Механизмы и приемы воображения

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ниче­го. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе пред­ставлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной дей­ствительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представле­ний, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В хо­де такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагиро­вание частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтези­рующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования об­разов воображения. Причем приемы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны.

1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр и т.д.).

2. Гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей предмета и их смещением. Примером может служить образ Гулливера, многоголовый дракон и др.

3. Типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).

4. Схематизация – выделение различий представлений, черт сходства из которых формируется образ фантазии.

5. Акцентирование (заострение) – подчеркивание наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило используется для художественных образов (дружеские шаржы, злые карикатуры).

Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций (наблюдается в процессах памяти), подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике.

Все приемы воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов плохо осознаются субъектом.








Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 3354;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.