Гомогенная визуальная среда.

Гомогенные визуальные поля – видимые поля в окружающем пространстве, на которых либо отсутствуют зрительные детали вообще, либо количество их резко снижено (голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, перегородки, асфальтовое серое покрытие и пр.). В городских условиях гомогенные визуальные поля образуются торцами зданий, заборами, крышами, асфальтовыми дорогами. Гомогенизация городской среды связана с применением панелей и стекла большого размера, ДСП, пленок, линолеума, фанеры, пластика. В окружении гомогенных полей глаз не может полноценно работать, так как в такой среде глазу не за что зацепиться после очередной саккады. В этом случае саккады резко увеличиваются по амплитуде, то есть глаза работают не в экономном режиме, что неизбежно ведет к ощущению дискомфорта. В однородной гомогенной среде (равномерные поверхности большого размера) в сознании человека может возникнуть эффект «пустого поля». Это происходит, если при автоматии саккад на сетчатке не возникает перепада освещенности фоторецепторов – объект становится как бы неподвижен относительно фоторецепторов, и человек перестает его видеть через 1 – 3 с. Когда взгляду не за что зацепиться после очередной саккады, автоматия саккад переходит на поисковый режим с максимальной амплитудой, что приводит к быстрому утомлению глаз. Гомогенная среда вынуждает рассматривать предметы с большей тщательностью, т.к. при попадании в поле зрения гомогенной поверхности в мозг поступает недостаточно информации, что вызывает определенный психологический дискомфорт.Гомогенная видимая среда –такая среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо их количество резко снижено.

Гомогенная визуальная среда в городе. Безудержная урбанизация отторгает человека от естественной природы и помещает его в каменные джунгли, порождая при этом огромное число социальных и экологических проблем (Лемешев М.Я., 1991, 1994; Лукьянчиков Н.Н., 1995; Ягодин Г.А., Третьякова Л.Г., 1990). Крупнопанельное домостроение в России составляет около 60% объема строительства, оно стало массовым и в настоящее время является определяющим фактором в создании облика наших городов. Сам по себе этот факт воспринимается как положительное событие, потому что благодаря такому подходу удается решать жилищную проблему. Но повсеместное применение этого способа возведения зданий существенно меняет облик наших городов, и проблема визуальной среды становится все более острой. В городской среде возникает много гомогенных видимых полей, которые, в частности, создают торцы зданий. При взгляде на такую голую стену глазу совершенно не за что «зацепиться» т.е. нет элементов для фиксации взгляда. В градостроительной практике есть примеры настенной живописи (суперграфика), с помощью которой удается избавиться от гомогенных полей, но она еще не получила широкого распространения.

В актуальности проблемы видеоэкологии можно наглядно убедиться при сопоставлении двух зданий из разных эпох. Визуальное поле, созданное старинным зданием, является благоприятным для глаза. Здесь есть все для полноценной его работы: и разнообразие зрительных элементов (арки, колонны, кривые линии, лепнина), и интересный силуэт, и насыщенный деталями первый этаж (окна, вывески, подъезды). Кроме того, в эстетическом плане здание хранит в себе некую тайну, которая и является сущностью красоты. Современное же сооружение лишено тайны, оно ясно с первого взгляда и даже с первой саккады, так как вместо разнообразного декора глаз видит огромную гомогенную плоскость, а вместо силуэта – прямую, как струна, линию. Итак, сформулируем по пунктам, в чем заключаются различия в облике современного и старинного здания:

· в насыщенности элементами – малое их число в современном здании и большое в старинном;

· в структуре элементов – множество прямых линий и прямых углов в современном здании, и много острых углов и кривых линий в старинном здании;

· в размерах плоскостей – одна большая плоскость в современном и много малых плоскостей в старинном здании;

· в силуэте зданий – упрощенный силуэт в современном здании, вместо которого просто прямая линия без единого элемента, и сложный и разнообразный силуэт в старинном.

Гомогенные визуальные поля в малых архитектурных формах.К малым архитектурным формам следует отнести киоски, палатки, ларьки и павильоны, которые во все времена были ярко раскрашены, создавая тем самым своеобразные акценты в городской среде. Такой подход благоприятно сказывался на визуальной среде города. Ситуация коренным образом изменилась в ХХ веке, когда архитектура малых форм во многом напоминала большую архитектуру; те же самые прямые линии, прямые углы, голые поверхности, бедная цветовая гамма.

Гомогенные визуальные поля в интерьерах жилых и производственных помещений.Однородные гомогенные поля окружают человека не только на городских улицах, их достаточно и дома, и на работе. Они начинаются с гладкой входной двери квартиры, продолжаются полированными стенками и заканчиваются кухонной мебелью, облицованной гладким пластиком. Глядя на такие гладкие поверхности, глаз по-прежнему не может ни за что «зацепиться» после саккады. Он как бы оказывается в безориентирном пространстве. Так воздействуют на наши глаза полированные стенки и шкафы в собственной квартире. При наличии подобной мебели должно быть в достатке других украшений в квартире, которые могли бы компенсировать однообразную противоестественную визуальную среду в собственном жилище. Еще большую проблему видеоэкологии представляют интерьеры промышленных предприятий. К примеру, в электронной промышленности повышенные требования к чистоте и герметичным зонам привели к изобилию гомогенных визуальных полей. Они создаются здесь применением в большом количестве стекла, пластика, металла, ДСП, ленок, линолеума. Внешний вид самих работников цеха дополняет эту гомогенность. Пространственно-предметная организация помещений и прилегающих территорий должна строиться не только на основе педагогической содержательности и целесообразности, но и с учетом зрительного восприятия. Визуальная среда в детских учреждениях должна содержать достаточное разнообразие зрительных элементов. В такой среде глаз сможет работать в собственном режиме, и ребенку там будет легко находиться.








Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 3522;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.