Ранняя классика

(490–450 гг. до н. э.)

Архитектура.В классический период наибольшее распространение получили храмы дорического ордера. Строгая пропорциональность и чёткость плана отличают храм Геры в Пестуме, храм Афины Афайи и Храм Пойседона; более нарядным благодаря скульптурному декору был храм Зевса в Олимпии.

В Олимпии, одном из главных святилищ Греции, архитектором Либоном из Элиды был построен величественный храм Зевса (сер. V в. до н. э.). Дорический храм, превосходивший по размерам все храмы того времени (27,68×64,12 м). Был сложен из известняковых блоков, украшен мраморными раскрашенными фронтонами (на одном — изображение состязания между Пелопсом и Эномаем, на другом — битва лапифов с кентаврами) и метопами (изображение подвигов Геракла). В храме Зевса находилась его статуя работы великого Фидия. Статую Зевса Олимпийского считают одним из семи чудес света. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду — золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники — богини победы, другой опирался на высокий жезл. Трон был сделан из золота и слоновой кости: спинка, подлокотники и подножие были украшены рельефами из слоновой кости и золотыми изображениями богов и богинь. Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. В V в. н. э. деревянный колосс сгорел во время пожара.

Скульптура.В монументальной пластике, статуях, стоящих на площадях или в храмах, проявился эстетический идеал греков. Новое понимание методов ваяния сказалось в новом восприятии образа человека — «Дельфийский возничий» (470 г. до н. э.) — одна из немногих подлинных бронзовых статуй, дошедших до нашего времени. Героический идеал классики раннего периода в динамическом варианте получил своё воплощение в бронзовой статуе Посейдона или Зевса (ок. 460 г. до н. э.). Как и в Дельфийском возничем, в ней использована инкрустация по металлу глаз статуи. Мифологическая тема продолжает занимать ведущее место в искусстве.

К этому периоду относится творчество скульптора Мирона из Элевтер (сер. V в. до н. э.).Особенности творчества Мирона проявились в прославленном «Дискоболе», прекрасном телом и духом юноше, в стремительном движении бросающем диск. Спокойствие, самообладание — характерная черта греческого классического искусства скульптуры, определяющая меру этической ценности человека. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий» имеет глубоко идеализированное значение превосходства разума над стихийными силами.

Рельеф.В работах ионических мастеров в это время преобладали темы лирического характера. Рукой безвестного скульптора были исполнены рельефы с изображением рождения Афродиты из морской пены (ок. 460 г. до н. э., h=1,07 м). Две хариты поднимают богиню из воды, осторожно поддерживая ее под руки. Тонкий, почти прозрачный хитон влажен. Его прилипшая к телу ткань повторяет формы прекрасной богини. В Афродите нет ни любовной неги, ни величия, в ее облике подчеркнуты решительность, уверенность, властность. На боковых рельефах изображены две женщины, приносящие дары рождающейся богине. Сидящая у высокой курильницы закутанная в одежды новобрачная посыпает огонь жертвенника душистыми травами — «Приносящая жертв»у (ок. 460 г. до н. э., h=0,84 м.). На левом рельефе сидящая свободно обнаженная флейтистка-гетера играет на двойной флейте — «Флейтистка» (ок. 460 г. до н. э., h=0,84 м.). Она также приносит Афродите дар — любовную песенку.

Вазопись.Широкое распространение в период классики получила вазовая роспись. Искусство расписной керамики поднялось на очень высокий уровень. Сохранившиеся надписи на вазах позволяют узнать авторов замечательных произведений краснофигурной вазописи: Евфрония, Евфимида, Дуриса и прочих. Мастера краснофигурной росписи пришли к более свободному пониманию композиции: на поверхности вазы они размещали сцены из мифологических сюжетов или современные им сцены из повседневной жизни, соответствующие назначению вазы.

Крупнейший из известных мастеров краснофигурной вазописи — Евфроний — создал замечательные по тонкости и красоте рисунка композиции — «Ваза с ласточкой», кратер с изображением гимнастической школы.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 867;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.