, образующие каркас для законов и ассоциаций. Они связаны с развитием комплекса представлений о гражданстве, которое означало равные условия членства в социетальном сообществе, а не в государстве. Понятие ≪гражданство≫ включает ряд компонентов. Во-первых, это ≪негативные свободы≫, понимаемые как субъективные, неотчуждаемые права каждого индивида (право частной собственности, свобода слова, вероисповедания, собраний, ассоциаций, равно как и равенство перед законом и судом), закрепляют автономию социетального сообщества от государства и устанавливают приоритет первого над вторым. Во-вторых, политические права, связанные с гражданством, которые предоставляют возможность участвовать в представительном правлении через голосование и право влиять на политику. В-третьих, фундаментальный элемент гражданства — социальные ресурсы и возможности, необходимые для претворения в жизнь прав, для создания условий ≪реального≫, а не ≪формального≫ равенства в пользовании правами.

Социетальное сообщество ограничено как от государства, так и от экономики. Формой его организации является не бюрократия, как в государстве, и не рынок, как в экономике, а принцип ассоциации, предполагающий взаимную солидарность составляющих его членов. Согласно Т. Парсонсу ассоциация представляет собой корпорацию, между членами которой существует консенсус в отношении общей нормативной структуры (всеобщих ценностей). Консенсус устанавливается благодаря наличию престижа и репутации, которые являются источником идентичности ассоциации, а также становления коллективного ≪мы≫. Современные ассоциации в социетальном сообществе функционируют на основе ряда принципов:

1) принцип добровольности, основанный на свободе ассоциаций; 2) принцип равенства ее членов, отрицающий иерархию; 3) принцип процедурности, т.е. следование формальным правилам при обсуждении актуальных вопросов.

Т. Парсонс выделяет два типа солидарности, на основе которой функционируют ассоциации: 1) солидарность, основанная на консенсусе; 2) так называемая диффузная солидарность, основанная на ≪общей принадлежности≫, т. е. солидарность, изначально заданная.

Следовательно, гражданское общество как социетальное сообщество,

по Т. Парсонсу, основано на нормах и ассоциациях и противостоит как рынку (т. е. экономике), так и государству (бюрократии). Промежуточным и опосредующим звеном между государством, экономикой и социальным обществом выступает процессуальное (формальное) право, которое претендует лишь на уравнение партнеров, переговоры между которыми в условиях соблюдения тщательно разработанных процедур должны привести к соглашению ради целей и средств их достижения. Т. Парсонс расширительно понимает формальное право, отождествляя со сферой процессуального права все управляемые с помощью процедур институты — от судов и парламентов до выборных кампаний и добровольных ассоциаций. Абсолютизация конструктивной роли позитивного закона и корпоративизма как создателя независимого законодательства приводят его к примитивной апологетике американского общества, которое рассматривался им как высшее достижение, ≪конец истории≫.








Дата добавления: 2015-10-26; просмотров: 2293;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.